Рынок - сфера товараобмена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание

В данной работе будут даны определения такому понятию как «рынок», а также даны ответы на основные вопросы, касающиеся сущности и функциям рынка, признаки рынка, основные преимущества и недостатки, сделаны основные обобщающие выводы.

Содержание

Введение …………………………………………………………3
Рынок - сфера товарообмена…………………………………..4-6
Понятие «рынок» ……………………………………………....6-8
Признаки рынка………………………………………………...8-9
Условия возникновения рынка ………………………………9-12
Виды рынков……………………………………………………..12
Функции рынка ………………………………………………13-15
Преимущества и недостатки рынка……………………………15
Провалы рынка и роль государства в их устранении……...15-18
Заключение……………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………....20

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 43.25 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  …………………………………………………………3                                                                                                  

Рынок - сфера товарообмена…………………………………..4-6

Понятие «рынок» ……………………………………………....6-8

Признаки рынка………………………………………………...8-9

Условия возникновения рынка  ………………………………9-12                                                         

Виды рынков……………………………………………………..12                                                                                      

Функции рынка ………………………………………………13-15

Преимущества и недостатки  рынка……………………………15                                                   

Провалы рынка и роль государства в их устранении……...15-18

Заключение……………………………………………………….19

Список использованной литературы…………………………....20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Введение

    Система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств, все это в обобщающем виде является рынком.  Как известно, рыночная система характеризуется господством частной собственности, общественным разделением труда, широким развитием обменных отношений осуществляемых с помощью денег. Как любая другая социальная система она постоянно развивается. Возникнув в традиционном обществе, рынок постепенно превращается в целостную капиталистическую систему, которая опирается на частное предпринимательство. При множественности и специфичности ее конкретных современных вариантов, все они развиваются на основе высокоразвитой технологии, смешанной собственности и активного участия государства в экономике. В рыночной системе действуют специфические стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе предпринимательства, свободе профессионального выбора для каждого желающего работать, свободе потребительского выбора для каждого покупателя (в пределах его финансовых возможностей). Стимулом предпринимательской деятельности и рыночного выбора выступает частный экономический интерес. Предприниматели заинтересованы в максимизации прибыли (или минимизации издержек производства), владельцы факторов производства в получении высокого дохода за их использование в сфере бизнеса, а потребители, покупая необходимые им товары и услуги, стремятся оптимизировать свою выгоду.  Свобода предпринимательства, свобода выбора и личной интерес формируют отношения состязательности, конкуренции между участниками рыночного обмена. Эти отношения реализуются через систему рыночных цен, которая отражает предпочтения потребителей и заставляет приспосабливаться к ним предпринимателей и владельцев производственных ресурсов.

В данной работе будут даны определения такому понятию как  «рынок», а также даны ответы на основные вопросы, касающиеся сущности и функциям рынка, признаки рынка, основные преимущества и недостатки, сделаны основные обобщающие выводы.

 

Рынок - сфера товарообмена

   Рынок есть особая форма организации товарного хозяйства. Это объективное явление экономики, основанной на товарном производстве и товарном обмене. С рынком связан каждый субъект хозяйствования и человек, осуществляющий какие-либо покупки или продажи. Поэтому происходящие на рынке изменения интересуют и затрагивают практически всех.

Основной характеристикой  рынка выступает обмен. Однако следует  подчеркнуть, что не всякий обмен  порождает рынок и не всегда рынок  ведет к рыночной экономике. Обмен  возник с незапамятных времен, в  эпоху палеолита, т.е., по меньшей  мере, 30 тысяч лет назад. Причинами, которые обусловили необходимость  обмена и, следовательно, привели к  замене натурального хозяйства товарным производством и к возникновению  рынка является: развитие общественного  разделения труда и экономическое  обособление производителей.

На раннем этапе развития человеческой цивилизации процесс  товарного обмена выполнял лишь функцию  перемещения товаров, т.е. передачи его из рук в руки в качестве потребительных стоимостей. Такой обмен  осуществлялся без посредства денег, т.е. имел место прямой товарообмен (в виде бартерных сделок). Его  появление и развитие еще не означало появления и развития рынка.

Обмен трансформируется в  рынок только в том случае, когда  производители организуют производство с целью продажи своего товара с последующим приобретением  необходимого им другого товара. При  таких условиях складывающийся тип  хозяйствования окончательно порывает с натуральным производством. Важным шагом на этом пути явилось вклинивание  в товарный обмен денег и возникновение  товарного обращения. Формально  товарное обращение отличается от непосредственного  обмена товаров тем, что оно осуществляется при посредстве денег.

Акт любого обмена предполагает как минимум двух субъектов - продавца и покупателя. Для того, чтобы  обменять продукт, даже если обмен носит  случайный характер, оба субъекта должны быть экономически свободны. Они  должны быть вольны обменивать продукты по своему желанию. Следовательно, для  обмена, организованного по законам товарного обращения, главными признаками функционирования являются:

1) свобода продавца и  покупателя;

2) в основе обмена находится  спрос и предложение товаров.

Наличие этих признаков, однако, не означает еще возникновение рынка  как системы. Система считается  возникшей и вступающей в стадию становления, если она начнет самообеспечивать себя. Возникновение рынка предполагает множественность меновых операций. Множественность необходима прежде всего по причине того, что при  ограниченном круге продавцов и  покупателей не может возникнуть свободное колебание цен, а возможен лишь сговор как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов.

