Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 09:47, реферат
Цель данной курсовой работы – изучить проблему безработицы в стране, применяя макроэкономический анализ, спроецированный на факторы этой проблемы именно в Казахстане, найти пути решения проблем безработицы, выхода из кризисной ситуации на рынке труда в Республике.
Основными проблемами исследования в этой области являются:
1). Несогласованность, причем явная, в исследованиях между государственными и негосударственными структурами.
2). Неразвит рынок труда и занятости
3). Безразличие со стороны населения и правительства.
4). Своеобразная форма менталитета, сложившаяся у населения при социалистическом строе.
Введение............................................................................................... 3 стр.
1. Политика на рынках труда по улучшению занятости и снижениюбезработицы……………………………………………………………4-10 стр.
2. Прогнозирование уровня безработицы в период перехода
к рынку……………………………………………………………….10-13 стр.
3. Безработица в Республике Казахстан.
Первопричины ее роста…………………………………………...….14-17 стр.
4.Пути решения проблемы безработицы
в Республике Казахстан………………………………………….…..17-22 стр.
Заключение…………………………………………………………….23 стр.
Содержание
Введение.....................
1. Политика на рынках труда по улучшению
занятости и снижениюбезработицы……………………………
2. Прогнозирование уровня безработицы в период перехода
к рынку……………………………………………………………….
3. Безработица в Республике Казахстан.
Первопричины ее роста…………………………………………...….14-
4.Пути решения проблемы безработицы
в Республике Казахстан…………………
Заключение……………………………………………………
Введение
В конце
1996 года газета "Караван" опубликовала
свои исследования в области рынка
труда и пришла к выводу, что
в Республике Казахстан насчитывается
1170 тысяч безработных. По данным министерства
труда и социальной защиты на 1 января
нынешнего года насчитывалось 9140,1 тыс.
человек трудоспособного
Цель данной курсовой работы – изучить проблему безработицы в стране, применяя макроэкономический анализ, спроецированный на факторы этой проблемы именно в Казахстане, найти пути решения проблем безработицы, выхода из кризисной ситуации на рынке труда в Республике.
Основными проблемами исследования в этой области являются:
1). Несогласованность,
причем явная, в исследованиях
между государственными и
2). Неразвит рынок труда и занятости
3). Безразличие
со стороны населения и
4). Своеобразная
форма менталитета,
Однако все равно существуют способы решения этой проблемы и что бы их найти, необходимопровести анализ безработицы, каковы ее причины, как сформировывалась и как она достигла таких объемов.
1.Политика на рынках труда по улучшению занятости и
снижению безработицы
Реализация
каждого направления и
Формирование спроса на рабочую силу подчинено потребностям и интересам работодателя, руководствующегося главным мотивом — обеспечить конкурентоспособность возглавляемого им предприятия для получения прибыли.
Первое и основное направление политики формирования спроса на рабочую силу — сохранение и модернизация рабочих мест, создание новых и ликвидация излишних или неэффективных. Эти меры осуществляются на действующих предприятиях при поддержке местных и региональных органов власти, содействующих привлечению необходимых средств в первую очередь в сфере производства потребительских товаров и услуг.Второе направление — создание рабочих мест на основе развития предпринимательства. Особенно эффективны в этом плане малые предприятия: в практике США благодаря им создаются восемь из десяти новых рабочих мест (хотя при этом отмечается, что в это число входит определенная доля кратковременных рабочих мест). Наряду с созданием новых предприятий положительное влияние на расширение спроса на рабочую силу может оказать и развитие внутреннего предпринимательства на действующих крупных предприятиях в процессе их приватизации и преобразования структурных подразделений в самостоятельные предприятия, которые, помимо их экономической связи со своими учредителями и спонсорами, расширяют масштабы своей деятельности за счет внешних заказов.
