Рыночная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:21, реферат

Описание

Экономика, в которой значительная часть экономических решений принимается исходя из информации, предоставляемой рынками. Рыночную экономику следует отличать от плановой экономики, в которой большинство важных решений принимается в результате централизованного установления агрегатных количественных показателей. Преимущество рыночной экономики состоит в том, что формирующиеся на рынках цены передают информацию об спросе на различные товары и услуги и издержках их производства и поставки.

Работа состоит из  1 файл

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 228.86 Кб (Скачать документ)

Схематически, в общем  виде экономическую роль государства  можно представить с помощью  известной нам модели экономического кругооборота, которая дополняется  третьим экономическим агентом, государством (Рис. 15.).

Модель экономического кругооборота с участием государства. Поставим государство в центр  модели кругооборота. Потоки между  государством и рынком ресурсов, обозначенные стрелками, отражают закупки государством ресурсов, например, наём государственных  служащих и выплату им жалованья, строительство школы. Потоки между  государством и рынком товаров и  услуг показывают государственные  закупки товаров и услуг, например, бумаги, компьютеров, вооружений. Слева  и справа расположены потоки между  государством и домохозяйствами, между  государством и предприятиями. Государство  предоставляет домашним хозяйствам и предприятиям общественные товары и услуги, производство которых финансируется  налогами, поступающими от домашних хозяйств и предприятий. Модель кругооборота показывает, как государство вмешивается  в экономику и перераспределяет ресурсы и продукты через систему  государственных финансов, то есть через государственные расходы  и доходы.

Почему необходимо государственное вмешательство  в рыночной экономике? Как экономическая  теория объясняет существование  государственного сектора в рыночной экономике? На эти вопросы мы ответим  несколько позднее, в следующих  разделах учебника.

В истории рыночной экономики Х1Х-ХХ вв. в целом наблюдается  усиление экономической роли государства. О масштабах экономической деятельности государства свидетельствует колоссальный рост государственных расходов и  доходов, увеличение доли государства  в перераспределении национального  дохода. В частности, в среднем доля совокупных государственных расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП) экономически наиболее развитых стран в ХХ веке выросла с 10 % в 1913 г. до 49 % в 2000 г. При этом надо отметить, что эти расходы увеличивались и в 80 - 90-е годы ХХ в., когда в этих странах интенсивно развивался процесс разгосударствления и приватизации. Отмеченная тенденция в целом относится и к экономике таких стран, как США и Великобритания. Если в 20-е годы ХХ века доля государственных расходов в ВВП этих стран составляла около 20 %, то в 2000 г. в США она выросла до 29%, а в Великобритании - до 40 %. Для сравнения интересно привести данные по России. В 2000 г. государственные расходы в России составляли 28 % валового внутреннего продукта.

По сравнению с  ростом доли государственных расходов в ВВП несколько иначе выглядит тенденция развития государственного сектора в сфере производства товаров и услуг. Государственный  сектор в этой сфере - это одно из направлений государственного вмешательства  в экономику. Государственный сектор в сфере производства представлен  государственными предприятиями, то есть представляет собой деятельность государства  как производителя продуктов  и услуг. Наиболее высокими темпами  государственный сектор в развитых странах Запада рос в 50-е - 70-е годы ХХ в.. В 80-е - 90-е годы под воздействием разгосударствления и приватизации масштабы государственного сектора сокращались.

Например, в Великобритании в послевоенный период значение государственного сектора в производственной сфере  возрастало. Государственные предприятия  в значительной степени самостоятельно действовали на рынке, но в целом  их деятельность контролировалась органами исполнительной власти и парламентом. Государственный сектор развивался в таких отраслях экономики, как  каменноугольная промышленность, судостроение, металлургия, электро- и газоснабжение, атомная энергетика, железнодорожный и авиатранспорт, аэрокосмическая промышленность, телекоммуникации. Пик в развитии государственного сектора был достигнут в конце 70-х годов. В 1979 г., перед приходом к власти правительства М. Тэтчер, продукция, производимая на государственных предприятиях, составляла 11,5 % ВВП, объём инвестиций государственного сектора составлял 14 % общих инвестиций в экономике Великобритании, на государственных предприятиях было занято 1,5 млн. человек, что составляло 7.3 % всех занятых. Начиная с 1979 г. и на протяжении 80-х - 90-х годов в Великобритании начинаются процессы разгосударствления и приватизации, которые привели к сокращению числа государственных предприятий и отраслей, где государственный сектор занимал господствующие позиции. Доля государственного сектора в экономике за этот период сократилась в несколько раз, в частности, в середине 90-х годов доля государственных предприятий в ВВП, в общих инвестициях и в занятости составляла около 3%.

