Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2011 в 15:11, реферат
Острый экономический кризис, с которым столкнулись многие страны в начале 80-х гг., потребовал перестройки государственного регулирования экономики, перехода к развитию рыночных отношений. Основными направлениями реформ стали приватизация (переход государственного имущества в частные руки), либерализация цен, финансовая стабилизация (борьба с инфляцией, укрепление курса национальной валюты).
Введение………………………………………………………..2стр.
Государство в рыночной экономике………………………3стр.
Общая характеристика экономической реформы……….8стр.
Система социальной защиты………………………………10стр.
Заключение …………………………………………………..13стр.
Список литературы………………………………………….14стр.
В-третьих,
это здоровая конкуренция
Данные
условия создаются в ходе глубинных
преобразований в отношениях собственности,
замены планового механизма
Очень сложна проблема очередности шагов экономической реформы. Приватизация и демонополизация, структурная перестройка, интеграция в мировую экономику, формирование конкурентной среды – длительные процессы. Либерализация цен образует предпосылку их успешного осуществления, более того, подталкивает к их ускорению. Уже поэтому указанные процессы не могут реально стать предпосылкой либерализации цен.
Элементами «шоковой терапии» в экономике являются либерализация цен, ликвидация так называемого «денежного навеса» и переход к структуре цен мирового рынка; либерализация внешней торговли, в том числе обеспечение хотя бы частичной конвертируемости валют; дерегулирование экономики; отмена субсидий; резкое сокращение бюджетного дефицита; жесткая кредитно-денежная политика; быстрая приватизация.
Но эффективной «шоковая терапия» может быть только при условии проведения успешной институциональной и структурной политики.
«Шоковая терапия» начинается с либерализации цен. Это приводит к банкротству предприятий в промышленности и сельском хозяйстве, которые при новых ценах сохраниться не могут. Обанкротившиеся государственные предприятия «идут» с аукциона. Однако в таком виде данную схему в России применить было нельзя: либерализация цен и приватизация как долговременные процессы протекают параллельно, а не последовательно. Этап выявления несостоятельных предприятий и их продажи с аукциона начался спустя три года после объявления широкомасштабной приватизации.
Институциальная политика включает регулирование возникновения и развития социально-экономических субъектов рынка, в том числе и банков, инвестиционных компаний, холдингов, финансово-промышленных групп, страховых компаний и т.д. Институциональные изменения происходят и на уровне предприятия; коммерциализация, акционирование, демонополизация.
Целью структурной политики является приведение структуры производства в соответствие со структурой спроса, привлечение инвестиций в перспективные сферы, ускоренное развитие инфраструктуры и потребительского сектора. Центр тяжести при ее осуществлении переносится на техническую реконструкцию, регулирование сокращения производства в одних отраслях и роста в других. Структурная и инвестиционная политика слабо реализуется в условиях высокой инфляции. Капитальные вложения в первые годы рыночных реформ сводятся к минимуму.
Нормальное функционирование рыночной экономики предполагает развитую инфраструктуру. Разве можно всерьез рассчитывать на деловую активность, не имея информационной индустрии, развитой сферы рекламы, систем сертификации или инструментов защиты от возможных посягательств недобросовестных партнеров.
Система социальной защиты
Эта система предполагает совокупность взаимосвязанных элементов, направленных как на облегчение тягот переходного периода к рынку, так и на стимулирование деловой активности всех слоев населения. Прежде всего, система социальной защиты предполагает обеспечить защиту наиболее уязвимой части общества. Важную роль для этих слоев общества могут и должны сыграть благотворительные организации, фонды, государственные и коммерческие предприятия, вклады отдельных граждан.
Во-вторых, государство призвано и обязано создавать необходимые условия для развития мелких и средних предприятий, способных принять освободившихся работников из государственного сектора.
В-третьих,
государство, а позднее и
В-четвертых, государство создает систему законов, обеспечивающих каждому гражданину право широкого выбора в своей жизнедеятельности, не противоречащей нормам общечеловеческой морали, поведения и т.д.
Чем тяжелее экономическая ситуация в той или иной стране, тем больше и громче звучат в ней призывы к социальной защите населения. О такой защите настоятельно просят, ее требуют от правительства. Сложность положения при таких условиях заключена в том, что если в стране наблюдается экономический спад, снижается производство, уменьшается создаваемый национальный продукт, то возможности правительства выделять, дополнительные средства для социальной защиты населения крайне ограничены. Нагрузка на государственный бюджет возрастает, правительство вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи, с чем снижаются доходы предприятий и работников. А это порождает новые социальные напряжения.
Чтобы выправить такое положение, недостаточно желания людей получить социальную защиту от невзгод ухудшающейся жизни, так же как недостаточно намерений и обещаний правительства улучшить жизнь. Проблема может быть полностью решена только тогда, когда экономика пойдет вверх и станет создавать минимум благ, которые необходимы людям. В этом в конечном итоге и состоит спасение. Но что же делать для того, в период, когда экономика, производства находится на спаде и неспособны удовлетворить потребности всего населения в благах и услугах? Как помочь людям, попавшим в тяжелое бедственное состояние и кому именно надо помогать?
