Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:20, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучить проблемы и направления формирования рыночной экономики в РФ на современном этапе.
Достичь названной цели предполагается через решение следующих задач:
1. Рассмотреть основы функционирования рыночной экономики.
2. Проанализировать становление и тенденции развития рыночной экономики в РФ.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. Сущность рыночной экономики
1.2. Основные черты рыночной экономики
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ
2.1. Становление рыночной экономики в РФ
2.2. Современные тенденции экономического развития России
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
После засухи и роста цен на продовольствие в 2010 году инфляция в годовом выражении к началу 2011 года достигла 9,6% и сохраняла этот уровень всю первую половину года. Однако рекордные урожаи 2011 года обеспечили быстрое падение продовольственных цен на всех рынках. С июля инфляция начала быстро снижаться. В 2011 году инфляция на потребительском рынке составила 6,1%, что является наименьшим значением с 1991 года [13].
Итак, сейчас в России наблюдается медленный
_экономический рост, причем, как и в США, замедление является не столько циклическим, сколько структурным. Рост можно считать медленным, естественно, по меркам, к которым привыкла Россия.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
Уже не просто намечается, а начался выход из экономического кризиса. Несомненным достижением следует считать сохранение в кризис кредитно-банковской системы страны, а также то, что удалось избежать резкого падения уровня жизни населения и что наконец-то начался рост промышленности, обгоняющий рост ВВП.
2011 год выявил и серьезные проблемы развития России. Основная проблема - это живучесть тенденции продолжать экономическое развитие России по докризисной модели. Весьма влиятельные круги считают, что продолжение курса на преимущественную поддержку крупных сырьевых компаний воссоздаст благоприятную докризисную ситуацию, способствовавшую росту ВВП и благосостоянию населения России.
Втянутая в кризис Россия представляла собой страну, 40% ВВП которой создавалось за счет экспорта сырья, а внешний корпоративный долг достиг 500 млрд. долларов. Антикризисные меры спасли российскую банковскую систему; но она осталась прежней: полностью неконкурентоспособной по сравнению с зарубежной - ни по предоставлению долгосрочных кредитов, ни по процентным ставкам. С «грузом», с которым Россия вступила в кризис, связаны его масштабы в нашей стране: и худшее положение в «большой двадцатке», и длительность выхода страны из кризисной полосы. «Запаса прочности» в России, накопленного благодаря высоким ценам на нефть, хватило только на полгода [15].
Одним из самых негативных результатов предкризисной экономической модели стала хроническая нехватка собственных инвестиций. Мы попали в зависимость от притока иностранного капитала, импорта потребительских товаров, машин и оборудования. Результат предкризисной экономической политики и в том, что нового машинного оборудования у нас производится в 80 раз меньше, чем в Японии, и в 30 раз меньше, чем в Китае.
В 2011 году Росстат привел сводку о положении России в 1992-2008 гг. Следует подумать не только об успехах, но и о негативных моментах этого периода. Население России сократилось на 6 млн. человек.
Почти в 2 раза сократилось число дошкольных учреждений. На 70% выросло число государственных чиновников. На 40% сократилось число организаций, выполняющих научные исследования, и работает в них вполовину меньше людей. С 7,5 до 13,5% увеличились полностью изношенные основные фонды предприятий. В России окончательно закрепилась сырьевая направленность экономики.
Главный вывод из этих показателей очевиден: нельзя возвращаться к предкризисной политике. К ней нельзя возвращаться и потому, что докризисная модель даже в условиях высоких цен на экспортируемое сырье не решает задач изменения структуры, технико-технологического обновления российской экономики. Без решительного изменения экономической модели Россия превратится в сырьевой придаток мировых держав.
Стратегической целью развития рыночной экономики России является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП [5].
Достижение этой цели означает формирование качественно нового «образа будущего» России к концу следующего десятилетия.
- Выход России на стандарты благосостояния развитых стран. Обобщающий показатель уровня жизни, ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, увеличится с 13,7 тысяч долларов США в 2011 году до 30 тысяч долларов в 2020 году (70%). Средняя ожидаемая продолжительности жизни возрастет до 75 лет.
- Высокое качество и комфортные условия жизни населения. Будет обеспечена всеобщая доступность услуг образования и здравоохранения, соответствующих уровню наиболее развитых стран, средний уровень обеспеченности жильем составит к 2020 году 30-35 кв. м. на человека.
- Благоприятная среда обитания человека. Доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой снизится с 43% в 2010 году до 14% в 2020 году;
- Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса, снижение экономической дифференциации населения и резкое сокращение бедности. Доля среднего класса к 2020 году превысит половину населения;
- Инновационное лидерство России в мире на основе передовых научно-исследовательских разработок, высоких технологий и образовательных услуг. Россия должна занять значимое место на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг по 4-6 и более крупным позициям.
- Лидерство России в поставках энергоресурсов на мировые рынки, в том числе за счет географической и продуктовой диверсификации поставок, превращения России в логистический узел глобальной энергетической инфраструктуры и ключевого участника выработки правил функционирования глобальных энергетических рынков.
- Создание разветвленной транспортной сети, обеспечивающей высокую территориальную мобильность населения и глобальную конкурентоспособность России на рынках транспортных услуг.- Лидерство России в интеграционных процессах на евразийском пространстве, превращение в один из глобальных центров мирохозяйственных связей, в том числе в качестве мирового финансового центра.
