Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 23:54, лекция
В принципе, процесс экономической концентрации предприятий представляется в значительной степени не зависящим от экономического и общественного строя, поскольку он вызван стремлением обеспечить более высокую рентабельность путем снижения издержек, что приводит, естественно, к повышению производительной мощности предприятий с целью добиться более высокой производительности труда. Однако формы, способы и целевая направленность процесса могут значительно отличаться в зависимости от того, при каком экономическом и общественном строе он проходит.
Следует также иметь в
виду, что в крупных фирмах, как
правило, концентрируются более
квалифицированные инженеры, специалисты,
рабочие, поскольку они способны
обеспечить приличный уровень
месте с тем рост размеров
предприятия не безграничен. Кривые
обучения по мере роста фирмы становятся
более пологими. Рост вознаграждения
за труд постепенно приостанавливается.
Необходимость в рабочей силе
приводит к расширению географии
ее привлечения. Рациональность переработки
ресурсов при использовании традиционной
технологии постепенно достигает некой
стабилизации. Снижается скорость доставки
ресурсов на фирму и усложняется
доставка готовой продукции. Да и
управлять крупным
Показатели концентрации и ее оценка
Индекс концентрации измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:
где Yi - рыночная доля i-той фирмы;
k - число фирм, для которых высчитывается этот показатель.
Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм в отрасли (при этом k<N< i>, n - число фирм в отрасли). Рыночная доля измеряется в относительных долях (0<YIk=n очевидно Yk=1. Для одного и того же числа крупнейших фирм чем больше степень концентрации, тем менее конкурентной является отрасль. Индекс концентрации не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также об относительной величине фирм из выборки. Он характеризует только сумму долей фирм, но разрыв между фирмами может быть разным.
С этой особенностью индекса концентрации связана возможная неточность при его использовании.
Недостаточность индекса концентрации для характеристики потенциала рыночной власти фирм объясняется тем, что он не отражает распределения долей как внутри группы крупнейших фирм, так и за ее пределами - между фирмами-аутсайдерами. Для решения этой проблемы в странах Европейского экономического сообщества активно используется индекс Линда, характеризующий соотношение долей крупнейших фирм на рынке. Кроме того, дополнительную информацию о распределении рынка между фирмами предоставляют другие показатели концентрации.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:
Индекс принимает значения от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100% выпуска). Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.
Начиная с 1982 г. индекс Херфиндаля-Хиршмана служит основным ориентиром при осуществлении антимонопольной политики США. Его основное преимущество - способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке. Табл.4 показывает, как меняется значение индекса Херфиндаля-Хиршмана при увеличении доли крупнейшей фирмы на рынке. Если доли всех фирм одинаковы, то HHI=1/n
Рост доли крупнейшей фирмы
на рынке, например с 40 до 70%, вызывает повышение
значения индекса Херфиндаля-Хиршмана
гораздо более существенное, нежели
с 1 до 30% (0.16-0.49 против 0.0001-0.09, на 33% -ных
пункта против 8.99). Этот рост адекватно
отражает усиление монопольной власти,
когда крупная фирма
Значение индекса Херфиндаля-
где n - число фирм на рынке;
s2 - показатель дисперсии долей фирмы на рынке, равный ;
причем Y - средняя доля фирмы на рынке, равная 1/n.
Приведенная формула позволяет нам разграничить влияние на индекс Херфиндаля-Хиршмана числа фирм на рынке и распределения рынка между ними. Если все фирмы на рынке контролируют одинаковую долю, показатель дисперсии равен нулю и значение индекса Херфиндаля-Хиршмана обратно пропорционально числу фирм на рынке. При неизменном числе фирм на рынке чем больше различаются их доли, тем выше значение индекса.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана благодаря чувствительности к изменению рыночной доли фирмы приобретает способность косвенно свидетельствовать о величине экономической прибыли, полученной в результате осуществления монопольной власти.
Ниже мы покажем связь значения индекса с показателем монопольной власти Лернера.
Индекс энтропии показывает среднее значение логарифма величины, обратной рыночной доле, взвешенное по рыночным долям фирм:
Коэффициент энтропии представляет собой показатель, обратный концентрации: чем выше его значение, тем ниже концентрация продавцов на рынке.
Для измерения степени неравенства размеров фирм, действующих на рынке, используется показатель разброса логарифмов рыночных долей фирм, показатель дисперсии:
где Yi - доля фирмы на рынке;
Y - средняя доля фирмы на рынке, равная 1/n;
n - число фирм на рынке.
Чем больше разброс, тем выше
концентрация продавцов на рынке. Однако
разброс логарифмов не дает характеристику
относительного размера фирм; для
рынка с двумя фирмами
Индекс Джини представляет собой статистический показатель вида
где Yi - объем производства i-той фирмы;
Yj - объем производства j-той фирмы;
n - общее число фирм.