Следует, прежде всего, понять, что если снизились производства благ и услуг в стране, а помощь из-за рубежа не велика и закупки по импорту не способны компенсировать такое снижение, если вдобавок запасы и резервы доведены до минимума, то предотвратить понижение уровня жизни, потребления практически невозможно. Столь же нереально в этих условиях задача полной социальной защиты всего населения от уменьшения потребления благ и услуг в целом и в расчете на одного человека. Хуже того, если мы попытаемся предоставить благо в нужном, желаемом количестве одним, то заведомо пострадают другие, кому эти блага не достанутся.
И правительство, и народ должны осознать, что поголовная социальная защита населения от снижения уровня жизни в условиях экономического спада невозможна. Обоснованнее говорить о социальной поддержке отдельных слоев и групп населения, наиболее в ней нуждающихся. Такие категории населения принято называть социально уязвимыми слоями, к которым относят, прежде всего, лиц, лишенных возможности самостоятельно, собственными усилиями улучшить свое благосостояние, поддерживать минимально необходимые условия жизни, существования.
В широком смысле слова социально уязвимыми считаются люди, обладающие доходами ниже прожиточного минимума.
В сложившейся практике социально уязвимыми считаются семьи с низким денежным доходом на члена семьи (чаще всего это многодетные семьи), семьи, потерявшие кормильца, матери воспитывающие детей в одиночку, инвалиды, престарелые, пенсионеры, получающие недостаточное пособие, студенты, живущие на стипендию, безработные, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов, незаконного преследования. В ряде случаев к социально уязвимым слоям относят детей. Все эти люди нуждаются в социальной поддержке со стороны общества, властей, правительства.
Социальная поддержка может быть проявлена в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставлении материальных благ (пенсий, пособий), раздачей различного рода талонов, бесплатного питания. Приюта, крова; оказания медицинской, юридической, психологической помощи; покровительства, опекунства, усыновления и других видов помощи.
В период перехода к рыночной экономике наиболее остро проявляется проблема социальной защиты населения от роста цен (инфляция) и безработицы. Для того чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению потребления и жизненного уровня, частично применяется индексация доходов. Это означает, что заработная плата, пенсии, стипендии, другие виды доходов увеличиваются по мере роста розничных цен.
Переходный период к рыночной экономике серьезное испытание для каждого человека. Кто-то этот этап проходит легко, кто-то труднее, а для некоторых людей – это просто катастрофа. Но этот период для нас неизбежен.
Заключение
Огромное значение для рыночной экономики имеет формирование устойчивых внешнеэкономических связей, открытость российского рынка. Имеются два важнейших направления этой интеграции; международная торговля и интернационализация производства.
Перемены, произошедшие во внешней торговле России за последние годы, носят радикальный характер. Осуществлена демонополизация внешнеэкономической деятельности. Сохраняется основное достижение политики либерализации экономики; насыщение потребительского рынка товарами. В немалой степени это достигается за счет импорта. Интернационализация производства имеет, помимо привлечения инвестиций из-за рубежа, и другой аспект; выход на мировой рынок с отечественной продукцией и импорт товаров и услуг из других стран. Эффективное участие в международном разделении труда является необходимым условием высоких темпов научно-технического прогресса и экономического роста. Российская экономика имеет ряд конкурентных преимуществ: дешевая и одновременно высококвалифицированная рабочая сила; внешнеторговый опыт на рынках развивающихся стран; значительные масштабы свободных производительных площадей; наличие уникальных передовых технологий в ряде отраслей. В последние годы потеряны многие традиционные рынки сбыта российской продукции. Неблагоприятное воздействие на внешнеэкономические связи оказала и динамика мировых цен: на основные товары российского экспорта (сырьевые) они снижались, импорта – росли. Новая система регулирования внешнеэкономической деятельности характеризуется усилением экономических, тарифных методов регулирования и снижением роли количественных ограничений экспорта и импорта. Интеграция в мировую экономику может способствовать и создание зон свободной торговли, в которых предприятиям предоставляются налоговые и таможенные льготы, действуют стимулы для привлечения иностранных инвестиций.
Список литературы
К самым распространенным социальным целям государственной экономической политики относят экономическую справедливость, которая понимается с позиций честного, добросовестного отношения ко всем людям в стране, учета их интересов и возможностей, создание им адекватных, в пределе равных условий, прав, возможностей проявить себя в жизни. Вообще-то «справедливость» есть не экономическое, а морально-этическое понятие. У каждого человека существует свое представление о справедливости, диктуемое чаще в силу собственными интересами, личной выгодой. Сознание людей, прошедших сквозь горнило советской системы, укоренилось представление о справедливости как о равенстве экономических благ, которого следует добиваться посредством государственной уравнительной политики, проводимой посредством выравнивания доходов. Между тем справедливым следует считать выравнивание потенциальных возможностей получения доходов, в пределах которого каждый достигает того, на что он оказался способным. Надо различать равенство возможностей и равенство результатов.