- Новая модель пространственного развития России на основе формирования новых территориальных центров роста и уменьшения масштабов регионального неравенства.
- Гарантированная реализация конституционных прав граждан, включая развитую систему демократических институтов, наличие эффективных механизмов правоприменения и системы обеспечения национальной безопасности [5].
Системное достижение поставленной цели состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и, на этой основе, задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.
Инновационный социально-ориентированный тип роста имеет ряд качественных и количественных характеристик, отражающих особенности его ключевых факторов. Это рост на основе:
- диверсификации экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к отраслям «экономики знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» в ВВП должна составлять не менее 17-20% (2011 год – 10,5%), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП – не менее 2-3 процентных пунктов (2011 год – 1,3);
- повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, без существенного наращивания производственных ресурсов. Производительность труда должна увеличиться к 2020 году в 2,4-2,6 раза (в отдельных ведущих секторах в 3-5 раз), а энергоэффективность – в 1,6-1,8 раза;
- высокой инновационной активности компаний, связанной с освоением новых рынков, обновлением ассортимента продукции, освоением новых технологий, созданием новых форм организации бизнеса;
- активизации фундаментальных и прикладных исследований и разработок при кардинальном повышении их результативности;
- повышения качества человеческого капитала и эффективности его использования, что характеризуется опережающим ростом заработной платы квалифицированных работников. Среднемесячная заработная плата в экономике повысится в 2020 году до 2700 долларов США (2011 год – 526 доллара США);
- опережающего роста отраслей, обеспечивающих развитие человеческого потенциала, прежде всего, образования и здравоохранения. Расходы на образование за счет государственных и частных источников [5].
Первое направление – развитие человеческого потенциала России. С одной стороны, это обеспечение благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни людей и качества социальной среды, с другой – повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики как ключевого фактора инновационного развития.
Второе направление – создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику.
Третье направление - структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития.
Четвертое направление – закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов).
Пятое направление – расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда.
Шестое направление – переход к новой модели пространственного развития российской экономики.
Рассмотрим прогноз социально-экономического развития РФ на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов" [16].
Прогноз разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития РФ, одобренных Правительством РФ, с учетом задач, обозначенных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года и Бюджетном послании о бюджетной политике в 2012-2014 гг., а также ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, предусматриваемых Основными направлениями деятельности Правительства РФ и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
В Прогнозе учтены итоги социально-экономического развития в январе - июле 2011 года, а также прогнозные показатели федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и Банка России.
Разработка Прогноза осуществлялась на вариантной основе в составе двух базовых (умеренно-оптимистичный и консервативный) и двух дополнительных (негативный и оптимистичный) вариантов.
Вариант умеренно-оптимистичный отражает относительное повышение конкурентоспособности российской экономики и улучшение инвестиционного климата при умеренном увеличении государственных расходов на развитие инфраструктуры и человеческого капитала в 2013-2014 годах. Данный вариант базируется на относительно благоприятных оценках внешних условий: восстановление мировой экономики темпами 3,7-4,0% в год и стабилизация цены на нефть Urals в диапазоне 97-101 долларов США за баррель. Рост ВВП в 2012-2014 годах прогнозируется на уровне 3,7-4,6 процента.
Консервативный вариант предполагает сохранение низкой конкурентоспособности по отношению к импорту и отсутствие притока капитала при медленном восстановлении инвестиционной активности и сокращении реальных государственных расходов на развитие. Годовые темпы роста экономики в 2012-2014 годах оцениваются на уровне 2,8-3,8%, что уступает ожидаемым темпам роста мировой экономики.
Дополнительный негативный вариант характеризуется ухудшением динамики мировой экономики, хотя он и не предполагает возобновления рецессии. В этих условиях ожидается снижение цены на нефть к 2013 году до 80 долларов США за баррель, что повлечет за собой риски устойчивости банковской системы, платежного баланса и общего уровня уверенности экономических агентов.
Дополнительный оптимистичный вариант отражает сохранение относительно высоких темпов роста мировой экономики и мировых цен на нефть в 2012-2013 годах на уровне 105-109 долларов США за баррель с ускорением роста до 113 долларов за баррель в 2014 году [16].
В качестве базового варианта для разработки параметров федерального бюджета на 2011-2014 годы Минэкономразвития РФ предложен умеренно-оптимистичный вариант развития экономики.
Итак, в различных сферах и отраслях российской экономики переход к рыночной экономике осуществляется очень неравномерно. Торговля и денежно-кредитная сфера быстро приближаются к уровню стран с развитой рыночной экономикой, а сельское хозяйство еще сохраняет формы организации производства, которые унаследованы от административно-командной системы.
До наступления мирового кризиса наблюдались следующие слабые места: сырьевая экономика и зависимость от мировых цен на энергоресурсы, большие заимствования частного сектора за рубежом, рост госрасходов, слабое развитие внутреннего товарного и финансового рынков, низкое качество институтов. Россия стала одной из наиболее пострадавших от кризиса стран, сейчас наблюдается медленное восстановление экономики. Стратегической целью развития рыночной экономики России является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века.
Информация о работе Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути перехода