О появлении рынка можно  говорить в том случае, если процесс  товарного обращения и производства приобретает регулярный характер, порождает  постоянные колебания спроса, предложения  и цен. Наличие таких признаков, как множество продавцов и  покупателей, во-вторых, колебание цен  и, в-третьих, ориентация на потребности  потребителя-покупателя, позволяет  говорить о возникновении рынка.

Рынок возникает одновременно с товарным производством. Рынок  показывает производителям, что необходимо производить и в каком количестве. Через рынок покупатели воздействуют на производство. В этом смысле рынок  есть саморегулирующаяся система воспроизводства. Все ее звенья находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.

Рынок - это система взаимодействия производителей и потребителей, основанного  на товарном производстве и обмене, при регулирующем воздействии рыночных цен.

Субъектами рыночных отношений  выступают производители, потребители  и их посредники. Основные производители (предприятия и организации) продают  произведенные ими вещественные блага и услуги и покупают необходимые  для производства ресурсы. Домашние хозяйства выступают на рынке  как покупатели благ потребительского назначения и продавцы рабочей силы. Государство покупает на рынке товары, необходимые для выполнения его  функций. Посредники - оптовые и розничные  торговцы, комиссионеры, брокеры и  агенты производителей - оказывают  торговые услуги производителям и потребителям. Следовательно, субъектами рыночных отношений являются физические и юридические лица.

Объектами купли-продажи  на рынках являются экономические ресурсы, вещественные блага и услуги, деньги, ценные бумаги, т.е. все то, по поводу чего возникают рыночные отношения  между продавцами и покупателями

 

Понятие «рынок».

 

    Самым простым, но одновременно и самым поверхностным определением рынка является его понятие как места, где продают и покупают. Вообще, в настоящее время существует множество определений, прежде всего рынок – это обязательный компонент товарного производства, товарного обмена. Обмен товарами происходит на основе эквивалентности, то есть равноценности. Развитое товарное производство предполагает использование денег как посредников при обмене товаров:

Т – Д – Т, где:

Т – товар,

Д – деньги,

Т – Д – продажа,

Д – Т – покупка.

Итак, основой рынка является товарное производство. Появился рынок  очень давно. Возникнув в период разложения родовой общины, рынок  эволюционировал в течение нескольких тысяч лет. Рынок – это общемировая  ценность, результат развития человеческой цивилизации.

В разных источниках даны определения  понятию «рынок». И все они  между собой похожи.

Рынок - это способ взаимодействия экономических субъектов, основанный на ценовой системе и конкуренции. Это особый механизм координации  экономических действий.

Обобщая изученное, можно  дать следующее определение понятию  «рынок», которое вошло в краткий  экономический словарь.

 Рынок – совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товарной продукции и окончательно признаётся общественный характер заключённого в ней труда;  Всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуг.

В самом общем виде рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием  товарного производства, вовлекая в  обмен не только произведённые продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей  в обществе охвачены куплей – продажей.

Более конкретно рынок  представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь  между агентами общественного производства в форме купли – продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Рынок, как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

Домашнее хозяйство –  структурная единица, работающая в  потребительской сфере экономики. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике (деньги расходуются  на удовлетворение личных потребностей).

Частный бизнес – это деловое предприятие, его цель получение дохода. Он предполагает вложение собственного или заёмного капитала, доходы расходуются на личное потребление, расширение дела.

Правительство–представлено различными бюджетными организациями. Цель которых, неполучение прибыли, а реализация функций государственного регулирования экономики. Соответственно современная рыночная экономика – целая система рынков (товаров, услуг, труда, ссудных капиталов, ценных бумаг, иностранных валют и  др.).

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров  выступает не только произведённая  продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег – все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

 

Признаки рынка

 

   Рынок как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития следующих его составляющих.

Рынок предполагает наличие  следующих признаков:

- неограниченное число  участников актов купли – продажи,  свободный доступ на рынок  и свободный выход из него. Это значит, что каждый человек  имеет право заняться предпринимательством  или прекратить его. Производители  (продавцы) выбирают любой вид  деятельности (предпринимательство,  фондовые операции, банковскую деятельность, земледелие и т.д.). В свою очередь  потребители (покупатели) могут купить  всё, что угодно. Следовательно,  производители и потребители,  продавцы и покупатели имеют  равные права. Так реализуется  экономическая свобода – свобода  экономического поведения, когда  ни один участник рыночных  операций не в состоянии оказать  влияние на решения, принимаемые  другими участниками;

- мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов, так  как предпринимательская деятельность  преследует цель увеличение дохода, а на это можно рассчитывать только при расширении производства, освоении новой техники, внедрении новых технологий и т.д.;

- наличие у каждого  субъекта рынка достоверной и  полной информации о предложении,  спросе, ценах, норе прибыли и  т.д. Без этого он не сможет  ориентироваться на рынке и  принять правильное решение о  целесообразности покупки или  продажи;

- отсутствие монополии  производителя, однородность одноимённых  товаров, иначе на рынке не  будет свободы экономического  поведения продавцов и покупателей.

Информация о работе Рынок - сфера товараобмена