История знает
множество экономических систем,
по-разному решавших фундаментальные
проблемы общества. Эти системы существенно
различались по своему устройству,
и по уровню материально-технической
базы, и по формам собственности
на средства производства и предметы
потребления, и по способу координации
связей между производителями и
потребителями, то есть по своему хозяйственному
механизму.
По-разному можно
классифицировать экономические системы.
Классификация экономических систем
зависит от выбора определяющего
критерия. В качестве такого критерия
можно использовать различия в той
или иной структуре, характеризующей
экономическую систему. Это могут
быть различия в материально-технической
структуре, в социально-экономической
или в организационно-хозяйственной
структуре. В частности, если в качестве
критерия классификации экономических
систем взять уровень развития материально-технической
базы, то исторически можно выделить
доиндустриальную экономику, индустриальную,
постиндустриальную (См.рис. 5.). Современную
постиндустриальную экономику развитых
стран характеризуют как информационную
экономику.
Экономические
системы различаются также в
зависимости от типа социально-экономической
структуры. Главная характеристика
этой структуры в экономической
системе - это господствующая форма
собственности на средства производства.
В зависимости от этого в истории
выделяются такие экономические
системы, как первобытный коммунизм,
рабовладение, феодализм, капитализм,
социализм (См.рис. 6.). В этих экономических
системах господствующей формой собственности
является, соответственно, коллективная,
частная рабовладельческая, частная феодальная,
частная капиталистическая, общественная.
Современные экономические
системы рассматриваются главным
образом с позиций особенностей
организационно-хозяйственной структуры
экономики, то есть с позиций её хозяйственного
механизма. С этой точки зрения можно
выделить традиционную, рыночную, смешанную,
централизованно планируемую и
переходную экономику (См.рис. 7.).
Традиционная
экономика - это экономическая система,
в которой основные экономические
проблемы общества - что, как и для
кого производить - решаются, главным
образом, на основе традиционных патриархальных,
родоплеменных полуфеодальных иерархических
связей между людьми. В основе своей
традиционная экономика представляет
собой совокупность натуральных
хозяйств, в которых основная масса
продукции производится для собственного
потребления, а не для продажи. В
качестве важнейших хозяйственных
единиц традиционной экономики выступают
мелкие семейные хозяйства в рамках
сельской общины и более крупные
хозяйства родоплеменной аристократии.
Внутри традиционной экономики существует
естественное и зачатки общественного
разделения труда, примитивная традиционная
технология обработки земли, выращивания
скота, ремёсел.
Объёмы и структура
потребностей и производства в традиционной
экономике определяются традициями,
привычками, верованиями, семейными
отношениями, и иерархическими отношениями
внутри рода и общины, и мало меняются
с течением времени. Эти передающиеся
из поколения в поколение традиции
определяют и мотивацию труда
производителей, и механизм распределения
продуктов труда. Наряду с уравнительным
распределением с учётом пола и возраста,
действуют и элементы неравного
распределения в зависимости
от места, занимаемого в социальной
иерархии, и в зависимости от результатов
труда.
В социально-экономической
структуре традиционной экономики
можно выделить коллективную (общинную)
собственность на средства производства,
частную семейную собственность, полуфеодальную
собственность родоплеменной аристократии.
К общинной собственности как правило
относятся пахотная земля, пастбища, водоёмы,
леса. В современном мире традиционная
экономика играет существенную роль лишь
в развивающихся странах Тропической
Африки,, Южной и Юго-Восточной Азии. Существование
традиционной экономики рядом с быстро
развивающейся рыночной экономикой ведёт
к её перерождению и трансформации в рыночную
экономику.
Рыночная экономика
- это такая экономическая система,
в которой главные экономические
проблемы общества решаются, прежде всего,
через конкурентный механизм формирования
цен. (Более подробно общая характеристика
рыночной экономики будет рассмотрена
в следующем разделе данной темы.)
Смешанная экономика
рассматривается как разновидность
рыночной экономики, как такая экономическая
система, в которой, наряду с развитым
частным сектором, действует и
государственный сектор экономики.
В большинстве развитых стран
Запада действуют государственные
предприятия и развит механизм государственного
регулирования экономики. Поэтому
экономическую систему этих стран
называют смешанной экономикой.
