Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:21, реферат
Экономика, в которой значительная часть экономических решений принимается исходя из информации, предоставляемой рынками. Рыночную экономику следует отличать от плановой экономики, в которой большинство важных решений принимается в результате централизованного установления агрегатных количественных показателей. Преимущество рыночной экономики состоит в том, что формирующиеся на рынках цены передают информацию об спросе на различные товары и услуги и издержках их производства и поставки.
Схематически, в общем виде экономическую роль государства можно представить с помощью известной нам модели экономического кругооборота, которая дополняется третьим экономическим агентом, государством (Рис. 15.).
Модель экономического кругооборота с участием государства. Поставим государство в центр модели кругооборота. Потоки между государством и рынком ресурсов, обозначенные стрелками, отражают закупки государством ресурсов, например, наём государственных служащих и выплату им жалованья, строительство школы. Потоки между государством и рынком товаров и услуг показывают государственные закупки товаров и услуг, например, бумаги, компьютеров, вооружений. Слева и справа расположены потоки между государством и домохозяйствами, между государством и предприятиями. Государство предоставляет домашним хозяйствам и предприятиям общественные товары и услуги, производство которых финансируется налогами, поступающими от домашних хозяйств и предприятий. Модель кругооборота показывает, как государство вмешивается в экономику и перераспределяет ресурсы и продукты через систему государственных финансов, то есть через государственные расходы и доходы.
Почему необходимо государственное вмешательство в рыночной экономике? Как экономическая теория объясняет существование государственного сектора в рыночной экономике? На эти вопросы мы ответим несколько позднее, в следующих разделах учебника.
В истории рыночной
экономики Х1Х-ХХ вв. в целом наблюдается
усиление экономической роли государства.
О масштабах экономической
По сравнению с ростом доли государственных расходов в ВВП несколько иначе выглядит тенденция развития государственного сектора в сфере производства товаров и услуг. Государственный сектор в этой сфере - это одно из направлений государственного вмешательства в экономику. Государственный сектор в сфере производства представлен государственными предприятиями, то есть представляет собой деятельность государства как производителя продуктов и услуг. Наиболее высокими темпами государственный сектор в развитых странах Запада рос в 50-е - 70-е годы ХХ в.. В 80-е - 90-е годы под воздействием разгосударствления и приватизации масштабы государственного сектора сокращались.
Например, в Великобритании
в послевоенный период значение государственного
сектора в производственной сфере
возрастало. Государственные предприятия
в значительной степени самостоятельно
действовали на рынке, но в целом
их деятельность контролировалась органами
исполнительной власти и парламентом.
Государственный сектор развивался
в таких отраслях экономики, как
каменноугольная
В российской экономике
в настоящее время
Необходимо отметить, что в рамках общей тенденции увеличения экономической роли государства и доли государственных расходов действовали контртенденции, ведущие к снижению этих расходов под воздействием, а также различных экономических, политических и идеологических факторов. Это проявлялось в уменьшении экономической роли государства в некоторые периоды экономической истории развитых стран. Во второй половине ХХ столетия отношение правительств и общественности к государственному вмешательству в экономику капиталистических стран менялось. Эти изменения наиболее ярко воплотились в теоретических трактовках экономической роли государства. Если в 50-е - 70-е годы господствовали концепции "доминирующего государства", то в 80-е - первой половине 90-х годов наиболее распространённым был подход с позиций "минималистского государства". Начиная с середины 90-х годов, всё большее распространение получает идея "эффективного государства".
Государство так или иначе воздействует на все сферы рыночной экономики, на производство, обмен и потребление. Возьмём, например, производство, рынок и потребление автомобилей в США. Это производство в рамках крупных корпораций. Цены формируются на рынке автомобилей под воздействием спроса и предложения. Внешне кажется, что это свободный рынок, независимый от государства. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что это далеко не так.
Начнём с того, что
нельзя построить автомобильный
завод в любом месте по желанию
компании. Землепользование регулируется
как на уровне всего общества, так
и на местном уровне. Под влиянием
государства находятся и
Таким образом, рыночный
механизм и в экономически развитых
странах регулируется государством.
