Рынок - сфера товараобмена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание

В данной работе будут даны определения такому понятию как «рынок», а также даны ответы на основные вопросы, касающиеся сущности и функциям рынка, признаки рынка, основные преимущества и недостатки, сделаны основные обобщающие выводы.

Содержание

Введение …………………………………………………………3
Рынок - сфера товарообмена…………………………………..4-6
Понятие «рынок» ……………………………………………....6-8
Признаки рынка………………………………………………...8-9
Условия возникновения рынка ………………………………9-12
Виды рынков……………………………………………………..12
Функции рынка ………………………………………………13-15
Преимущества и недостатки рынка……………………………15
Провалы рынка и роль государства в их устранении……...15-18
Заключение……………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………....20

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 43.25 Кб (Скачать документ)

В действительности не всегда есть все эти признаки. Поэтому  в жизни функционирует конкурентный рынок.

Конкуренция – это соперничество, состязательность на рынке, борьба между  производителями за потребителя, за наилучшие условия сбыта своей продукции.

Конкуренция является механизмом рынка, с помощью которого повышается качество продукции, снижаются производственные затраты, внедряются технические новшества.

 

 Условия возникновения рынка

 

   Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация — форма общественного разделения труда, как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.

В промышленности различают  три основные формы специализации: предметную (например  -автомобильные, тракторные заводы), по детальную (например - завод шарикоподшипников), технологическую — стадийную (например - прядильная фабрика).

Улучшение, совершенствование  производственного профиля предметно-специализированных предприятий, развитие по детальной  и технологической специализации  ведут к расширению производственных связей — коопери-рованию. Специализация  производства в ряде индустриально  развитых стран в основном пошла по пути расширения по детальной и технологической специализации.

Схема специализации, т.е. набор специальностей, становится все более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс труда. В старину человечество владело несколькими специальностями, прежде всего охотника и земледельца. Сегодняшние же перечни специальностей включают многие тысячи профессий. Подавляющее большинство из них требуют обучения (иногда многолетнего) специальным навыкам и приемам труда. Специализация достигла ныне такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.

Важной причиной возникновения  рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.

Причиной формирования рынка является и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности, является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда, в первую очередь, предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги.

В дальнейшем, обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.

Кроме того, причина становления  рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Таким образом, можно кратко сформулировать условия возникновения  рынка:

1. Общее разделение труда и специализации (никто не может жить за счёт полного самообеспечения себя всеми ресурсами и благами). Специализация – определяется принципом сравнительного преимущества – способность производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости;

2. Экономическая обособленность (производитель решает, что производить и как, кому и где продавать);

3. Наличие величины трансакционных издержек, которые определяет границы рыночной деятельности (издержки не должны быть выше предполагаемого дохода);

Трансакция (соглашение, сделка) – сделка, соглашение (политическое, юридическое или др.), сопровождаемое взаимными  уступками .

Таким образом, рынок является сложным механизмом, на котором совершаются  сделки между покупателями и продавцами экономических благ. Расходы на совершение рыночных сделок называются трансакционными  издержками. Трансакционные издержки - это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведение с ним переговоров и заключение контракта, а также на контроль за его соблюдением.

4. Свободный обмен ресурсами (свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам – подсказка торговым агентам наиболее эффективное направление их деятельности).

 

Виды рынков

    Рынок исторически развивается и видоизменяется. Современный рынок характеризуется богатой и сложной структурой. Его можно классифицировать по различным признакам:

1. По общественному разделению труда – рынок местный, национальный и международный;

2. По формам собственности – частный, кооперативный, государственный рынок;

3. По объектам рыночного обмена – товарный (средств производства, труда, товаров и услуг, ноу-хау) и  денежный (ценных бумаг и валютный);

4. По организации рыночного обмена – оптовый (биржа, государственные закупки), розничный, экспортный, импортный;

5. По видам конкуренции – рынок совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции.

   Существует ещё много других признаков классификации рынков. Однако деление рынков на виды в определённой степени условно, так, местный рынок может быть одновременно и оптовым и розничным, а рынок несовершенной конкуренции – государственным или частным.

Экономисты различают  четыре довольно несхожие рыночные ситуации (модели рынка):

- чистую конкуренцию;

- чистую монополию;

- монополистическую конкуренцию;

- олигополию.

Функции рынка

      Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на 3 ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:

• Регулирующая функция

Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной  деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширению производства: падает цена — сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

В то же время, являясь регулятором  хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования  ему подвластны. Это проявляем  в периодических спадах, инфляции, безработице.

•Информационная функция

Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно  изменяющиеся цены на продукты и ресурсы  дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

• Ценообразующая функция

В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения  и спроса на товары и услуги на рынке  формируется  цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

• Посредническая функция

Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку  наиболее устраивающим его покупателем.

• Санирующая функция

Рыночный механизм — это  достаточно жесткая, в известной  мере жестокая система. Он постоянно  проводит «естественный отбор» среди  участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает  пяти лет. В конкурентной борьбе нередко  гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.

В России общее количество малых предприятий в последние  годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых  предприятий сравнялось. Одна часть предприятий разорилась в результате банкротства банков, другая — ушла в среду теневого бизнеса: многие не выдерживают конкуренции.

Рынок имеет свои преимущества и недостатки.

 

 Преимущества и недостатки рынка.

    Как уже отмечалось ранее, рынок имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества рынка:

- рынок развивает инициативу  и предприимчивость;

- формирует ответственность  у участников рынка;

- обладает определенной  гибкостью, приспосабливая спрос  и предложения;

- рынок в состоянии  очень быстро обеспечить удовлетворение  платежеспособностью спроса новыми  товарами и услугами;

- способствует внедрению  научно – технических достижений.

Недостатки рынка:

- рынок является основой  системы, которая развивается  циклически (период спада и подъема);

- рынок не заинтересован  в производстве товаров общественного  использования;

- рынку чужда забота  о сохранении окружающей природы;

- рынок заинтересован  в развитии прикладных наук (приводящих  к повышению прибыли);

- аморальная экономика  (резкая дифференциация доходов  населения);

- рынок не гарантирует  права на труд, на пенсионное  обеспечение и т.д.

 

 Провалы рынка  и роль государства в их  устранении.

Несовершенства («провалы») рынка смягчаются созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.

Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право  собственности; оказывает противодействие неограниченной власти монополий, разрабатывает антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм; улучшает функционирование рынка путем создания стабильной обстановки в стране. Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правохранительных органов, дорог и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанное, например, с производственной деятельностью: на случай безработицы, по старости и т.д.

Государство осуществляет контроль за состоянием окружающей среды и утилизацией отходов производства и делает для этого определенные затраты. Такие затраты особенно необходимы в Беларуси, на Украине, в европейской части России, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы.

Информация о работе Рынок - сфера товараобмена