В российской экономике  в настоящее время государственные  и муниципальные предприятия  составляют 11,2 % общего числа предприятий, на государственных предприятиях работают 38 % всех занятых в народном хозяйстве, государственный сектор производит около 35 % всей продукции. Это существенное сокращение по сравнению с началом 90-х годов, когда в государственном  секторе производилось более 90 % валового внутреннего продукта страны.

Необходимо отметить, что в рамках общей тенденции  увеличения экономической роли государства  и доли государственных расходов действовали контртенденции, ведущие к снижению этих расходов под воздействием, а также различных экономических, политических и идеологических факторов. Это проявлялось в уменьшении экономической роли государства в некоторые периоды экономической истории развитых стран. Во второй половине ХХ столетия отношение правительств и общественности к государственному вмешательству в экономику капиталистических стран менялось. Эти изменения наиболее ярко воплотились в теоретических трактовках экономической роли государства. Если в 50-е - 70-е годы господствовали концепции "доминирующего государства", то в 80-е - первой половине 90-х годов наиболее распространённым был подход с позиций "минималистского государства". Начиная с середины 90-х годов, всё большее распространение получает идея "эффективного государства".

Государство так или иначе воздействует на все сферы рыночной экономики, на производство, обмен и потребление. Возьмём, например, производство, рынок и потребление автомобилей в США. Это производство в рамках крупных корпораций. Цены формируются на рынке автомобилей под воздействием спроса и предложения. Внешне кажется, что это свободный рынок, независимый от государства. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что это далеко не так.

Начнём с того, что  нельзя построить автомобильный  завод в любом месте по желанию  компании. Землепользование регулируется как на уровне всего общества, так  и на местном уровне. Под влиянием государства находятся и затраты  на производство автомобилей, хотя бы потому, что правительство устанавливает  минимальную заработную плату. Развитие производства автомобилей зависит  от конкуренции со стороны иностранных  автомобильных компаний, а эта  конкуренция либо ограничивается, либо стимулируется внешнеторговой и валютной политикой правительства. Далее. Федеральная торговая комиссия определяет, является ли реклама автомобилей адекватной или она дезориентирует покупателей. Антимонопольное законодательство запрещает повышение цен по соглашению между производителями автомобилей. Управление по здоровью и охране труда заставляет компании придерживаться правил охраны труда и здоровья рабочих на автомобильных заводах. Государственная система социального обеспечения выделяет средства в случае потери трудоспособности. Федеральная резервная система (центральный банк) влияет на размеры кредита, предоставляемого автомобильным компаниям, воздействуя различными способами на количество денег в обращении. Министерство финансов воздействует на размеры капиталовложений в производство автомобилей, меняя налог на прибыль и предоставляя налоговые льготы. И так далее.

Таким образом, рыночный механизм и в экономически развитых странах регулируется государством. Это регулирование происходит на уровне компаний, на отраслевом, региональном и общенациональном уровне. Проблема всегда состоит в том, чтобы найти  оптимальное соотношение между  рыночным механизмом и государственным  регулированием экономики, определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику.

Экономическая роль государства  в самом общем виде проявляется  в том, что оно выполняет определённые экономические функции. Необходимо обратить внимание на следующие важнейшие  экономические функции государства:

во-первых, обеспечение  правовой основы деятельности экономических  агентов, потребителей и производителей;

во-вторых, устранение и компенсация недостатков рыночного  хозяйственного механизма;

в-третьих, осуществление  государственной экономической  политики.

Обеспечение правовой основы деятельности экономических  агентов предполагает разработку и  внедрение в практику различных  законов, обеспечивающих одинаковые условия  принятия решений как производителями, так и потребителями. Это законы, определяющие права и формы собственности, обеспечивающие условия заключения и выполнения контрактов, регулирующие отношения между работниками и работодателями, определяющие правила и нормы поведения продавцов и покупателей на различных рынках, формулирующие условия внешнеэкономической деятельности. Государство предоставляет также многочисленные услуги по защите собственности, людей, предприятий, рыночных организаций, создаёт различные системы, нормы, процедуры, стандарты, облегчающие действие рынка. К этим услугам, относится полицейская защита, судебная система, денежная система, система стандартов для измерения качества, массы и объёмов.

