Рыночная система. Модели рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 15:02, реферат

Описание

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер.
Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения
основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие,
приобрела цивилизованные формы и, по всей видимости, будет определять
экономический облик будущего во всех странах мира.

Содержание

1. Рынок, условия возникновения и развития.
2. Общая характеристика рыночной системы (субъекты рыночных отношений, виды
рынков, формы собственности, экономическая инфраструктура).
3. Сущность рыночного механизма.
4. Модели рынка: совершенная и несовершенная конкуренция.

Работа состоит из  1 файл

реферат по экономической теории.doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

заплатить за него существующую рыночную цену. Если цена единицы  продукта  Х

составляет 1 руб. , т.е. покупатели, которые в состоянии  и  хотят  заплатить

эту цену, приобретут единицу этого продукта, а те, кто не в состоянии  и  не

желают платить  эту цену, продукт не купят.

      А что определяет способность  потребителя  заплатить  равновесную   цену

за продукт  Х и другие имеющиеся продукты? Размер  его  денежного  дохода.  В

свою очередь, денежный доход зависит от количества различных материальных  и

людских ресурсов, поставляемых получателем дохода на рынок,  и  от  цен,  по

которым эти  ресурсы могут быть проданы на ресурсном  рынке.  Таким  образом,

цены на ресурсы  играют ключевую роль в формировании размера дохода,  который

каждое  домохозяйство  может  предложить  в  обмен  на  часть  общественного

продукта. В пределах  денежного  дохода  потребителя  готовность  последнего

заплатить  равновесную  цену  за  продукт  Х  и  решает,   поступит   ли   в

распоряжение  этого потребителя часть указанного продукта или не поступит.  А

такая готовность купить продукт Х зависит от  того,  отдает  ли  потребитель

предпочтение  продукту Х,  когда  он  сравнивает  его  с  другими  имеющимися

близкими заменителями Х и относительными ценами на них. Следовательно,  цены

на продукты, в свою очередь, играют ключевую роль в формировании  структуры

расходов потребителей.

       Необходимо  подчеркнуть,   что   рыночной   системе   как   механизму

распределения общественного продукта  не  свойственны  какие-либо  этические

принципы. Те домохозяйства,  которым  удается  накопить  большое  количество

материальных  ресурсов  по  наследству,  в  результате  тяжелого   труда   и

бережливости, путем  использования  особой  деловой  сметки  или  посредством

обмана, получают крупные доходы и,  таким  образом,  распоряжаются  большими

долями   общественного   продукта.    Другие,    поставляющие    на    рынок

неквалифицированные и сравнительно  непроизводительные  трудовые  ресурсы  в

обмен на  низкую  заработную  плату,  получают  скудные  денежные  доходы  и

соответственно  маленькие доли национального продукта.

Адаптация к  изменениям.

        Индустриальные    общества    динамичны:    меняются    предпочтения

потребителей,  технологии  производства,  структура  поставляемых  ресурсов.

Это, естественно, подразумевает, что та специфическая система  распределения

ресурсов, которая  в настоящее  время  наиболее  эффективна  и  соответствует

данной структуре  потребительских  вкусов,  данному  составу  альтернативных

технологий и  данной структуре предложения  ресурсов,  может  превратиться  в

устаревшую и  неэффективную по мере того. Как  с  течением  времени  меняются

потребительские предпочтения,  создаются  новые  технологии  производства  и

перестраивается  состав  предлагаемых   ресурсов.   Способна   ли   рыночная

экономика     осуществлять     корректировку     использования     ресурсов,

соответствующую этим неизбежным изменениям,  и,  таким  образом,  оставаться

эффективной?

      Ориентирующая  функция  цен.  Предположим,  что  происходит  изменение

потребительских   вкусов.   Скажем,    вследствие    возросшего    осознания

необходимости заботиться о своем здоровье  потребители  решили,  что  станут

меньше курить сигареты и больше ездить на велосипедах, тогда  как  экономика

в настоящее  время  не  обеспечивает  производство  необходимого  количества

велосипедов.  Передаст  ли  рыночная  система  сигнал  об   этом   изменении

предприятиям  и  поставщикам  ресурсов  и  подскажет  ли  им   необходимость

надлежащей корректировки  производства?

      Данное изменение во вкусах потребителей  будет  доведено  до  сведения

производителей  в результате  увеличения  спроса  на  велосипеды  и  снижение

спроса на сигареты.  Это означает, что цены на велосипеды повысятся, а  цены

на  сигареты  упадут.  Если  предположить,   что   до   этих   изменений   в

потребительском спросе обе отрасли получали строго  нормальную  прибыль,  то

теперь более  высокие цены на велосипеды создают  экономическую  прибыль  для

производителей  велосипедов, а более низкие цены на сигареты ведут  за  собой

убытки для  табачной индустрии. Личная  выгода  побуждает  новых  конкурентов

вступать в  процветающую отрасль  производителей  велосипедов.  А  убытки  со

временем заставят фирмы покинуть попавшую  в  кризисное  положение  табачную

промышленность.

