Рыночная концентрация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 23:54, лекция

Описание

В принципе, процесс экономической концентрации предприятий представляется в значительной степени не зависящим от экономического и общественного строя, поскольку он вызван стремлением обеспечить более высокую рентабельность путем снижения издержек, что приводит, естественно, к повышению производительной мощности предприятий с целью добиться более высокой производительности труда. Однако формы, способы и целевая направленность процесса могут значительно отличаться в зависимости от того, при каком экономическом и общественном строе он проходит.

Работа состоит из  1 файл

Теори Галузевых Рынкив.docx

— 92.32 Кб (Скачать документ)

1. Рыночная концентрация

Одним из основных направлений  в развитии экономики уже много  лет является укрупнение ее субъектов. Предприятия объединяются уже не только в рамках отрасли или государства. Возникают транснациональные объединения.

Концентрация производства в общем смысле - это объединение  факторов производства вокруг одного центра.

Географическая концентрация - стремление предприятий обосноваться и развиваться в тех местах, где уже находятся другие предприятия.

До относительно недавнего  времени географическая концентрация предприятий представляла собой  явление, характерное для процесса промышленного развития; стремление добиться наивысшей рентабельности и, следовательно, уменьшения затрат заставляло искать наиболее подходящее для этого  место:

- расположенное рядом  с факторами производства, а именно  с источниками сырья, источниками  энергии, производимыми уже обосновавшимися  там предприятиями полуфабрикатами,  рабочей силой;

- благоприятное с точки  зрения сбыта: наличие потребительского  рынка, возможность удобного подключения  к транспортной артерии. 

Сегодня эти факторы уже  не имеют такого значения: прогресс, достигнутый в области транспорта (в техническом плане - это увеличение скорости и надежности, в экономическом - снижение стоимости) делает предприятия, в плане их местоположения, менее  зависимыми от источников энергии и  сырья и даже от рынков сбыта. Более  того, концентрация населения в городах, которая, естественно, произошла вместе с концентрацией развития промышленных предприятий, повлекла за собой такие  расходы (социально-бытовая сфера) и  отрицательные последствия (упадок целых регионов) для местного населения  и властей, что правительства  стараются затормозить процесс  географической концентрации и даже стимулируют децентрализацию промышленности.

Экономическая концентрация - стремление к увеличению размеров предприятий.

В принципе, процесс экономической  концентрации предприятий представляется в значительной степени не зависящим  от экономического и общественного  строя, поскольку он вызван стремлением  обеспечить более высокую рентабельность путем снижения издержек, что приводит, естественно, к повышению производительной мощности предприятий с целью  добиться более высокой производительности труда. Однако формы, способы и целевая  направленность процесса могут значительно  отличаться в зависимости от того, при каком экономическом и  общественном строе он проходит.

В странах с капиталистическим  строем этот процесс связан со стремлением  получить максимальную прибыль, то есть добиться рентабельности только в том  смысле, в каком ее понимают руководители предприятия. Он реализуется либо путем  собственного расширения предприятия, увеличения размеров или количества его учреждений, либо путем более  или менее тесной интеграции с  другими предприятиями. Укрупненные  предприятия могут принимать  различные формы - трестов, картелей, концернов, холдингов, конгломератов  и. т.д. В области сельского хозяйства  этот процесс проявляется главным  образом в увеличении размеров хозяйств, проходящем стихийно или в рамках государственных программ (мероприятия  по укрупнению хозяйств). Правда, концентрация сельскохозяйственных структур встречает сопротивление со стороны сельского населения, стремящегося защитить небольшие семейные хозяйства.

 

Процесс концентрации, по-разному  проходящий в различных секторах экономики и в разных странах, не является, тем не менее бесконечным. Прежде всего, у него есть технический  предел: в рамках того или иного  данного рынка рациональное сочетание  факторов производства предполагает наличие  некоего оптимального размера предприятия, превышение которого влечет за собой  снижение рентабельности в результате появления и нарастания негативных явлений (непроизводительное расходование ресурсов, несогласованность действий, усложнение управленческих структур). Кроме того, правительства могут  быть вынуждены приостановить или  ограничить процесс концентрации в  той мере, в какой он, естественно, сопровождается тенденциями к монополизации. Погоня за максимальной прибылью, по сути заставляет предприятия извлекать  всю возможную выгоду из рынка  и в то же время на определенном этапе процесса концентрации подчинять  его себе, уменьшая тем самым влияние  конкуренции и даже полностью  ее устраняя. Вот почему существует антимонопольное законодательство, применяемое, правда, с большей или  меньшей степенью решимости и  эффективности.