Фундаментальные
проблемы общества - что, как и для
кого производить - решаются в смешанной
экономике во взаимодействии рыночного
механизма и государственного регулирования
экономики. Степень развития государственного
предпринимательства и государственного
регулирования экономики значительно
различается в странах с развитой
рыночной экономикой. В частности, если
для Японии характерно централизованное
индикативное планирование экономики
с элементами директивности в
планах социально-экономического развития
страны, то в США такое планирование
отсутствует, но эффективно действует
механизм макроэкономического регулирования,
т.е. механизм бюджетно-финансовой и
денежно-кредитной политики. На рубеже
ХХ и ХХ1 веков наблюдаются тенденции
развития разных экономических систем
в направлении к смешанной экономике.
Централизованно
планируемая экономика, её другое название
административно-командная экономика,
- такая экономическая система, в
которой основные экономические
проблемы общества решаются, главным
образом, через механизм директивного
централизованного управления экономикой.
Централизованно планируемая экономика
длительное время существовала в
бывших социалистических странах Восточной
Европы, СССР, Китае, Вьетнаме. В настоящее
время эта система сохраняется
на Кубе, в Корейской народно-демократической
республике (КНДР). В конце 80-х - начале
90-х годов ХХ столетия в большинстве
из этих стран начались радикальные
экономические реформы, направленные
на преобразование централизованно
планируемой экономики в рыночную
экономику. Но в переходной экономике
некоторых из этих стран административно-командный
хозяйственный механизм занимает значительное
место.
Особенностью
социально-экономической структуры
централизованно планируемых экономик
является господство государственной
собственности на средства производства,
государственного сектора в производстве
и распределении продукта. Распространённая
в этой экономике кооперативная
собственность по существу была разновидностью
государственной собственности. Частная
собственность и частные предприятия
существовали лишь в некоторых странах
и не оказывали существенного влияния
на развитие экономики.
Монополизм государства
определял и специфику организационно-хозяйственного
механизма этой экономической системы:
директивное централизованное размещение
ресурсов и распределение продуктов
и доходов с одной стороны,
и неразвитый рыночный механизм, с
другой стороны. Государственные органы
через систему обязательных плановых
заданий предприятиям определяли объёмы
и структуру производства, рост производительности
труда. Это предполагало и централизованное
обеспечение предприятий ресурсами,
в том числе и фондом заработной
платы. Цены также устанавливались
государством, что вело к произволу
в ценообразовании и формированию
искажённых цен, не отражающих стоимость
продукции и её полезность. Планирование
производства осуществлялось от достигнутого
уровня и фактически стимулировало затратный
характер производства, когда главным
был не рост эффективности производства,
а увеличение его объёмов.
Централизованно
планируемая экономика представляет
собой преимущественно экстенсивный
тип экономического развития, когда
экономический рост достигается, главным
образом, за счёт вовлечения дополнительных
ресурсов в производство, а не за
счёт более эффективного использования
имеющихся ресурсов (в последнем
случае имеет место интенсивный
тип экономического развития). Это
связано не только с жёстким затратным
механизмом директивного планирования
и ценообразования, но и с системой
мотивации производителей. В этой
экономической системе преобладает
тенденция к уравнительному распределению
доходов, которое не стимулирует
рост производительности труда работников.
Господство государственной
собственности и централизованное
планирование вело к общему отчуждению
производителей от принятия решений, от
распоряжения продуктами своего труда,
порождало их пассивность и иждивенчество.
Поэтому в административно-командной
экономике действовали и неэкономические
методы принуждения к труду. Использование
этих методов возможно лишь при отсутствии
политической демократии. Не случайным
поэтому для политической системы стран
с централизованно планируемой экономикой
характерна однопартийная система.
Исторически административно-командная
экономика сформировалась в странах,
где не сложилась система политической
демократии, имело место резкое социальное
расслоение, были сильны противоречия
в социально-политической и экономической
сферах. Порождаемые этими противоречиями
социальные катаклизмы приводили к установлению
авторитарных режимов и централизованных
механизмов решения этих противоречий.
Централизованно планируемая экономика
была одним из исторических путей создания
индустриального общества и решения проблемы
нищеты и социального неравенства. Исторические
издержки этого пути были огромны. В конце
ХХ века эта экономическая система в силу
своего экстенсивного и принудительного
характера оказалась неспособной приспособиться
к новым условиям современной научно-технической
революции, что привело к кризису этой
системы. Этот кризис и распространение
политической демократии в странах с централизованно
планируемой экономикой положили начало
её трансформации в рыночную экономику.