Индекс Джини удобно проиллюстрировать с помощью кривой Лоренца. Кривая Лоренца, отражающая неравномерность распределения какого-либо признака, для случая концентрации продавцов на рынке показывает взаимосвязь между процентом фирм на рынке и долей рынка, подсчитанной нарастающим итогом, от мельчайших до крупнейших фирм.
1 - кривая Лоренца для
абсолютно равномерного
Индекс Джини можно выразить следующим образом:
Расчет индекса Джини показывает, что в данном случае он составляет приблизительно 0.18. Чем выше индекс Джини, тем выше неравномерность распределения рыночных долей между продавцами, и, следовательно, при прочих равных условиях выше показатель концентрации.
При использовании индекса Джини для характеристики концентрации продавцов на рынке следует учитывать два важных момента. Первый связан с концептуальным недостатком индекса. Он характеризует, как и показатель разброса логарифмов долей, уровень неравномерности распределения рыночных долей. Следовательно, для гипотетического конкурентного рынка, где 10 000 фирм делят между собой рынок на 10 000 равных долей, и для рынка дуополии, где две фирмы делят рынок пополам, показатель Джини будет одним и тем же. Второй момент связан со сложностью подсчета индекса Джини: для его определения необходимо знание долей всех фирм в отрасли, в том числе и мельчайших.
В экономической теории и практике не существует единственного показателя уровня концентрации в отрасли. В разных исследованиях и для разных целей могут использоваться различные показатели концентрации продавцов на рынке. Для оценки достоинств показателя концентрации применяются правила, предложенные Ханна и Кейем.
Идеальный показатель концентрации продавцов должен удовлетворять следующим требованиям.
- Пусть показатель концентрации
рассчитывается не для n фирм
на рынке, а для k фирм при
k < n, причем фирмы ранжированы
по убыванию рыночной доли. Если
концентрация продавцов на
- Если доля крупной
фирмы возрастает за счет
- Вход новой фирмы на
рынок понижает уровень
- Слияния и поглощения
увеличивают степень
Индексы Херфиндаля-Хиршмана и энтропии отвечают всем перечисленным условиям. Другие индексы отчасти согласуются с этими условиями.
Заключение
Под рыночной концентрацией
(концентрацией продавцов или
покупателей) понимается плотность
размещения рыночных структур и совокупность
разных удельных весов агентов рынка
по объему предложения и спроса.
Малое число фирм на рынке, а значит,
и их малая плотность
Аналогичные зависимости характерны и для оценки концентрации на рынке покупателей. Чем меньше покупателей на рынке, тем выше уровень их концентрации. В предельном случае плотность покупателей равна единице, т.е. соответствует рынку монопсонии. При заданном числе покупателей, чем больше они отличаются по объему спроса, тем выше концентрация покупателей на рынке.
Методы анализа эволюции
структуры (с позиции концентрации)
для рынка и производства отличаются.
В первом случае основное внимание
уделяется конкуренции и
Можно предположить, что в данных условиях очевидными направлениями эволюции рынка будут как бурный рост числа новых мелких компаний, в состав которых входит единственное предприятие, так и дальнейшее разукрупнение очень больших старых производственных структур. При равных условиях это приведет к дальнейшему снижению концентрации, что отчасти сегодня и наблюдается.
Обобщая изложенное в данной контрольной работе, нетрудно прийти к выводу, что концентрация производства подвержена влиянию совокупности множества факторов. Их число и соотношение, применительно к условиям конкретного времени и места, может быть различным. Факторы концентрации производства относятся к числу динамичных. Изменение их состава и характера происходит в связи с изменением факторов. Их число и соотношение зависят от особенностей экономической системы общества и характера общественного строя в целом, поступательного развития научно-технического прогресса, экономико-географических условий конкретной территории и многих других.
Все больший удельный вес
в экономике большинства стран начинает
приобретать сфера нематериального производства,
или, как ее иногда называют, сфера услуг.
Она с полным правом должна входить в общественное
производство, поскольку обществу важно
производить не только средства для жизни,
но и осуществлять производство самой
жизни во всех ее формах. Вот почему в составе
общественного производства все более
значимыми становятся такие его сферы,
как здравоохранение, образование, информационное
обслуживание, и другие. Объекты, представляющие
названные и другие сферы общественного
производства, также подлежат концентрации
в географическом пространстве со всеми
присущими этому процессу закономерностями.
2. Олигополия.
Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно.
Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.
На олигополистическом рынке
конкурируют между собой
Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них — необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Сегодня общепризнано, что эффективным может быть предприятие, производящее не менее 500 тыс. легковых автомобилей в год, выплавляющее не менее 2,5 млн. т стали, и т. д.
Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях является более эффективной. Производители знают, что если они понизят цены, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая будет результативна в условиях совершенной конкуренции, «олигополисты» используют неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.
Характерная особенность
олигополистического рынка —
зависимость поведения каждой фирмы
от реакции и поведения