Устранение и компенсация  недостатков рыночного хозяйственного механизма является важнейшей функцией государства в рыночной экономике. В современной экономической  теории обоснование необходимости  вмешательства государства в  экономику в рыночной экономической системе идёт с позиций как макроэкономической, так и микроэкономической теории. Экономическая теория выделяет несколько недостатков (сбоев) рыночного экономического механизма. Эти недостатки компенсируются государством, государственным регулированием экономики. Каждый из недостатков рынка порождает то или иное направление его регулирования.

К основным недостаткам  рыночного экономического механизма относится:

макроэкономическая  нестабильность, - колебания экономической  активности, появление безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляции, дефицита государственного бюджета, дефицита внешнеторгового  баланса;

возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции;

наличие внешних, или  побочных, эффектов;

проблема производства общественных благ;

проблема асимметричной  информации;

неравенство в распределении  ресурсов и доходов.

Макроэкономическая  нестабильность, - колебания экономической  активности (экономические циклы), появление  безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляции, дефицита государственного бюджета, дефицита внешнеторгового  баланса - характерны для рыночной экономики. Макроэкономическая нестабильность по многим направлениям снижает эффективность  экономики. Например, безработица означает недополученный объём продукции, а  увеличение безработицы на 1% означает сокращение темпов роста экономики  на 2-3%.

Рыночная экономика  основана на частной собственности  на средства производства. Миллионы производителей обособлены друг от друга, каждый из них  действует на свой страх и риск, каждый по-своему оценивает масштабы спроса и определяет объёмы производства. Стихийность экономического развития предопределяет возможность несовпадения спроса и предложения, возможность  недоиспользования ресурсов общества (рабочей силы, оборудования).

В рыночной экономике  экономическое развитие происходит неравномерно, период быстрого экономического роста и инфляции сменяется экономическим  спадом с высоким уровнем безработицы. Другими словами, экономическое  развитие происходит в форме экономических  циклов, или циклов деловой активности. Государство предпринимает усилия по стабилизации экономики, направленные на достижение полной занятости, стабильности цен, поддержание стабильных темпов роста экономики. Это достигается с помощью макроэкономической политики правительства, которая включает в себя бюджетно-финансовую, денежно-кредитную и внешнеэкономическую политику. Таким образом, макроэкономическая нестабильность, будучи недостатком рыночной экономики, ведёт к появлению такого направления государственного вмешательства, как макроэкономическая политика.

Возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции. Конкуренция - важнейшее условие  существования рыночной экономики. Свободная конкуренция наиболее эффективно распределяет ресурсы и  определяет, что производить и  для кого производить с учётом потребностей общества. Но в ходе конкурентной борьбы слабые неэффективные производители уходят с рынка, а сильные, наиболее производительные, остаются и расширяют своё производство. Постепенно они начинают влиять на рынок, обретают рыночную власть, возникают монополии. Возникновение и развитие монополий сопровождается тем, что монополисты влияют на цены, ограничивают производство, в некоторых случаях препятствуют внедрению более совершенной технологии. Потребители платят более высокие цены за получаемую продукцию, их реальные доходы уменьшаются, а доходы монополий растут, но не за счёт повышения эффективности производства, а за счёт перераспределения доходов через механизм высоких цен. В целом это означает, что конкуренция ограничивается и рыночная система начинает неэффективно использовать ограниченные ресурсы.

Государство в целях  поддержки конкуренции проводит антимонопольную политику. Во многих странах существует антимонопольное  законодательство, существуют государственные  органы по его исполнению. В соответствии с этим законодательством государство  ограничивает слияния крупных производителей, отслеживает долю рынка, контролируемой крупной фирмой. Кроме этого, общество влияет на цены на продукцию естественных монополий, которые действуют в  сфере производственной инфрастуктуры ( компании по водоснабжению, предприятия в области энергетики, газоснабжения, железнодорожные компании и др.). 

Информация о работе Рыночная экономика