В настоящее время в них существует специфическая
экономическая система, получившая название
переходной экономики.
Переходная экономика
- это современная экономическая
система, существующая в странах, где
идёт преобразование централизованно
планируемой экономики в рыночную
экономику. В эту группу стран
входят бывшие социалистические страны
Восточной Европы, государства, ранее
входившие в состав СССР, а также
Китай, Монголия, Вьетнам. С точки
зрения хозяйственного механизма в
переходной экономике ещё существуют
элементы централизованного управления
экономикой, особенно в отношения
предприятий государственного сектора.
Вместе с тем этот механизм был
в основном разрушен в 90-е годы ХХ
века.
Одновременно
в переходной экономике возникли
и развиваются рыночные экономические
структуры, развивается механизм распределения
ресурсов общества посредством рынка,
где соотношение спроса и предложения,
рыночные цены указывают, как лучше
использовать ресурсы. Центральное
место в процессе формирования нового
экономического механизма принадлежит
разгосударствлению и приватизации, рыночному
ценообразованию, новой макроэкономической
политике, индикативному централизованному
планированию. Таким образом, главные
экономические проблемы общества - что,
как и для кого производить - в переходной
экономике решаются в результате сложного
взаимодействия отживающих директивных
методов централизованного управления
народным хозяйством и развивающегося
рыночного механизма распределения и
использования ресурсов.
По своей социально-экономической
структуре переходная экономика
представляет собой совокупность частной,
государственной, смешанной и коллективной
форм собственности. В большинстве
стран с переходной экономикой государственный
сектор уже не занимает господствующее
положение. Например, если в начале
90-х годов ХХ в. в России предприятия
государственного сектора производили
более 90 % всей продукции, то в начале
первого десятилетия ХХ1 в. на государственный
сектор в России приходится менее 40 % произведённой
продукции. Большая часть товаров и услуг
производится частным сектором экономики.
В результате реформ меняется правовое
и экономическое положение государственных
предприятий. Это происходит в процессе
коммерциализации их деятельности, расширения
степени участия работников в капитале
предприятия. Большинство государственных
предприятий были приватизированы. На
основе приватизации быстрыми темпами
развивался частный сектор экономики.
В этот сектор входят как мелкие частные
предприятия, так и крупные финансово-промышленные
группы.
По своей материально-технической
структуре страны с переходной экономикой
являются индустриальными странами.
Но сформировавшаяся ранее индустриальная
структура экономики была преимущественно
экстенсивной, воспроизводящей старую
индустриальную технологию, мало восприимчивой
к нововведениям. Поэтому одной
из важнейших задач переходной экономики
является формирование новой структуры
народного хозяйства, позволяющей
перейти от старой индустриальной технологии
к новой информационной технологии,
перейти к воспроизводству преимущественно
интенсивного типа. Другими словами,
переходная экономика - это также
и переход от индустриальной экономики
к постиндустриальной информационной
экономике.
Переходное состояние
экономической системы характерно
не только для стран, где ранее
существовала централизованно планируемая
экономика. В современном мире переходные
процессы имеют место и во многих
развивающихся странах. Но специфика
последних состоит главным образом в переходе
от традиционной к рыночной экономике.
Такого рода эволюция известна в мире
уже несколько столетий. Переход же от
административно-командной экономики
к рыночной - новый исторический феномен
конца ХХ столетия. Поэтому экономические
системы бывших социалистических стран
- это переходные экономики нового типа,
а экономические системы развивающихся
стран - это переходные экономики традиционного
типа.
Переход от административно-командной
экономики к рыночной исторически начался
сравнительно недавно, его конкретные
формы и направления ещё во многом неясны
и неопределённы. Ясно, однако, что этот
исторический переход займёт длительное
время, что он отличается глубиной экономических
преобразований, их интенсивностью и противоречивостью.
Всё это связано также с тем, что переходная
экономика развивается в условиях крупных
цивилизационных сдвигов. В странах с
переходной экономикой идёт трансформация
тоталитарного общества в гражданское
общество, тоталитарного государства
в демократическое государство, унитарного
государства в федеративное государство,
трансформация общественной нравственности
и социальной психологии, мировоззрения
и образа жизни. Изменения такого типа
и такого масштаба могут произойти лишь
через несколько десятилетий, потребуют
жизни нескольких поколений россиян.