В капиталистических странах  процесс концентрации принял международный  размах и привел к образованию  объединений, для которых не существует границ и которые сегодня обычно называют транснациональными корпорациями; особенно ярким их примером служат нефтяные тресты.

Рассматривая в этой перспективе  процесс концентрации предприятий, можно сказать, что он должен развиваться  с большей гибкостью и вместе с тем более последовательно, отдавая предпочтение принципам  свободного, естественного расширения и технологической совместимости  производственных единиц.

При любом общественно-экономическом  строе процесс концентрации может  иметь две формы:

- горизонтальная концентрация, при которой объединяются предприятия,  действующие на одной и той  же стадии данного процесса  производства;

- вертикальная концентрация, при которой объединяются предприятия,  включающиеся в дело на различных  стадиях процесса производства  или занимающиеся разными, но  взаимодополняющими видами деятельности.

 

Определение рынка

Рынок - базовое понятие  микроэкономического анализа. Именно на рынке взаимодействуют фирмы. Параметры рыночного равновесия и возможности его изменения  представляют основной интерес для  исследователя. Однако на практике определить границы рынка непросто. Рынком товара Х является совокупность продавцов  и покупателей товара Х. Говоря о "товаре Х", мы можем иметь в  виду как единственный продукт, так  и группу товаров-заменителей.

Можно ошибиться в сторону  преуменьшения числа товаров, которые  относятся к данному рынку, утверждая, например, что рынок предполагает продажу только однородного товара. В этом случае рынок будет определен  слишком узко, например рынок стирального  порошка "Тайд". Компания, производящая соответствующий стиральный порошок, будет выглядеть монополистом на таком рынке. На самом деле, несмотря на разницу потребительских характеристик различных марок стиральных порошков и моющих средств, компании, производящие эти товары, будут активно конкурировать друг с другом.

 

Можно ошибиться и в  сторону слишком расширенного толкования рынка: два товара принадлежат одному и тому же рынку, если они являются заменителями (субститутами). В этом случае монопольная власть фирмы  на рынке недооценивается, ибо товары всегда отличаются либо качеством, либо местом продажи, либо доступностью для  определенной категории потребителей, либо наличием информации о товаре. В пределе вся экономика может  быть представлена как единый рынок, где разные товары в какой-то степени  заменяют друг друга. Однако такой подход неприемлем для характеристики форм и методов конкуренции и монопольной  власти фирм на рынке - что входит в  предмет теории организации промышленности.

Определение рынка связано  с целью исследования. Например, если добыча угля рассматривается для  исследования эффективности политики в области энергетики, тогда следует  определить рынок электроэнергии широко, т.е. рассматривать одновременно добычу угля, газа, нефти и производство атомной энергии. Если анализируются  слияния двух компаний, добывающих уголь, то здесь угольная промышленность должна трактоваться в наиболее узком  смысле.

Идентификация рынка, очевидно, будет зависеть от широты или узости задания его границ. Выделяют несколько  видов границ рынка: товарные (продуктовые) границы, отражающие способность товаров  заменять друг друга в потреблении; временные границы, связанные с  существенным изменением условий спроса и предложения во времени; географические границы. Необходимая широта или  узость границ в каждом конкретном случае зависит, во-первых, от особенностей товара, во-вторых, от целей анализа. Так, для товара длительного пользования  временные границы рынка будут  гораздо шире и менее определенны, чем для товара текущего потребления. Для потребительских товаров  к одному рынку будет относиться большее число наименований продукции, чем для товаров производственно-технического назначения. Определение географических границ рынка зависит от фактической  остроты конкуренции продавцов  на общенациональном или мировом  рынке, во-первых, и от высоты барьеров проникновения на региональный рынок "внешних" продавцов, во-вторых.

Один из непростых вопросов - вопрос о соотношении рынка и  отрасли. Отраслью является совокупность предприятий, производящих близкие  продукты, с использованием близких  ресурсов и близких технологий. Различия между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой  потребностью, а отрасль - характером используемых технологий. Отождествление отрасли и рынка, как правило, неприемлемо - товары, реализуемые предприятиями  отрасли, могут быть более или  менее близкими заменителями, но могут  быть и совершенно независимыми товарами. В свою очередь рынок и подотрасль, выделяемая в рамках конкретной отрасли  на основании производства близких  товаров-заменителей, иногда могут  рассматриваться в качестве взаимозаменяемых между собой понятий. Такое упрощение  тем более допустимо, чем более  специализированы предприятия подотрасли. Когда мы говорим далее об отрасли (рынке), мы будем подразумевать именно предприятия подотрасли, объединенные выпуском заменяемых продуктов и  одновременно конкурирующие друг с  другом в сфере реализации этих продуктов.