Это регулирование происходит на
уровне компаний, на отраслевом, региональном
и общенациональном уровне. Проблема
всегда состоит в том, чтобы найти
оптимальное соотношение между
рыночным механизмом и государственным
регулированием экономики, определить
наиболее эффективные формы
Экономическая роль государства
в самом общем виде проявляется
в том, что оно выполняет определённые
экономические функции. Необходимо
обратить внимание на следующие важнейшие
экономические функции
во-первых, обеспечение правовой основы деятельности экономических агентов, потребителей и производителей;
во-вторых, устранение
и компенсация недостатков
в-третьих, осуществление государственной экономической политики.
Обеспечение правовой основы деятельности экономических агентов предполагает разработку и внедрение в практику различных законов, обеспечивающих одинаковые условия принятия решений как производителями, так и потребителями. Это законы, определяющие права и формы собственности, обеспечивающие условия заключения и выполнения контрактов, регулирующие отношения между работниками и работодателями, определяющие правила и нормы поведения продавцов и покупателей на различных рынках, формулирующие условия внешнеэкономической деятельности. Государство предоставляет также многочисленные услуги по защите собственности, людей, предприятий, рыночных организаций, создаёт различные системы, нормы, процедуры, стандарты, облегчающие действие рынка. К этим услугам, относится полицейская защита, судебная система, денежная система, система стандартов для измерения качества, массы и объёмов.
Устранение и компенсация
недостатков рыночного
К основным недостаткам рыночного экономического механизма относится:
макроэкономическая нестабильность, - колебания экономической активности, появление безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляции, дефицита государственного бюджета, дефицита внешнеторгового баланса;
возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции;
наличие внешних, или побочных, эффектов;
проблема производства общественных благ;
проблема асимметричной информации;
неравенство в распределении ресурсов и доходов.
Макроэкономическая нестабильность, - колебания экономической активности (экономические циклы), появление безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляции, дефицита государственного бюджета, дефицита внешнеторгового баланса - характерны для рыночной экономики. Макроэкономическая нестабильность по многим направлениям снижает эффективность экономики. Например, безработица означает недополученный объём продукции, а увеличение безработицы на 1% означает сокращение темпов роста экономики на 2-3%.
Рыночная экономика основана на частной собственности на средства производства. Миллионы производителей обособлены друг от друга, каждый из них действует на свой страх и риск, каждый по-своему оценивает масштабы спроса и определяет объёмы производства. Стихийность экономического развития предопределяет возможность несовпадения спроса и предложения, возможность недоиспользования ресурсов общества (рабочей силы, оборудования).
В рыночной экономике экономическое развитие происходит неравномерно, период быстрого экономического роста и инфляции сменяется экономическим спадом с высоким уровнем безработицы. Другими словами, экономическое развитие происходит в форме экономических циклов, или циклов деловой активности. Государство предпринимает усилия по стабилизации экономики, направленные на достижение полной занятости, стабильности цен, поддержание стабильных темпов роста экономики. Это достигается с помощью макроэкономической политики правительства, которая включает в себя бюджетно-финансовую, денежно-кредитную и внешнеэкономическую политику. Таким образом, макроэкономическая нестабильность, будучи недостатком рыночной экономики, ведёт к появлению такого направления государственного вмешательства, как макроэкономическая политика.
Возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции. Конкуренция - важнейшее условие существования рыночной экономики. Свободная конкуренция наиболее эффективно распределяет ресурсы и определяет, что производить и для кого производить с учётом потребностей общества. Но в ходе конкурентной борьбы слабые неэффективные производители уходят с рынка, а сильные, наиболее производительные, остаются и расширяют своё производство. Постепенно они начинают влиять на рынок, обретают рыночную власть, возникают монополии. Возникновение и развитие монополий сопровождается тем, что монополисты влияют на цены, ограничивают производство, в некоторых случаях препятствуют внедрению более совершенной технологии. Потребители платят более высокие цены за получаемую продукцию, их реальные доходы уменьшаются, а доходы монополий растут, но не за счёт повышения эффективности производства, а за счёт перераспределения доходов через механизм высоких цен. В целом это означает, что конкуренция ограничивается и рыночная система начинает неэффективно использовать ограниченные ресурсы.
Государство в целях
поддержки конкуренции проводит
антимонопольную политику. Во многих
странах существует антимонопольное
законодательство, существуют государственные
органы по его исполнению. В соответствии
с этим законодательством государство
ограничивает слияния крупных