Рыно ктруда в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 09:47, реферат

Описание

Цель данной курсовой работы – изучить проблему безработицы в стране, применяя макроэкономический анализ, спроецированный на факторы этой проблемы именно в Казахстане, найти пути решения проблем безработицы, выхода из кризисной ситуации на рынке труда в Республике.
Основными проблемами исследования в этой области являются:
1). Несогласованность, причем явная, в исследованиях между государственными и негосударственными структурами.
2). Неразвит рынок труда и занятости
3). Безразличие со стороны населения и правительства.
4). Своеобразная форма менталитета, сложившаяся у населения при социалистическом строе.

Содержание

Введение............................................................................................... 3 стр.
1. Политика на рынках труда по улучшению занятости и снижениюбезработицы……………………………………………………………4-10 стр.
2. Прогнозирование уровня безработицы в период перехода
к рынку……………………………………………………………….10-13 стр.
3. Безработица в Республике Казахстан.
Первопричины ее роста…………………………………………...….14-17 стр.
4.Пути решения проблемы безработицы
в Республике Казахстан………………………………………….…..17-22 стр.
Заключение…………………………………………………………….23 стр.

Работа состоит из  1 файл

Ministerstva_nauki_i_obrazovania_refref.docx

— 47.61 Кб (Скачать документ)

 

2.Прогнозирование уровня безработицы в период перехода к рынку

 

В условиях планово-административной системы  численность работающих и фонды  заработной платы централизованно  устанавливались вышестоящей организацией, причем, как правило, исходя из фактической численности и сложившегося уровня производительности труда. Такая практика, естественно, приводила к тому, что руководители предприятий были объективно заинтересованы решать свои производственные задачи преимущественно за счет экстенсивных факторов — путем создания новых рабочих мест и должностей, увеличения числа рабочих и служащих. В результате на многих предприятиях, по оценке самих руководителей, постоянно содержалась излишняя рабочая сила на уровне примерно 18% общего числа занятых. Таким образом, скрытая безработица сложилась и искусственно поддерживалась независимо от перехода к рынку, который лишь существенно способствовал ее выявлению и обострил проблему эффективного использования работников на предприятиях.

С переходом  к рынку к уже имевшейся  излишней рабочей силе, обусловленной  потерями рабочего времени по причинам, зависящим от работников и от администрации  предприятий, добавились потери, вызванные  нарушением хозяйственных связей между  поставщиками и потребителями, отсутствием  заказов на производство продукции, хроническими перебоями в поставках  сырья, материалов и комплектующих  изделий, несвоевременным поступлением платежей за отправленную заказчику  продукцию, в результате чего персонал предприятия оказывался частично или полностью незанятым. Эта не занятость по внешним для предприятия причинам, в отличие от не занятости по внутренним причинам, поддается более строгому учету, поскольку она отражается в документах, фиксирующих предоставляемые работникам административные неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска. Если суммировать внутренние и внешние причины возникновения скрытой безработицы, то можно со значительной долей уверенности установить, что общая оценка числа лиц, являющихся частично или полностью «безработными по месту работы», составит в среднем не менее 20-25 % от списочного состава работников.

Критерием оценки уровня безработицы является его отнесение к одной из трех зон. Первая зона — естественный уровень безработицы. Принадлежность к этой зоне характеризует нормальное состояние рынка труда. Границы этой зоны могут быть дифференцированы в сравнительно узких пределах (1,0-2,0%) в зависимости от экономической, социальной и демографической структуры региона, а также от проводимой политики в отношении стабилизации и текучести персонала предприятий. Вторая зона — допустимый уровень безработицы, характеризуется наличием инфляционных процессов на рынке труда, т.е. снижением цены на рабочую силу по мере увеличения разрыва между предложением рабочей силы и платежеспособным спросом на нее, но в пределах сохранения стабильности общей экономической ситуации путем институционального регулирования. Третья зона — социально опасный уровень безработицы, который приобретает характер неуправляемой гиперинфляции рабочей силы, ее обесценения, обвальной безработицы.

На  момент начала реформы экономики  внутренние рынки труда предприятий  обременены значительным объемом скрытой  безработицы, который по мере перехода к рыночным отношениям имеет тенденцию  планомерно снижаться. Этот процесс  носит детерминированный характер (графически он выражен прямой линией), обусловленный неотвратимостью  постепенного сокращения скрытых безработных (доставшихся по наследству от директивно-плановой системы) из-за отсутствия у предприятий средств на их содержание, достигая естественного уровня по окончании цикла перехода к рынку. В этом смысле можно говорить об очистительной миссии рыночного механизма, позволяющего выявить и устранить излишних или неэффективно используемых работников.

