Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 15:02, реферат
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер.
Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения
основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие,
приобрела цивилизованные формы и, по всей видимости, будет определять
экономический облик будущего во всех странах мира.
1. Рынок, условия возникновения и развития.
2. Общая характеристика рыночной системы (субъекты рыночных отношений, виды
рынков, формы собственности, экономическая инфраструктура).
3. Сущность рыночного механизма.
4. Модели рынка: совершенная и несовершенная конкуренция.
соответственно 2, 1, 3 и 3 руб. За каждую единицу. Допустим, наконец, что
15 единиц продукта
Х, производимых из тех
дол. за единицу. Пожелает ли фирма заняться производством продукта Х?
Конечно, да. Фирма, осуществляющая производство продукта Х на таких
условиях, сможет покрыть издержки на заработную плату, ренту, процент и
нормальную прибыль, так как общая сумма этих издержек составит 13 руб.
Разницу между общим доходом в 15 руб. и общими издержками в 13 руб.
образует экономическую прибыль в 2 руб.
Эта экономическая прибыль служит свидетельством, что отрасль Х
процветает. У этой отрасли возникнет тенденция к превращению в
расширяющуюся отрасль по мере того, как новые фирмы, привлекаемые этой
сверхнормальной прибылью, станут создаваться или перемещаться сюда из менее
прибыльных отраслей. Однако появление в отрасли новых фирм представляет
собой самоограничивающий процесс. С вступлением новых фирм в отрасль Х
рыночное предложения продукта Х возрастает по отношению к рыночному спросу.
Это постепенно снижает рыночную цену на продукт Х. Пока она со временем не
достигает уровня,
при котором экономическая
конкуренция сводит эту прибыль на нет. Такое соотношение рыночного
предложения и спроса, когда экономическая прибыль становится нулевой, и
определяет общее количество произведенного продукта Х. В этой ситуации
отрасль достигает своего «равновесного объема производства», по крайней
мере до тех пор, пока новые изменения в рыночном спросе или предложении не
нарушат это равновесие.
Убытки и сокращающиеся
рыночная ситуация была бы менее благоприятной для продукта Х? Предположим,
что сначала условия на рынке продуктов оказалось бы таким, при которых
фирма могла бы продать свои 15 единиц продукта Х а по цене лишь 75 коп. за
единицу. Общая выручка составила бы 11 руб. 25 коп.. После выплаты
заработной платы, ренты и процента на сумму 10 руб. фирма получила бы
прибыль ниже нормальной – 1 руб. 75 коп.. То есть фирма получила бы убыток
– 1 руб. 75 коп.. Разумеется, фирму не заинтересовало бы участие в такой
непроцветающей отрасли. Напротив, предприниматели устремились бы в
процветающие отрасли, обеспечивающие нормальную прибыль или даже
экономическую прибыль. Отсюда следует, что со временем существующие в
отрасли Х фирмы прекратили бы свое существование или перешли бы в другие
отрасли, приносящие нормальную или еще более высокую прибыль. Однако в
таком случае рыночное предложение продукта Х сократится по сравнению с
рыночным спросом, и тем самым цена продукта снова станет повышаться, пока
со временем убытки не ликвидируются. Отрасль Х в результате восстановит и
стабилизирует объем своего производства. Соотношение рыночного предложения
и спроса, зафиксированное в точке, где экономическая прибыль оказывается
нулевой, и определяет общий размер производства продукта Х. И в данном
случае отрасль на время достигает равновесного объема производства.
«Голосование долларом». Следует подчеркнуть важную роль
потребительского спроса в определении видов и количества производимых
продуктов. Потребители, не подверженные правительственным ограничениям и
обладающие денежным доходом от реализации ресурсов, расходуют свои доллары
на те товары, которые они главным образом хотят и в состоянии покупать. Эти
расходы фактически представляют собой голосование долларом, посредством
которого потребители декларируют свои потребности, предъявляя спрос на
рынке продуктов. Если набирается достаточно большое количество таких
«голосов», предприятия готовы производить данный продукт. Увеличение
потребительского спроса, то есть увеличение числа «долларовых голосов»,
поданных за продукт, означает экономическую прибыль для отрасли,
производящей этот продукт. Такие прибыли служат сигналом для расширения
этой отрасли и увеличения производства ее продукта. И наоборот, сокращение
потребительского спроса, то есть меньшее число «голосов», поданных за
продукт, приводит к убыткам и со временем к сокращению попавшей в трудное
положение отрасли. По мере выхода фирм из отрасли производство продукта
уменьшается. По существу, отрасль вообще может прекратить свое
существование. Короче, «долларовые голоса» потребителей играют ключевую
роль в решении вопроса о том. Какие продукты станут производить
добивающиеся прибылей предприятия.
