Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:36, курсовая работа
В данной работе будут даны определения такому понятию как «рынок», а также даны ответы на основные вопросы, касающиеся сущности и функциям рынка, признаки рынка, основные преимущества и недостатки, сделаны основные обобщающие выводы.
Введение …………………………………………………………3
Рынок - сфера товарообмена…………………………………..4-6
Понятие «рынок» ……………………………………………....6-8
Признаки рынка………………………………………………...8-9
Условия возникновения рынка ………………………………9-12
Виды рынков……………………………………………………..12
Функции рынка ………………………………………………13-15
Преимущества и недостатки рынка……………………………15
Провалы рынка и роль государства в их устранении……...15-18
Заключение……………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………....20
В действительности не всегда
есть все эти признаки. Поэтому
в жизни функционирует
Конкуренция – это соперничество, состязательность на рынке, борьба между производителями за потребителя, за наилучшие условия сбыта своей продукции.
Конкуренция является механизмом рынка, с помощью которого повышается качество продукции, снижаются производственные затраты, внедряются технические новшества.
Условия возникновения рынка
Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.
Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация — форма общественного разделения труда, как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.
В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например -автомобильные, тракторные заводы), по детальную (например - завод шарикоподшипников), технологическую — стадийную (например - прядильная фабрика).
Улучшение, совершенствование
производственного профиля
Схема специализации, т.е. набор специальностей, становится все более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс труда. В старину человечество владело несколькими специальностями, прежде всего охотника и земледельца. Сегодняшние же перечни специальностей включают многие тысячи профессий. Подавляющее большинство из них требуют обучения (иногда многолетнего) специальным навыкам и приемам труда. Специализация достигла ныне такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.
Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.
Причиной формирования рынка является и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности, является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда, в первую очередь, предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги.
В дальнейшем, обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.
Кроме того, причина становления рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
Таким образом, можно кратко сформулировать условия возникновения рынка:
1. Общее разделение труда и специализации (никто не может жить за счёт полного самообеспечения себя всеми ресурсами и благами). Специализация – определяется принципом сравнительного преимущества – способность производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости;
2. Экономическая обособленность (производитель решает, что производить и как, кому и где продавать);
3. Наличие величины трансакционных издержек, которые определяет границы рыночной деятельности (издержки не должны быть выше предполагаемого дохода);
Трансакция (соглашение, сделка) – сделка, соглашение (политическое, юридическое или др.), сопровождаемое взаимными уступками .
Таким образом, рынок является сложным механизмом, на котором совершаются сделки между покупателями и продавцами экономических благ. Расходы на совершение рыночных сделок называются трансакционными издержками. Трансакционные издержки - это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведение с ним переговоров и заключение контракта, а также на контроль за его соблюдением.
4. Свободный обмен ресурсами (свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам – подсказка торговым агентам наиболее эффективное направление их деятельности).
Виды рынков
Рынок исторически развивается и видоизменяется. Современный рынок характеризуется богатой и сложной структурой. Его можно классифицировать по различным признакам:
1. По общественному разделению труда – рынок местный, национальный и международный;
2. По формам собственности – частный, кооперативный, государственный рынок;
3. По объектам рыночного обмена – товарный (средств производства, труда, товаров и услуг, ноу-хау) и денежный (ценных бумаг и валютный);
4. По организации рыночного обмена – оптовый (биржа, государственные закупки), розничный, экспортный, импортный;
5. По видам конкуренции – рынок совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции.
Существует ещё много других признаков классификации рынков. Однако деление рынков на виды в определённой степени условно, так, местный рынок может быть одновременно и оптовым и розничным, а рынок несовершенной конкуренции – государственным или частным.
Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации (модели рынка):
- чистую конкуренцию;
- чистую монополию;
- монополистическую конкуренцию;
- олигополию.
Функции рынка
Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на 3 ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:
• Регулирующая функция
Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширению производства: падает цена — сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.
В то же время, являясь регулятором
хозяйственной жизни, рынок неоднократно
демонстрировал, что не все процессы
макроэкономического
•Информационная функция
Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.
Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.
• Ценообразующая функция
В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.
В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.
• Посредническая функция
Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.
• Санирующая функция
Рыночный механизм — это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.
Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.
В России общее количество
малых предприятий в последние
годы стабилизировалось. Число прекращающих
существование и вновь
Рынок имеет свои преимущества и недостатки.
Преимущества и недостатки рынка.
Как уже отмечалось ранее, рынок имеет свои преимущества и недостатки.
Преимущества рынка:
- рынок развивает инициативу и предприимчивость;
- формирует ответственность у участников рынка;
- обладает определенной
гибкостью, приспосабливая
- рынок в состоянии
очень быстро обеспечить
- способствует внедрению
научно – технических
Недостатки рынка:
- рынок является основой системы, которая развивается циклически (период спада и подъема);
- рынок не заинтересован
в производстве товаров
- рынку чужда забота
о сохранении окружающей
- рынок заинтересован в развитии прикладных наук (приводящих к повышению прибыли);
- аморальная экономика
(резкая дифференциация
- рынок не гарантирует права на труд, на пенсионное обеспечение и т.д.
Провалы рынка и роль государства в их устранении.
Несовершенства («провалы») рынка смягчаются созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.
Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает противодействие неограниченной власти монополий, разрабатывает антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм; улучшает функционирование рынка путем создания стабильной обстановки в стране. Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правохранительных органов, дорог и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанное, например, с производственной деятельностью: на случай безработицы, по старости и т.д.
Государство осуществляет контроль за состоянием окружающей среды и утилизацией отходов производства и делает для этого определенные затраты. Такие затраты особенно необходимы в Беларуси, на Украине, в европейской части России, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.
Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы.