Рыночное хозяйство и особенности его функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 22:53, реферат

Описание

Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок—это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств.

Содержание

Введение 3
Условия возникновения рынка. 4
Рынок и рыночная экономика. 5
Структура и инфраструктура рынка. 7
Виды рыночных хозяйств. 9
Сегментация рынков. 11
Государственное регулирование рыночных отношений. 14

Заключение 16

Список литературы 17

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ МОЙ.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Сегментация рынков.

Сегментация — разделение рынка на группы покупателей, обладающих схожими характеристиками, с целью изучения их реакции на тот или иной товар или услугу.

Сегмент — группа покупателей, обладающая похожими потребностями, желаниями и возможностями.     

Разделение рынка на различные сегменты и их последующее изучение позволяет компаниям сконцентрировать свое внимание на наиболее перспективных, с точки зрения прибыльности, сегментах (целевых). Сегментация может быть произведена как на потребительском, так и на промышленном рынке (рынке организаций).

Сегментация потребительского рынка может быть произведена по нескольким признакам: географическому, демографическому, психографическому, поведенческому, при этом каждому из этих признаков присущи свои переменные. Иногда компании для получения всеобъемлющей информации о покупателях выделяют сегменты на основе совокупности признаков.

Сегментирование по географическому  признаку включает разделение рынка на различные географические единицы (переменные): регион, область, район, размер города, плотность. После подобной сегментации компания должна решить, где ее маркетинговые усилия будут наиболее эффективны.

В России сегментацию по географическому  признаку можно провести следующим  образом: регион — Сибирь, Урал; область  — Ленинградская, Московская, Нижегородская; район — Коломенский, Воскресенский; размер города — с населением менее 5 тысяч человек, 5-20 тысяч, 20-50 тысяч и т.д; плотность — города, пригороды, сельская местность; климат — северный южный.

Сегментирование по демографическому признаку заключается в разделении рынка в соответствии с такими переменными как: возраст, пол, размер семьи, жизненный цикл семьи род занятий, уровень дохода, образование, национальность, вероисповедание. Сегментация по демографическому признаку наиболее часто используема компаниями в маркетинговых исследованиях, это объясняется тем, что реакции покупателей на тот или иной товар в наибольшей степени зависят именно от демографических переменных.

Ориентируясь  на российскую действительность, при сегментировании по демографическому признаку можно выделить: возраст — моложе 6 лет, 6-11 лет, 12-19 лет и т.д; пол — мужской, женский; размер семьи — 1-2 человека, 3-4 человека, 5 человек и более; жизненный цикл семьи — меньше года, 1 год, 5 лет и более; уровень доходов (в месяц) — менее 5000 руб., 5000-10000 руб., 10000-15000 руб. и т.д; род занятий — менеджеры, рабочие, врачи, учителя; образование — начальное, среднее, высшее; национальность — русские, татары, евреи, украинцы; вероисповедание — христиане, мусульмане, иудеи, буддисты.

Сегментирование по поведенческому признаку заключается в выделении групп покупателей на основе их знаний, квалификаций как пользователей и их реакций на товар. Переменные подобного сегментирования: интенсивность потребления (малая, средняя, высокая), степень готовности к покупке (ничего не знает, знает кое-что, информирован, заинтересован), статус пользователя (непользователь, бывший пользователь, потенциальный пользователь) степень лояльности (отсутствует, средняя, сильная, абсолютная), полезность покупки (экономия, удобство, престиж).

Сегментирование по психографическому  признаку проводится на основе науки, именуемой «психографика», она изучает и классифицирует стили жизни потребителей. Психографическое сегментирование позволяет разделить покупателей на группы в соответствии с особенностями их личностей и образа жизни.

Надо  признать, что маркетинговая теория не имеет точных ответов на вопрос связи конкретного товарного  рынка и признаков сегментации. Выбор нужного признака происходит за счет интуиции и профессионального опыта маркетолога.

В соответствии с рекомендациями Т. Бонома и Б. Шапиро сегментирование рынка организаций чаще всего проводится по следующим признакам: демографическому, операционному, закупочному, ситуационному, личностному (особенности заказчика).

При сегментировании  по демографическому признаку выделяются следующие переменные: отрасль, размер компании, местонахождение, которые позволяют производителям определить: отрасли промышленности, которые следует обслуживать; размеры компаний, которые организация может обслужить; географические регионы, которые следует обслуживать.

Сегментирование в соответствии с  операционным признаком выделяет такие переменные как: технология (какие технологии заказчиков должны приняты ко вниманию); статус пользователя (какие потребители будут выбраны компанией — с низкой, средней или высокой степенью потребления); объем требуемых товаров/услуг (каких заказчиков стоит выбрать — предпочитающих большие или малые партии товаров).

Сегментированию по закупочному признаку присущи следующие переменные: организация снабжения (как компания будет осуществлять закупки — централизованно или децентрализовано); структура власти (какой отдел — производственный, финансовый и т. д. является главным в принятии решений компании — заказчика); структура существующих взаимоотношений (с кем компании стоит строить взаимоотношения — с компаниями, с которыми установлены прочные связи или с наиболее перспективными компаниями без установившихся отношений); политика в области закупок (какие условия заказа — на основе лизинга, с заключением контракта и т. д. будут предпочтительнее для компании-поставщика); критерий закупки (фирмы, с какими требованиями — качество, цена, уровень обслуживания являются предпочтительными для компании-поставщика).

Сегментирование по ситуационному  признаку выделяет переменные: срочность (следует ли компании-поставщику обслуживать заказчиков, которым может понадобиться срочная и непредвиденная поставка); область применения (на использовании товаров по прямому назначению или на всех вариантах использования стоит сосредоточить внимание); размер заказа (большие или малые партии будут поставляться заказчикам).

Сегментирование по личностному признаку (особенности заказчика) выделяет переменные: сходство покупателя и продавца (следует ли компании обслужить только заказчиков, ценности которых приближены к ней самой); отношение к риску (какие потребители предпочтительнее — любящие рисковать или избегающие опасности); лояльность (следует ли обслуживать фирмы, которые проявляют высокую степень лояльности своим поставщикам).

Межрыночная сегментация — выявление группы потребителей, которые схожи по множеству характеристик, которые выходят за пределы географических границ. 
 
 
 
 
 
 

6. Государственное регулирование рыночных отношений. 

Теоретические взгляды на государственное  регулирование.

      Отношение к государственному  вмешательству в  рыночную  экономику было различным  на  разных этапах ее становления и развития.  В период формирования рыночных отношений в XVII и  XVIII  вв.  господствовавшая

тогда  экономическая   доктрина  -  меркантилизм  -  основывалась   на

признание  безусловной необходимости государственного  регулирования   для развития в стране торговли и промышленности.

С развитием  рыночных отношений набравший силу класс   предпринимателей начал  рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности.  Не удивительно, что пришедшие в конце XVIII в.  на смену меркантилизму идеи экономического либерализма, которые негативно оценивали государственное вмешательство в экономику, сразу нашли огромное число горячих поклонников.

      Вне зависимости от господствующих  экономических доктрин  никто   и никогда     не      снимал      с     национальных        правительств ответственности  за  экономическое  положение  страны.    Все   сходятся   в

понимание того, что невидимая рука  рынка должна дополняться видимой рукой государства. 

    Выделим главные формы  и  методы  вмешательства  государства  в экономику.

 Прежде  всего,  важно различать две основные  формы:

    • Прямое вмешательство   через    расширение   государственной    собственности    на материальные  ресурсы,  законотворчество  и   управление   производственными предприятиями;
    • Косвенное   вмешательство   с   помощью   различных   мер экономической политики.

    

Прямое  вмешательство.

Во всех промышленно развитых странах существуют более  или  менее      значительный по своим масштабам  государственный сектор экономики.  Его

размеры могут служить критерием экономической роли  государства,  хотя

он не абсолютен.

 Государство  обладает капиталами в самых  разнообразных формах, предоставляет кредиты,  принимает  долевое  участие,  является      собственником предприятия. Это  делает  государство  владельцем  части общественного капитала. 

  Прямое  вмешательство  государства - это и принятие законодательных актов, призванных  упорядочить   и  развить отношения   между    всеми    элементами    рыночной    системы.    
 

  Косвенное вмешательство.

В зависимости  от  цели вмешательства меры экономической  политики      могут быть направлены на:

  • стимулирование капиталовложений и восстановление (если это воз-можно) равновесия между сбережениями и инвестициями;
  • обеспечение полной занятости;
  • стимулирование экспорта и импорта товаров,  капиталов и рабочей силы;
  • воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации  и  цены  на некоторые специфические товары;
  • поддержку устойчивого экономического роста;
  • перераспределение доходов и некоторые другие цели.

 Для проведения этих разнообразных мер  государство  прибегает  главным

образом к фискальной и кредитно-денежной политике.

  Фискальная  политика  - это  бюджетная  политика.  Ее можно определить как политику, проводимую путем  манипулирования  государственными  доходами  (прежде всего налогами) и расходами. 

Кредитно-денежная  политика  -  это  политика, проводимая   путем   регулирования   денежной   массы    в    обращении    и совершенствовании кредитной  сферы. 

 Оба   эти  направления  государственной политики тесно связаны друг с другом.  Однако эта  связь  в  рыночной и централизованной экономике существенно различается.

      Страны с рыночной  экономикой,  начавшей  формироваться  2-3  столетия назад, постоянно ищут оптимальное сочетание  государственного  регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма.  Страны  со сложившейся  централизованной  экономической  системой   пытаются   в   ходе разгосударствления  возродить   с   помощью   государства   (как   это    ни парадоксально звучит) тот самый мощный,  животворящий частный  интерес,  без которого не может быть рынка.  Главная  проблема  при  этом  -  не  убить  в объятиях государства этот животворящий интерес. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Приведенные выше положения позволяют сделать следующие выводы:

  1. Рыночная экономика представляет собой такую форму организации       хозяйственной деятельности, при которой взаимодействие всех      хозяйствующих субъектов и решение трех основных проблем экономики (что, как и для кого производить) обеспечивается через воздействие  рынка и его механизмов.
  2. Отличительной особенностью рыночной системы является ее способность перестраиваться и приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий.
  3. Для возникновения рынка необходимы некоторые условия: общественное разделение труда, экономическая обособленность производителей, свобода предпринимательства.

Основой рыночной системы является рынок, который за длительный период убедительно доказал свои преимущества в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности. 
       Современное постиндустриальное общество стремится к созданию и утверждению современной социально-ориентируемой рыночной экономики, которая основывается на принципах рынка, а социальные компоненты гарантируются законодательством.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Рыночное хозяйство и особенности его функционирования