Одновременно  с процессом уменьшения скрытой  безработицы происходят изменения  в уровне занятости, зависящие от общего состояния экономики. Эти  изменения носят стохастический характер, обусловленный слабо предсказуемой  и еще слабее поддающейся управлению экономической ситуацией на макроуровне. Поэтому динамика изменения уровня безработицы под влиянием внешних (по отношению к предприятию или региону) факторов предположительно может быть выражена кривой нормального распределения, нижние точки которой соответствуют естественному уровню безработицы, а верхняя критическая точка — максимальному уровню. Эта кривая с переходом от фазы спада экономики к фазе стабилизации пересекает график снижения скрытой безработицы, причем нижняя точка соответствует достижению естественного уровня безработицы, верхняя — характеризует предельное значение допустимого уровня. Суммарный уровень безработицы представлен соответствующим графиком.

При задействовании механизма внутреннего рынка труда позиция работодателя в отношении скрытой безработицы определяется не его стремлением скрывать ее (как это было при планово-административной системе), а необходимостью наиболее полного ее выявления для решения двуединой задачи: исключить расходы на содержание не требующихся предприятию или неэффективно работающих работников и сохранить контингент требующихся предприятию работников (в первую очередь ведущих специалистов и рабочих), создав для этого необходимые стимулирующие условия. Строго говоря, само понятие скрытой безработицы утратит свое значение, как только начнет нормально функционировать рыночный механизм. По существу, скрытая безработица, поскольку она явлена, представляет неиспользуемый резерв рабочей силы. Но надо иметь в виду, что он создан не целенаправленно, а стихийно. Иногда встречающиеся соображения о целесообразности наличия на предприятиях известного резерва рабочей силы могут быть признаны заслуживающими внимания лишь в том смысле, что необходимо готовить резерв из числа имеющихся работников для занятия вакантных или новых рабочих мест и должностей в порядке их профессионально квалификационного и должностного продвижения либо приема новых работников на условиях стажировки.Что касается неиспользуемого резерва рабочей силы, то его сохранение (идет ли речь об отдельных работниках, персонале подразделения или предприятия в целом) в течение определенного периода может быть экономически оправдано лишь в том случае, когда имеются достаточные гарантии обеспечения эффективной занятости работников по истечении этого периода (ввод в действие новых рабочих мест или производственных мощностей в соответствии с программой развития предприятия).

Позиция работника по отношению к скрытой  безработице и связанной с  ней вынужденной временной не занятости складывается по-разному. Большинство работников, дорожащих  своей работой на предприятии, согласно на предложенный администрацией отпуск при наличии гарантии возобновления  работы в обусловленный срок. Часть  работников (особенно в летний период) это время использует для работы на садово-огородных участках, многие занимаются коммерческой деятельностью, причем нередко продолжают заниматься ею и когда работа на предприятии  возобновилась.

 

 

 

 

 

3.Безработица в Республике Казахстан.  Первопричины ее роста

 

Безработица никогда не бывает равномерно распределенной среди населения любой страны. Поэтому одним из важных аспектов в диагностике и – что, возможно, даже еще важнее в «лечении» безработицы  является определение тех групп  населения, в которых она наиболее распространена. Статистические данные показывают, что из общего числа  безработных во всех возрастах женщины  составляют около 65% или почти в  два раза больше чем мужчин. Это  объясняется тем, что на данный момент одним из основных требований к кандидатурам на вакантные места является наличие  специально-технического образования. По данным Алматинского городского центра занятости вакансии, предлагаемые работодателями в технической сфере, составляют около 40%. Но наиболее распространена безработица среди молодежи до 25 лет. Ее доля составляет 41,2% от общего числа населения, обратившегося в центры занятости. Это часто объясняют тем, что они сразу хотят найти работу «по душе» и считаются безработными, пока занимаются этими поисками. Еще это объясняется тем, что при нашем уровне безработицы, вакансии заполняются, в основном, специалистами, имеющими определенный стаж работы. А молодежи, не имеющей опыта работы, даже не предоставляются возможности получить его. В этом отношении, возможно, надо применять опыт Германии, в которой уровень безработицы среди молодежи очень низок (5,75%). Там существует высокоразвитая система профессионального обучения, профессионально ориентированных школ и подготовки непосредственно на рабочих местах, которая сокращает до минимума период безработицы в начале трудовой жизни человека.

На  формирование рынка труда в республике в 1996 году оказало существенное влияние  сложная социально-экономическая  обстановка. Наблюдалось повсеместное снижение численности занятых в отраслях экономики.

За  январь-декабрь 1996 года из предприятий  и организаций выбыло по различным  причинам 1489,9 тыс. работников, или каждый третий (без учета совместных, малочисленных  предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств), что на 219 тыс. человек  больше по сравнению с соответствующим  периодом 1995 года.

В течение 1996 года принято на работу 859 тыс. человек (в 1995 г. – 893,7 тыс.). За 1996 год выбытие  работников только на 47,7% компенсировалось приемов новых кадров (за 1995 г. – 70,3%).

