Рыночное хозяйство и особенности его функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 22:53, реферат

Описание

Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок—это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств.

Содержание

Введение 3
Условия возникновения рынка. 4
Рынок и рыночная экономика. 5
Структура и инфраструктура рынка. 7
Виды рыночных хозяйств. 9
Сегментация рынков. 11
Государственное регулирование рыночных отношений. 14

Заключение 16

Список литературы 17

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ МОЙ.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)
 

Содержание: 

Введение                                                                                                  3

  1. Условия возникновения рынка.                                                  4
  2. Рынок и рыночная экономика.                                                    5
  3. Структура и инфраструктура рынка.                                          7
  4. Виды рыночных хозяйств.                                                           9
  5. Сегментация рынков.                                                                  11
  6. Государственное регулирование рыночных отношений.        14

Заключение                                                                                             16

Список  литературы                                                                                17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение. 

      Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение  которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок—это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит  вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

      Если  говорить более обобщенно, то  рынок  представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Условия возникновения  рынка. 
      

     
           Первое условиеобщественное разделение труда, возникшее в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда. 
           Разделение труда неизбежно требует обмена. Уже древние скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не были вегетарианцами. Обмен все более расширялся. Сначала он шел лишь внутри общины, затем возник межобщинный обмен.       

    Развитие  обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к  производству тех или иных товаров  специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, то есть производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей. 
           Второе условие это экономическая обособленность производителей. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, то есть хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, то есть с государственным участием, и так далее). 
          Третье условиесамостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
     
     
     
     
     
     
     
     

2. Рынок и рыночная  экономика. 

      Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

      В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д.

   Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы:

  • домашние хозяйства;
  • бизнес (предприниматели);
  • правительство.

 

Домашнее  хозяйство - основная структурная единица, функционирующая в

потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более

человек. В рамках домашнего хозяйства  потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и др. деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей (а не для наращивания прибыли).

      Бизнес - это деловое предприятие, функционирующее с целью получения

дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного или

заемного  капитала, доход от которого расходуется  не просто на личное

потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес

является  поставщиком товаров и услуг  в рыночном хозяйстве.

      Правительство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

      Один и тот же человек (взрослый  член общества) может быть в  составе и

домашнего хозяйства, и бизнеса, и правительственного учреждения.  

Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций, отраженных на схеме.

Функции рынка:

  • Информационная функция проявляется в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
  • Посредническая функция рынка позволяет продавцу выбрать наиболее оптимального покупателя, а потребитель имеет возможность выбрать оптимального поставщика.
  • Ценообразующая функция способствует установлению подвижной связи между стоимостью и ценой, чутко реагирующей на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.
  • Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего производство. Конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Она создает наиболее оптимальную структуру экономики. В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", о силе которой писал А. Смит, но и государственными рычагами.
  • Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

Схема. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Структура и инфраструктура рынка

Рынок как развитая система отношений  товарного обмена представляет собой  систему отдельных взаимосвязанных  рынков, а значит, имеет собственную структуру и инфраструктуру.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных  элементов рынка, их  удельный вес в общем объеме рынка. Классификация структуры рынка показана в таблице.

Таблица. Классификация структуры рынка.

По экономическому назначению объектов рыночных отношений Рынок товаров и услуг; рынок средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок.
По географическому положению Местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок.
По степени ограничения конкуренции Монополистический рынок; олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции.
По отраслям Автомобильный рынок; компьютерный рынок; текстильный рынок; рынок сельхозпродукции и т.д.
По характеру продаж Оптовый рынок; розничный рынок.

Некоторые из выделенных рынков также неоднородны  и имеют собственную структуру. Так, товарный рынок включает в себя потребительский рынок (рынок предметов  первой необходимости, рынок товаров длительного пользования и т. д.), рынок инвестиционных товаров (товаров производственного назначения) и рынок информации.

Не менее  многолик и разнообразен финансовый рынок, где предметом купли-продажи  выступают деньги, предоставляемые  в пользование в различных формах. Финансовый рынок состоит из рынка  инвестиций (долгосрочных вложений капиталов), рынка кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного с эмиссией ценных бумаг, и вторичного, предназначенного для их перераспределения), денежного (национальной денежной единицы) и валютного рынков.

Развитый  рынок требует и развитой инфраструктуры.

         Инфраструктура рыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка.

При этом инфраструктурная деятельность включает:

  1. деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической информации;
  2. деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах;
  3. деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.

В общем виде инфраструктуру современного рынка  можно представить в виде схемы.

 
 
 
 
 
 

  1. Виды  рыночных хозяйств.

Типы и виды экономик определяются многими факторами, и основными из них являются: ресурсные возможности государства или территории; национальный менталитет; уровень культуры населения, или нации; геополитические особенности территории, что влияет на специфику организации воспроизводственных процессов на всех уровнях функционирования хозяйственных систем — национальном, региональном, первичном и т.д. Особенности ведения хозяйства определяют специфику моделей хозяйствования и, в конечном счете, типы рыночных экономик.

         Типы и виды экономик представлены следующими моделями рыночных систем:

  • Американская модель. Она построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.
  • Японская модель. Данная модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда, за счет чего достигается снижение себестоимости продукции: и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом: рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.
  • Шведская модель. Она отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-х годах XX в. на уровне 70% ВВП, более половины из которых направлялось на социальные цели. Естественно, что такой тип экономических отношений возможен только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название "функциональная социализация",при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — на государство.
  • Германская модель. Данная модель сформировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, т.е. мелкие средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины и технические нормы.

Информация о работе Рыночное хозяйство и особенности его функционирования