Рыночные ограничения свободы (выбора). С точки зрения предприятий
они, как мы видим, не свободны производить то, что они желают.
Потребительские решения о спросе, обуславливающие прибыльность одних
продуктов и убыточность других, ограничивают свободный выбор фирм при
решении вопроса о том, что производить. Предприятия должны согласовать свой
выбор продукта для производства с выбором потребителей или понести кару в
виде убытков или даже банкротства.
В большей мере это справедливо также и в отношении поставщиков
ресурсов. Спрос
на ресурсы – это
от спроса на товары и услуги, производству которых способствуют ресурсы. В
более общем плане очевидно, что в стремлении максимизировать доход от
продажи своих людских и материальных ресурсов поставщики ресурсов вынуждены
следовать требованиям рыночной системы и делать свой выбор, руководствуясь
потребительским спросом. Поскольку только те фирмы, которые производят
товары, пользующиеся спросом потребителей, могут работать с прибылью,
поскольку именно эти фирмы предъявляют спрос на ресурсы. Поставщики
ресурсов отнюдь не «свободны»направлять свои ресурсы на производство
товаров, которые не удовлетворяют потребителей. Причина в том, что не могут
существовать фирмы, производящие именно такие товары, так как
потребительский спрос на них недостаточно высок, чтобы сделать их
производство прибыльным. Короче, потребители демонстрируют свои
предпочтения в форме спроса, предъявляемого на рынке продуктов, а
производители и поставщики ресурсов соответственно реагируют на этот спрос,
чтобы обеспечить свои собственные интересы. Рыночная система передает
желания потребителей предприятиям и поставщикам ресурсов и добивается от
них надлежащего ответа.
Организация производства.
Как должно быть организовано
производство в рыночной
1. Как должны распределяться
2.Какие именно фирмы должны осуществлять производство в каждой
отрасли.
3. Какие комбинации ресурсов, какую технологию каждая фирма должна
применять.
Производство и прибыль.
отрасли, на продукты которых потребители предъявляют достаточно высокий
спрос, чтобы производство этих продуктов могло быть прибыльным.
Одновременно рыночная система лишает неприбыльные отрасли редких ресурсов.
Когда бы все фирмы располагали временем для вступления в процветающие
отрасли и для выхода из непроцветающих, объем продукции каждой отрасли
оказался настолько большим, что обеспечивал бы только нормальную прибыль.
Если общий объем продукции в таких условиях составляет 1500 единиц, а
наиболее прибыльный объем продукции составляет 15 единиц, как в приведенном
выше примере, отрасль состоит из 100 конкурирующих фирм.
Второй и третий подвопросы
тесно взаимосвязаны. В
экономике производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и
способны применять экономически наиболее эффективную технологию
производства. А экономическая эффективность зависит :
1) от имеющихся технологий, то есть от альтернативных комбинаций ресурсов,
или факторов, производства, которые обеспечивают выпуск желаемой продукции;
2) от цен, по которым можно приобрести необходимые ресурсы.
Наименьшие издержки производства. Комбинация ресурсов, которая
экономически наиболее эффективна, зависит не только от физических или
инженерных характеристик продукции, обеспечиваемых имеющейся технологий, но
также от относительной
стоимости необходимых
ценами на них. Следовательно, технология, требующая лишь применения
нескольких физических ресурсов для производства данного объема продукции,
может оказаться экономически отнюдь не эффективной, если на нужные ресурсы
существуют слишком высокие цены. Иными словами, экономическая эффективность
означает получение данного объема продукции при наименьших затратах редких
ресурсов, причем как продукция, так и применяемые ресурсы измеряются в
стоимостном выражении. Короче, та комбинация ресурсов, которая обеспечивает
производство, скажем, продукта Х стоимостью 15 руб. при наименьших денежных
издержках, является самой эффективной.
Распределение общего объема продукции.
В разрешении проблемы
система играет двоякую роль. Вообще говоря, любой данный продукт
распределяется между потребителями на основе их способности и желания