      Но эти корректировки  носят   самоограничительный  характер  для  обеих

отраслей. Расширение производства велосипедов  будет  продолжаться  лишь  до

того  момента,  когда  возникший  рост  рыночного  предложения   велосипедов

приведет к  обратному процессу, к снижению цен на них до уровня, при  котором

снова станет  правилом  нормальная  прибыль.  Равным  образом  и  сокращение

производства  сигарет будет продолжаться лишь  до  тех  пор,  пока  возникшее

снижение их предложения снова не поднимет цены на сигареты  до  уровня,  при

котором фирмы  станут получать нормальную  прибыль.  Или,  в  самом,  крайнем

случае, фирмы,  производящие  сигареты,  перестанут  существовать.  Решающим

здесь является то обстоятельство, что эти процессы корректировки  в частном

секторе   полностью    соответствуют    предложенным    изменениям    вкусов

потребителей. Потребители  требуют больше велосипедов  и  меньше  сигарет,  и

именно это  то их требование удовлетворяется  путем  расширения  производства

велосипедов и сокращается производство сигарет.

       Экономическая  прибыль,  которая   сразу  же  возникает  в   результате

повышения спроса на велосипеды, не только создает для  этой отрасли стимул  к

расширению, но и обеспечивает ее дополнительными  средствами на  приобретение

ресурсов,   необходимых для ее  роста.  Более  высокие  цены  на  велосипеды

позволяют фирмам этой отрасли платить более высокие  цены за  ресурсы  и  тем

самым  отвлекать  ресурсы  из  других  сфер,  где  их  применение  не  столь

настоятельно  требуется.  Сигнал  о  готовности  и  способности  использовать

больше ресурсов в производстве велосипедов поступает  на  ресурсный  рынок  в

форме увеличения спроса  на  ресурсы.  Практически  противоположный  процесс

возникает в  переживающем спад производстве сигарет. Убытки,  которые  влечет

за собой сокращение потребительского спроса,  сразу  же  порождают  снижение

спроса  этой  отрасли  на  ресурсы.   Рабочая   сила   и   другие   ресурсы,

высвобождаемые  из свертываемого производства  сигарет,  могут  теперь  найти

себе  применение  в  расширяющемся  производстве  велосипедов.  К  тому   же

увеличение спроса на ресурсы для  производства  велосипедов  означают  более

высокие цены на ресурсы этой отрасли по сравнению  с теми,  какие  существуют

на ресурсы  табачной промышленности, где снижение спроса на  ресурсы  снизило

цены на них. Возникающая разница в ценах  на ресурсы создает  для  владельцев

ресурсов стимул  к  увеличению  собственных  выгод  путем  перераспределения

своих ресурсов из производства сигарет в  производство  велосипедов.  А  это

то,  которое  необходимо,  чтобы   осуществилось   расширение   производства

велосипедов и  сокращение производства сигарет.

      Способность рыночной системы  сигнализировать  об  изменениях  в  такой

базисной сфере, как потребительские вкусы и вызывать надлежащую  реакцию со

стороны предприятий  и  поставщиков  ресурсов  называется  направляющей,  или

ориентирующей, функцией цен. Воздействуя на цены  продуктов  и  на  прибыли,

изменения в  потребительских  вкусах  диктуют  расширение  одних  отраслей  и

сокращение других. Эти  корректировки  реализуются  через  ресурсный  рынок,

поскольку расширяющиеся  отрасли предъявляют  большой  спрос  на  ресурсы,  а

сокращающиеся отрасли снижают на них спрос. Возникающие в  результате  этого

изменения  ресурсных  цен  переориентируют  ресурсы   из   сокращающейся   в

расширенные  отрасли.

       Этот  анализ  показывает,   что   рыночная   система   соответственно

приспосабливается  к  аналогичным  фундаментальным  изменениям,  например  к

изменениям в  технологии  и  к  изменениям  в  структуре  предложения  разных

ресурсов. 
 
 

           Модели рынка: совершенная и  несовершенная конкуренция. 

      Мы живем в атмосфере конфликтов.

      Рынок и конкуренция связаны  неразрывными нитями. Без  конкуренции  нет

рынка. Конкуренция  – это характернейшая  черта  отношений  между  продавцами

или  между  покупателями.  В  то   же  время  продавец   и   покупатель   не

конкурируют, не соперничают друг с другом, а ищут  взаимоприемлемых  условий

для сделки.

      Свобода выбора, реализующаяся в  форме стремления каждого получать  для

себя  лично  денежный   доход,   служит   основой   для   конкуренции,   или

экономического   состязания,   как   конкретного    свойства    капитализма.

Конкуренция, как она представляется экономистам, означает следующее:

      1. Наличие на рынке большого  числа независимо действующих   покупателей

и продавцов  любого конкретного продукта или  ресурса.

      2. Свободу для покупателей и   продавцов  выступать  на  тех  или  иных

рынках или  покидать их.

      Ф.Хайек обращает внимание на  ключевую роль конкуренции   в  техническом

процессе:  «Конкуренция  –  исследовательский  поиск,  который  осуществляют

первооткрыватели».  Внедрение   ими   новых,   ранее   не   использовавшихся

технологий, распространяется впоследствии на другие предприятия.

       Что  касается  рыночных  методов   конкуренции,  то  с  давних  времен

ключевой  была  ценовая  конкуренция,   то   есть   привлечение   покупателя

Информация о работе Рыночная система. Модели рынка