Третье направление — организация оплачиваемых общественных работ. Это пришедшее из зарубежной практики понятие означает предоставление безработным временной работы, связанной со строительством, ремонтом, уборкой, обслуживанием на объектах, находящихся в ведении местных органов управления. Масштабы общественных работ и их конкретные виды определяются ситуацией на местном рынке труда и составом лиц, нуждающихся в таких работах. Вместе с тем это направление может быть эффективным и привлекательным для человека при наличии действительного, а не искусственного спроса на рабочую силу для осуществления той или иной деятельности, поскольку рабочие места создаются не только ради того, чтобы занять трудоспособное население, но и для удовлетворения потребностей общества в необходимых объектах, работах и услугах. Сфера применения рассматриваемого направления может быть расширена за счет ее распространения на предприятия (об этом свидетельствует, в частности, опыт ФРГ). В этом случае предприятие определяет круг работ, не входящих в его прямые обязанности, организуя для их выполнения рабочие места с привлечением безработных и оплатой их труда из средств предприятия и фонда занятости.
Четвертое направление — создание рабочих мест для лиц с ограниченной возможностью использования трудового потенциала. Несмотря на явно выраженную социальную направленность, и в этом случае сохраняется первичное значение спроса на рабочую силу с тем лишь отличием, что содержание и характер работы при выполнении заказов на те или иные виды изделий или услуг должны в полной мере учитывать индивидуальные ограничения физических возможностей человека, в то же время, способствуя его трудовой реабилитации. С этой целью должна осуществляться политика поддержки предприятий, создающих указанные рабочие места, как по собственной инициативе, так и в порядке квотирования путем освобождения их от налогов на прибыль от реализации соответствующей части продукции.
Формирование предложения рабочей силы отражает потребности и интересы работника, руководствующегося главным мотивом — получить работу, устраивающую по содержанию, условиям труда и оплате.
Первое и основное направление политики формирования предложения рабочей силы — повышение ее качества с точки зрения профессионально квалификационного уровня, развития, совершенствования и использования индивидуальных способностей путем использования средств и методов, рассмотренных выше в связи с проблемой формирования личного состава персонала. Особое внимание должно быть уделено подготовке и повышению квалификации предпринимателей, менеджеров, специалистов по маркетингу и других работников рыночной инфраструктуры.
Второе направление — развитие самозанятости. Основные возможности в этом направлении связаны с индивидуальной трудовой деятельностью по изготовлению различных видов потребительских товаров и оказанию услуг, осуществляемой самим работником по собственной инициативе. В этом отношении самозанятость может рассматриваться как индивидуальная форма предпринимательства, при которой предприниматель и работник выступают в одном лице, сочетая функции спроса и предложения. Поэтому меры поддержки самозанятости в принципе те же, что и для предпринимательства — льготное налогообложение и предоставление кредита на выгодных условиях для приобретения необходимых средств производства.
Третье направление — регулирование продолжительности рабочего времени. Сложившаяся в мире тенденция сокращения продолжительности рабочего времени свидетельствует о том, что политика, приводящая к уменьшению занятости работой, не обязательно должна рассматриваться как нежелательная. При решении этого вопроса учитывается, наряду с другими факторами, обусловливающими предложение труда, относительная значимость, придаваемая работником свободному времени и распределению несвободного времени между оплачиваемой и неоплачиваемой работой (работа на рынок и домашняя работа). Вместе с тем политика сокращения рабочего времени и увеличения свободного не должна препятствовать развитию противоположной тенденции — «вторичной занятости», что фактически означает совместительство, предусматривая возможность предложения рабочей силы работником какому-либо предприятию сверх его основной занятости на этом же или другом предприятии (т.е. в свободное от основной работы время) в целях получения дополнительного заработка.
Четвертое направление — регулирование миграционных процессов в целях обеспечения максимального сочетания интересов и потребностей работников и работодателей. Связанная с этими процессами мобильность рабочей силы предполагает способность и готовность работников к изменениям их трудовой деятельности в связи с изменениями в производимой продукции, технологии и организации на предприятии, а также с их профессионально квалификационным и должностным ростом, что отражает политику стимулирования таких изменений на внутреннем рынке труда. Согласование этой политики с политикой на местном рынке труда обеспечивает возможность регулирования мобильности рабочей силы в масштабах района, поселка, города, области, когда изменение места работы не требует изменения места жительства. Регулирование миграционных процессов со стороны местных, региональных и федеральных органов власти и управления осуществляется совместно со службами занятости во всех случаях, когда изменение места работы обусловлено предоставлением жилья.