Дж. Робинсон предложила следующее  определение рынка, которое с  небольшими вариациями используется антимонопольными комитетами многих стран. Рынок включает однородный товар и его заменители до того момента, когда не будет найден резкий разрыв в цепи товарных субститутов. Степень субституции (замещения) характеризуется показателем перекрестной эластичности спроса по цене. Как только перекрестная эластичность становится меньше определенной заданной величины, можно говорить о разрыве в цепи товарных субститутов, а значит, и о границе рынка. Задавая различные значения перекрестной эластичности, мы можем получать разные масштабы рынка.

Определение показателя размера предприятия

Показатели уровня концентрации строятся на основе сопоставления размера  предприятия (фирмы) с размером рынка, на котором оно действует. Чем  выше размер фирм по сравнению с  масштабом всего рынка, тем выше концентрация производителей (продавцов) на этом рынке.

Проблема состоит в  том, чтобы ответить на вопрос: что  можно считать размером предприятия? Существуют четыре основных показателя, характеризующих размер фирмы относительно размера рынка:

- доля продаж фирмы  в рыночном объеме реализации;

- доля занятых на предприятии  в общей численности занятых  в производстве данного продукта;

- доля стоимости активов  фирмы в стоимости активов  всех фирм, действующих на рассматриваемом  рынке;

- доля добавленной стоимости  на предприятии в сумме добавленной  стоимости всех производителей, действующих на рынке. 

Результаты расчета показателей  концентрации могут существенно  зависеть от выбора меры размера фирмы. Например, если крупные фирмы используют более капиталоемкие технологии по сравнению с мелкими, то уровень  концентрации, измеренный по стоимости  активов, будет больше уровня концентрации для той же отрасли, но измеренного  по уровню продаж или занятости. На уровень концентрации, выраженный через  добавленную стоимость, будет влиять вертикальная интеграция. Если крупные  фирмы интегрированы в большей  степени, чем средние и мелкие, то использование добавленной стоимости  в качестве показателя размера фирмы  даст более высокий уровень концентрации, чем объем продаж. Кроме того, существует проблема диверсификации: для фирм, чья деятельность протекает  в разных подотраслях и на разных рынках, трудно выделить занятость, объем  продаж или величину добавленной  стоимости, которые приходятся на данный рынок.

Иногда размер крупнейших фирм может служить характеристикой  концентрации на рынке. Именно этот критерий лежит в основе определения доминирующего  положения в России (признаком  доминирования служит контроль не менее 35% рынка), в Великобритании (соответственно не менее 25% рынка).

 

Концентрация производителей и  эффект масштаба

Концентрация производителей на отраслевых рынках приводит к росту  размеров фирм. Вслед за Винером, проводившим  исследование кривых затрат, в анализе  отраслевой организации рынков принято  считать, что размер фирм и их число  в отрасли связаны с уровнем  отдачи от масштаба производства. Это, как правило, проявляется в том, что крупным субъектам рынка  удается производить и сбывать  изделия с менее высокими средними издержками, чем это могут себе позволить относительно небольшие производители. Экономия на затратах при росте масштабов производства получила название эффекта масштаба. Достаточно часто эффект масштаба анализируется с трех точек зрения:

выпуска одного вида продукции;

выпуска всей продукции одного предприятия;

выпуска продукции компании, состоящей из нескольких производственных единиц.

Каждый из названных аспектов требует специального рассмотрения. Мы же отметим лишь общие моменты. К ним относится прежде всего  то обстоятельство, что крупные фирмы  способны сократить перерывы в процессе производства. Это выражается и в  сокращении времени наладки оборудования, приходящегося на единицу производимого  изделия, и в более рациональной организации производственной деятельности, и в росте опыта работников фирмы.

Кроме того, с увеличением  масштабов производства снижаются  затраты на единицу продукции  в связи с тем, что, хотя накладные  расходы в эффективно работающих фирмах растут, удельный вес в затратах на единицу изделия сокращается. Оптовая закупка ресурсов позволяет  крупным фирмам, с одной стороны, добиваться снижения цен на ресурсы, с другой - более рационально их использовать. К тому же у крупных  фирм налажены устойчивые связи как  с поставщиками, так и с организациями  дистрибьюции и транспортными компаниями.

Информация о работе Рыночная концентрация