Всего за 1996 год по данным Национального  Статистического Агентства признаны безработными 391,7 тыс. человек. Из общего количества безработных, зарегистрированных за этот год 235,1 тыс. (60%)- женщины и 161,5 тыс. (41,2%) молодежь. Имеет высшее образование- 30,4 тыс. человек (из них женщины – 68,1%, молодежь – 42,5%), среднее образование  – 111,1 тыс. (из них женщины – 57,3%, молодежь – 43,4%).

Еще одной  из важных причин столь высокого уровня безработицы можно назвать сложившийся  при социалистическом строе менталитет и неприспособленность населения  к рыночной экономике. При определении  рыночной экономики мы сразу понимаем отношения внутри государства с  минимальным контролем правительства  народного хозяйства. Теперь если представить, что каждое физическое или юридическое  лицо в республике является субъектомили самостоятельным институтом, то напрашивается вывод, который иногда использует правительство в оправдание своего бездействия.

Каждый  свободный экономический микро  институт должен сам для себя находить партнеров, определять род своего занятия, решать проблемы внутри института самостоятельно. С этим, конечно же, не согласны те, у которых статус на данный момент определяется как «безработный»  в силу привычки, унаследованной от социалистического строя Советского Союза, когда Партия или правительство  целиком и полностью регулировали экономику, а значит, и решали проблему безработицы.

Теперь  же, большинство ударилось в теневую  экономику: так называемые«челноки» и те, которые занимаются незаконными махинациями с иностранной валютой идр.

Единственная  сейчас по-настоящему проблема государства  – это спад производства. Именно по этой причине безработными оказались  тысячи граждан Казахстана. Это общеизвестно, что если предприятия заработают в полную мощность, то, как мы рассмотрели  в теоретической стороне этой проблемы, люди предпочтут работать там,где им пожелается, и они при выборе будут ориентироваться на свою специальность, образование, интерес к работе в данной отрасли. Для этого правительство Республики сейчас привлекает иностранных инвесторов для возрождения производства и обеспечения рабочих мест.

Но  при этом следует помнить, что  даже на рынке труда должно быть некоторая численность «армии резерва», чтобы поддержать естественное условие  конкуренции. Иначе при избытке  рабочих мест будет повышаться спрос  на рабочую силу и соответственно заработная плата. Но при невозможности  компенсации издержек за счет средств производства в нашем государстве, производители будут повышать цены на товары и услуги, что вызовет скачок инфляции.

Причины возникновения  роста безработицы в Республике Казахстан.

На 1990-91 года, во время распада Советского Союза, по стране уровень безработицы  составлял 4,6%. Как же получилось так, что ее уровень так заметно  вырос за несколько лет? Следует  отметить, также, что до 1993 года ее рост не принимал столь серьезных масштабов, то есть, ее уровень сопровождался  естественным течением потока «активного населения». Но вспомним время перехода к рынку.

Тогда, при постоянной заработной плате, гиперинфляция, как волшебник, превращала заработок  населения в гроши, которых не хватало для обеспечения себя и семьи. Люди стали заниматься коммерцией и, соответственно, оставили малодоходную работу. Также в советский строй  нехватку средств на зарплату обеспечивало государство. Теперь же каждое предприятие испытало на себе всю суть рыночной экономики, и чтобы избежать разорения, в целях уменьшения издержек на производство, было вынуждено сокращать штат своих работников, так как уровень технологических достижений был очень низок. Таким образом, «на улице» оказались тысячи желающих найти работу.

 

4.Пути решения проблемы безработицы   в Республике Казахстан

 

Занятость и получаемый доход оказывают  непосредственное влияние на такие  составляющие уровня жизни как полноценное  питание, здоровье, образование, воспроизводство  населения и т.д. Именно низкий уровень  занятости приводит со временем к  бедности, и в группу риска стать  бедными в первую очередь попадают длительно неработающие. Безработный  и бедность ходят рядом.

Зададимся вопросом, что делает правительство, чтобы сократить количество безработных  в Казахстане? Первым программным  документом правительства, нацеленным на снижение бедности, явилась Программа  по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 годы, утвержденная правительством 3 июня 2000 года. Снижение уровня безработицы посредством осуществления активной политики занятости - одна из основных целей данной программы.

В настоящее  время разрабатывается Концепция  по снижению бедности в Республике Казахстан на 2003-2007 годы. Обеспечение занятости населения и снижение безработицы рассматриваются в этой концепции как основной метод решения проблемы бедности в стране.

Кто же остается без работы в Казахстане? Преобладающая часть безработных - люди в возрасте 30-44 лет. Казалось бы, самый трудоспособный возраст! Почти 29% безработных - это молодежь в возрасте от 16 до 29 лет. В территориальном разрезе наиболее высокий процент безработных в «нефтяных» регионах: Атырауской, Западно-Казахстанской и Мангистауской областях.

Информация о работе Рыно ктруда в РК