Реализация рассмотренных выше направлений политики спроса и предложения рабочей силы — каждого в отдельности и в совокупности — может дать наибольший эффект при соблюдении двух важнейших условий: сегментация рынков труда и обеспечении их взаимодействия с рынками других ресурсов.
Сегментация рынков труда — это объективно обусловленный процесс их структурирования, при котором под воздействием политико-экономических и социальных факторов развития общества возникает необходимость разделения рынков на отдельные субрынки, или сегменты, отличающиеся различными характеристиками и правилами поведения, исходя из особенностей каждой категории работников.
При осуществлении сегментации рынков труда используются три признака: профессионально-отраслевой, квалификационно-зарплатный и социально-демографический. Путем сочетания этих признаков могут быть выделены следующие группы работников, различающиеся приоритетностью сферы деятельности и уровнем материальной обеспеченности:
1. Дефицитные высококвалифицированные группы работников, занятые в развивающихся отраслях и сферах деятельности при достаточно высоком уровне гарантий занятости и росте доходов, превышающем уровень инфляции и общего экономического роста.
2. Избыточные высококвалифицированные группы работников сокращаемых или неразвивающихся сфер деятельности при отсутствии или недостаточности гарантий занятости и уровне доходов, соотносимом с темпами инфляции.
3. Дефицитные квалифицированные и низко квалифицированные группы работников в развивающихся отраслях и сферах деятельности с относительной стабильностью занятости при уровне доходов, отстающем от темпов инфляции, и нуждающиеся в социальной поддержке.
4. Избыточные квалифицированные и низко квалифицированные группы работников в сокращаемых или неразвивающихся сферах деятельности. При отсутствии или недостаточности гарантий занятости и уровне доходов, значительно отстающем от темпов инфляции.
5. Работники, относящиеся к любой из названных категорий, но в то же время принадлежащие к социально уязвимым группам, отличающиеся ограниченной возможностью использования трудового потенциала, что в большей или меньшей степени снижает гарантии их занятости и уровень доходов.
Сегментация позволяет конкретно оценивать состояние рынка труда по каждой категории работников с точки зрения занятости и безработицы, конкуренции между наемными работниками и между работодателями, т.е. установить частное условие равновесия внутри субрынка.
Взаимодействие рынков труда с рынками других ресурсов обусловлено тем, что для формирования политики на рынках труда в соответствии с принятой сегментацией необходимо не только располагать информацией о состоянии и политике на рынках средств производства, товаров и услуг, жилья и капиталов, но и оказывать воздействие на них. Это должно обеспечить согласованные решения следующих вопросов:
• с рынками средств производства — количественный и качественный баланс работников и рабочих мест;
соответствие
профессионально
• с рынками потребительских товаров и услуг — соотношение уровней цены рабочей силы и цены товаров (через соотношение доходов работника и стоимости потребительской корзины); соотношение занятости с объемом производства;
• с рынками жилья — обеспечение жильем работников в условиях миграции с изменением места жительства и улучшение жилищных условий нуждающихся в этом работников; установление доли заработной платы, расходуемой на жилье;
• с рынками капиталов — акционирование и долевoe участие работников в прибылях, доходах и расходах предприятия; финансовая поддержка само занятости и предпринимательства; финансирование мер по социальному страхованию и обеспечение занятости.
Критерием эффективности политики на рынках труда является степень обеспечения равновесия между спросом и предложением рабочей силы, что достигается предупреждением ее дефицитности и избыточности. Главным результатом осуществляемых при этом мер в условиях экономического спада является снижение безработицы до ее естественного уровня. По данным проф. А. Оукена, превышение естественного уровня безработицы на 1 % вызывает отставание объема ВВП на 2,5%. Тем самым преодоление безработицы (прежде всего скрытой), не говоря уже о социальном значении, обещает большой экономический эффект.