Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:16, курсовая работа
Рынок ценных бумаг является эффективным регулятором многих стихийно протекающих в экономике процессов. Наиболее важным из них является процесс инвестирования капитала, который предполагает, что движение капитала обеспечивает его приток к местам необходимого приложения и одновременно отток капитала из тех отраслей производства, где имеет место его излишек. На практике это ведет к тому, что в рыночной экономике при помощи в первую очередь фондового рынка капитал размещается главным образом в производствах, необходимых обществу. В результате такого перераспределения возникает оптимальная структура общественного производства - оно начинает соответствовать общественному спросу.
Введение 3
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1 Роль рынка ценных бумаг в экономике 5
1.2 Механизм функционирования рынка ценных бумаг 12
1.2.1 Основные инструменты рынка ценных бумаг 12
1.2.2 Понятие механизма функционирования рынка ценных бумаг 17
ГЛАВА 2
2.1 анализ рынка ценных бумаг в Республике Беларусь 19
2.1.1 Государственное регулирование рынка ценных бумаг19
2.1.2 Пути решения проблем и перспективы развития рынка ценных бумаг в республике беларусь 27
Заключение 39
Список использованных источников 41
Номинальный держатель - это лицо, которое ведет учет реальных собственников. Основная обязанность регистратора своевременное предоставление реестра эмитенту. Другая обязанность регистратора, тесно связанная с основной, ведение лицевых счетов владельцев ценных бумаг и номинальных держателей счетов, которые при бездокументарном выпуске удостоверяют право собственности на ценные бумаги. Депозитарии - это юридические лица, осуществляющие учет прав и хранение ценных бумаг эмитентов и других владельцев. Каждому держателю ценных бумаг в депозитарии открывается отдельный лицевой счет «Депо». На этом счете учитывается право на ценные бумаги и операции по их перемещению. Депозитарии регистрируются в реестре специализированного регистратора как номинальные держатели ценных бумаг группы акционеров, то есть на номинального держателя в системе ведения реестра записаны ценные бумаги, принадлежащие депонентам этого реестра. Операции, проводимые в пределах одного номинального держателя, не отражаются у держателей реестра. При составлении реестра владельцев ценных бумаг одного выпуска номинальный держатель обязан предоставить держателю реестра список всех депонентов, хранящих ценные бумаги этого выпуска у него на счетах «Депо», и передавать держателю реестра иную информацию, необходимую для составления реестра. Совершение сделок с ценными бумагами сопровождается не только их передачей от одного владельца к другому или переучетом прав собственности на них у реестродержателей или в депозитариях, но и противоположно направленной передачей денег за эти ценные бумаги от их покупателя к продавцу. Если речь идет о разовых или немногочисленных сделках, то расчеты по ним производятся обычным путем, как и при сделках купли-продажи других товаров. Однако на рынке ценных бумаг, организованном в форме биржевой торговли или на основе компьютерных систем торговли, число сделок и участников торговли очень велико, что объективно привело к выделению деятельности по расчетам с ценными бумагами в специфическую сферу с образованием присущих ей специализированных на указанных расчетах организациях расчетно-клиринговых. В практике эти организации могут иметь такие названия, как: Расчетная палата, Клиринговая палата, Клиринговый центр, Расчетный центр и т. п. В самом общем плане Расчетно-клиринговая организация это специализированная организация банковского типа, которая осуществляет расчетное обслуживание участников организованного рынка ценных бумаг. Ее главными целями являются: минимальные издержки по расчетному обслуживанию участников рынка; сокращение времени расчетов; снижение до минимального уровня всех видов рисков, которые имеют место при расчетах. Расчетно-клиринговая организация обычно существует в тех же юридических формах, что и коммерческие банки, но чаще в форме акционерного общества закрытого типа, и должна иметь лицензию Центрального банка страны на право обслуживания всех видов расчетных операций на соответствующем рынке ценных бумаг. Инвестиционный фонд - это, с одной стороны, институт кредитно-финансового рынка, с другой юридическое лицо, продающее свои акции и инвестирующее средства в различные ценные бумаги, а также управляющее коллективными инвестициями владельцев капитала фонда. Они являются наиболее удобной формой инвестирования и приращения капитала. Люди снимают деньги с банковских счетов и вкладывают их в акции фондов. Кроме того, имущественные ценные бумаги, принадлежащие акционерам инвестиционных компаний, также дают, кроме текущего дохода и увеличения стоимости вложений, право получения доли собственности в случае ликвидации эмитента. Инвестиционные фонды могут быть подразделены на накопительные и распределительные. Накопительные не распределяют свой доход, реинвестируя его в новые активы; распределительные больше направляют доход на выплату дивиденда по своим акциям. [12, с.79]
Обычно инвестиционный фонд связан с банком-гарантом, в котором хранятся ценные бумаги, приобретаемые фондом, и осуществляются расчеты, связанные с его деятельностью. Итак, в заключении можно сделать общий вывод о функциях, которые выполняет каждый из участников. Брокер, как и дилер занимается совершением гражданско-правовых сделок в качестве поверенного или комиссионера. Управляющие компании осуществляют деятельность по управлению ценными бумагами. Регистраторы, как и номинальные держатели, ведут учёт собственников ценных бумаг. Депозитарии осуществляют учёт прав и хранение ценных бумаг. Расчётно-клиринговые организации осуществляют обслуживание участников рынка ценных бумаг. Инвестиционный фонд совершает продажу своих акций и инвестирует средства в различные ценные бумаги.
Механизм функционирования рынка ценных бумаг - это взаимодействие различных субъектов рынка, связанное с осуществлением фондовых операций. Этот механизм регламентируется действующим законодательством. Он зависит от концепции развития фондового рынка в национальной экономике, конкретной финансовой политики того или иного региона. Эффективность его работы во многом определяется уровнем развития инфраструктуры рынка ценных бумаг.
Механизм функционирования рынка ценных бумаг имеет свои особенности, которые связаны с конкретной структурой обращающихся ценных бумаг, деловой активностью тех или иных участников рынка, общим состоянием экономики, выбранной моделью рынка. Он должен учитывать специфику и природу отдельных ценных бумаг как финансовых инструментов. Коносаменты, товарные фьючерсы, опционы, товарные (коммерческие) векселя используются в операциях на рынке производственной продукции, товаров и услуг. Закладные отражают операции на рынке земли. Финансовые фьючерсы, опционы, векселя связаны с финансовыми ресурсами, рынком ссудного капитала.
Механизм функционирования рынка ценных бумаг зависит от составных элементов этого рынка, т.е. его структуры.
Рынок ценных бумаг может быть условно разделен на отдельные сектора:
Отдельные сектора (сегменты) рынка
ценных бумаг оказывают
Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
К основным целям регулирования рынка ценных бумаг относятся:
Процесс государственного регулирования рынка ценных бумаг включает:
Различают внутреннее и внешнее регулирование. Под внутренним регулированием понимается подчиненность деятельности данной организации ее собственным внутренним нормативным документам, например, устав акционерного общества. Внешнее регулирование осуществляется государственными органами, организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг и обществом в целом.
Можно выделить две основные модели регулирования фондового рынка. В первом случае регулирование осуществляется преимущественно государственными органами, и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством саморегулируемым организациям. Для второй модели характерна передача максимально возможного объема полномочий саморегулирующим организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, при этом государство сохраняет за собой основные контрольные функции, возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. [20, с.17]
Государство через законодательную базу и свои органы управления регулирует рынок ценных бумаг напрямую - административно, и косвенно - экономически. Административное регулирование государства заключается в установлении обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг, регистрации всех видов ценных бумаг, лицензировании профессиональной деятельности по ценным бумагам, обеспечении гласности и равной информированности всех участников рынка. Косвенное управление рынком ценных бумаг государство осуществляет посредством экономических рычагов, в число которых входят налогообложение, определение уровня ставки рефинансирования, проведение центральным банком операций на открытом рынке, изменение нормы обязательного резервирования [19, c. 567].
Нормативной правовой основой регулирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь является действующее законодательство, прежде всего:
Дальнейшее развитие рынка ценных бумаг Республики Беларусь определено следующими документами:
Концепцией функционирования и развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь, главная цель которой состоит в определении и создании необходимых условий для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в Республике Беларусь, регулируемого государством, и интегрированного в мировой рынок ценных бумаг;
Концепцией формирования расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам Республики Беларусь, направленной на создание эффективной и прозрачной системы клиринга и расчетов по сделкам с ценными бумагами всех видов;
Программой развития электронной торговли на фондовом рынке Республики Беларусь, согласно которой все сделки на биржевом и внебиржевом вторичном рынке заключаются через систему удаленных торговых терминалов, доступ к которым имеют все профессиональные участники национального фондового рынка;
Планом мероприятий по реализации Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года, основной целью которого является создание благоприятного инвестиционного климата на всех сегментах финансового рынка. [14, с.34]
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 года № 1585, к основным задачам, возложенным на Министерство финансов Республики Беларусь, относятся государственное регулирование рынка ценных бумаг, осуществление контроля и надзора за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, а также профессиональной и биржевой деятельностью по ценным бумагам [16].
Согласно Положению о Департаменте по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь (далее - Департамент по ценным бумагам), утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 года № 982, Департамент по ценным бумагам с правами юридического лица является структурным подразделением центрального аппарата Министерства финансов Республики Беларусь, наделенным государственно-властными полномочиями и осуществляющим исполнительные, контрольные, координирующие и регулирующие функции в части государственного регулирования рынка ценных бумаг, осуществления контроля и надзора за выпуском и обращением ценных бумаг, а также профессиональной и биржевой деятельностью по ценным бумагам.
Департамент по ценным бумагам осуществляет вневедомственный финансовый контроль за соблюдением участниками рынка ценных бумаг законодательства о ценных бумагах.
Количество институциональных инвесторов (в том числе банков) на 1 января 2009 года составляло 61 (26), на 1 января 2010 года - 65.
Информация о работе Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь