Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:16, курсовая работа

Описание

Рынок ценных бумаг является эффективным регулятором многих стихийно протекающих в экономике процессов. Наиболее важным из них является процесс инвестирования капитала, который предполагает, что движение капитала обеспечивает его приток к местам необходимого приложения и одновременно отток капитала из тех отраслей производства, где имеет место его излишек. На практике это ведет к тому, что в рыночной экономике при помощи в первую очередь фондового рынка капитал размещается главным образом в производствах, необходимых обществу. В результате такого перераспределения возникает оптимальная структура общественного производства - оно начинает соответствовать общественному спросу.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1 Роль рынка ценных бумаг в экономике 5
1.2 Механизм функционирования рынка ценных бумаг 12
1.2.1 Основные инструменты рынка ценных бумаг 12
1.2.2 Понятие механизма функционирования рынка ценных бумаг 17

ГЛАВА 2
2.1 анализ рынка ценных бумаг в Республике Беларусь 19
2.1.1 Государственное регулирование рынка ценных бумаг19
2.1.2 Пути решения проблем и перспективы развития рынка ценных бумаг в республике беларусь 27
Заключение 39
Список использованных источников 41

Работа состоит из  1 файл

макроэкономика.docx

— 105.46 Кб (Скачать документ)

Размер  активов (кроме) банков на 1 января 2009 года составлял 25,4 млн. долларов США, на 1 января 2010 года - 51,2 млн. долларов США.

Капитализация рынка акций по состоянию на 1 января 2010 года составляла 0,103 млн. долларов США.

Отношение капитализации к ВВП на 1 января 2010 года - 0,18 % (табл. 2.1).

 

Таблица 2.1 - Объем и количество зарегистрированных регулятором рынка ценных бумаг  выпусков ценных бумаг

Виды ценных бумаг

Количество

эмитентов

Количество

выпусков

Объем фактически размещенных  НБ по цене размещения, млн. долларов США

По состоянию на 01.01.09

По состоянию на 01.01.10

По состоянию на 01.01.09

По состоянию на 01.01.10

По состоянию на 01.01.09

По состоянию на 01.01.10

Акции

4 208

4 201

5 279

4 939

7 813,9

14 181,8

Облигации

9

30

68

155

238,2

1 121,9

Всего

4 217

4 231

5 347

5 094

8 052,1

15 303,7


Примечание - Источник: [14, с.43]

 

Общий объем торгов за 2009 год на первичном  рынке составлял 37,9 млн. долларов США, в том числе облигациями - 37,9 млн. долларов США, на вторичном рынке - 534 млн. долларов США, в том числе  акциями - 91,7 млн. долларов США, облигациями - 534 млн. долларов США.

Общий объем торгов на первичном и вторичном  рынках составлял 571,9 млн. долларов США.

Отношение объема торгов к ВВП - 0,98 % (таблица 2.2)

Таблица 2.2 - Количество организаций, осуществляющих определенный вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

Вид профессиональной деятельности

По состоянию  на 01.01.09

По состоянию  на 01.01.10

Всего

В том числе  банки

Всего

В том числе  банки

Брокерская деятельность

58

26

63

26

Дилерская деятельность

55

26

60

26

Депозитарная деятельность

40

19

37

18

Деятельность по доверительному управлению ценными бумагами

16

11

17

13

Деятельность по организации  торговли ценными бумагами

1

0

1

0

Клиринговая деятельность

1

0

1

0


Примечание - Источник: [10, с.122]

 

Количество  проверок за 2009 год, осуществленных уполномоченным органом профессиональных участников рынка ценных бумаг, - 39, эмитентов - 191 (табл. 2.3).

 

Таблица 2.3 - Виды нарушений на рынке ценных бумаг и ограничительные меры воздействия и санкции, применяемые уполномоченным органом

Вид нарушения на рынке  ценных бумаг

Меры воздействия и санкции

Количество (указать по каждому виду примененных мер)

Суммарный размер штрафов (долларов США)

На 01.01.09

На 01.01.10

На 01.01.09

На 01.01.10

Невыполнение лицензиатами лицензионных требований и условий осуществления лицензируемых видов деятельности, в том числе соблюдение порядка осуществления профессиональной деятельности по ценным бумагам

Аннулирование лицензии

2

2

Административные правонарушения в области рынка ценных бумаг (нарушение установленного порядка регистрации, размещения и совершения сделок с ценными бумагами, требований законодательства о ведении реестра акционеров, непредставление документов, отчетов и иные нарушения)

Наложение штрафа

214

144

23 127,4

23 797,7


Примечание - Источник: [10, с.121]

 

 

В 2009 году Департаментом по ценным бумагам  работа в области совершенствования законодательства, регулирующего правовые основы деятельности на рынке ценных бумаг, осуществлялась по следующим основным направлениям:

  • разработка концептуальных направлений развития расчетно- клиринговой системы по ценным бумагам;
  • реализация мероприятий Программы развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008-2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 21 января 2008 г. № 78/1 (далее - Программа), главной целью которой является создание необходимых условий для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в Республике Беларусь, регулируемого государством и интегрированного в мировой рынок ценных бумаг, способствующего привлечению инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики;
  • выполнение поручений Правительства Республики Беларусь, а также реализация мероприятий, предусмотренных:
  • мерами по обеспечению стабильной работы валообразующих и иных организаций реального сектора экономики Республики Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 января 2009 г. № 6/1;
  • планом первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в 2009 году, утвержденным Главой Администрации Президента Республики Беларусь от 13 января 2009 г. № 09/5 и Премьер-министром Республики Беларусь от 13 января 2009 г. № 11/4 и др.;
  • приведение нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь, регулирующих правоотношения на рынке ценных бумаг, в соответствие с актами Главы государства, постановлениями Правительства Республики Беларусь и совершенствование порядка выпуска и обращения ценных бумаг, осуществления профессиональной деятельности на основе анализа правоприменительной практики.

В целях создания конкурентоспособной  расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам, обеспечивающей высокую  эффективность осуществления расчетов по сделкам со всеми видами ценных бумаг, максимальную защиту интересов и гарантию прав инвесторов, Департаментом по ценным бумагам в составе Межведомственной рабочей группы велась работа по разработке проекта Концепции развития расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам Республики Беларусь на 2010 - 2015 годы, утверждаемой совместным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь. [7, с.78]

С целью обеспечения условий для  выхода белорусских эмитентов на международный рынок капитала, Департаментом  по ценным бумагам разработан проекта Указа Президента Республики Беларусь «Об иностранных депозитарных расписках». Выпуск депозитарных расписок позволит белорусскому эмитенту получить доступ к зарубежным инвестиционным ресурсам, привлечь крупных инвесторов, сформировать корпоративную историю на зарубежных биржевых торговых площадках.

Также, в отчетном периоде было рассмотрено 39 нормативных правовых актов и правовых актов, не являющихся нормативными, подготовленных органами государственного управления, в числе которых:

  • 18 проектов актов Президента Республики Беларусь (Указы, Декреты, распоряжения Президента Республики Беларусь);
  • 8 проектов Законов Республики Беларусь;
  • 8 проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь;
  • проектов постановлений Национального банка Республики Беларусь.

Таким образом, в настоящее время нормативная  правовая база, прямо или косвенно регулирующая рынок ценных бумаг, состоит  из: Гражданского, Инвестиционного, Банковского, Налогового, Административного кодексов Республики Беларусь, Кодекса торгового мореплавания, 10 законов Республики Беларусь, 6 Декретов и 18 Указов Президента Республики Беларусь, 3 постановлений Верховного Совета, 1 постановления Президиума Верховного Совета, 120 постановлений Совета Министров, и свыше ста ведомственных нормативных правовых актов.

    1. Пути  решения проблем  и перспективы развития рынка ценных бумаг в РБ

Одним из путей минимизации перечисленных  рисков развития расчетно-клиринговой и депозитарной системы является создание крупных гарантийных фондов при биржах и клиринговых организациях за счет средств самих биржевых посредников. В случае сбоя оплаты на одном из участков расчетной цепочки гарантийные фонды берут на себя риск неплатежа, полностью его локализуют, не давая распространиться на других участников биржевого процесса. Как было отмечено выше, в Республике Беларусь проведение расчетов по денежным средствам целесообразно полностью возложить на Национальный банк, который может покрыть рублевые риски в неограниченном объеме. В настоящее время в Беларуси проблема завершения расчетов по ценным бумагам решена при помощи предварительного депонирования ценных бумаг.

Средства  решения проблемы принципала и агента такие же, как и для проблемы неблагоприятного риска, а именно производство информации (мониторинг), государственное регулирование и финансовое посредничество. Рассмотрим их немного подробнее. [4, с.19]

Производство  информации (мониторинг). Один из способов снижения остроты проблемы морального риска, которым могут воспользоваться акционеры, заключается в том, что они могут заняться производством информации определенного типа - мониторингом деятельности фирмы, в том числе частым проведением аудитов и проверок того, чем занимается руководство. Однако процесс мониторинга может оказаться дорогостоящим в отношении затрат денег и времени.

Государственное регулирование. Опять, как и в случае неблагоприятного выбора, у правительства есть стимул снизить остроту проблемы морального риска, возникающего в связи с асимметрией информации. Во всех странах существуют законы, на основании которых фирмы обязаны соблюдать принятые принципы бухгалтерского учета, что облегчает проверку прибылей и убытков. К тому же обычно существуют законы о применении жестких мер уголовного (или административного) наказания в отношении тех, кто укрывает или присваивает прибыль. Однако такие меры не могут быть полностью эффективными, так как изобличить такое мошенничество весьма трудно, а нечестные управляющие имеют стимул к максимальному затруднению диагностики и доказательства факта мошенничества.

Финансовое  посредничество. Финансовые посредники могут избежать проблемы паразитирования в связи с моральным риском. Таким посредником является венчурная компания, которая объединяет ресурсы своих партнеров и использует данные средства для помощи подающим надежды предпринимателям в организации новых предприятий. В обмен на инвестирование венчурного капитала фирма получает долю в акционерном капитале нового предприятия, а представители венчурной компании входят в состав руководящего органа фирмы, совета директоров, с тем, чтобы вести пристальное наблюдение за деятельностью фирмы. Другие инвесторы не смогут воспользоваться результатами проверочной деятельности венчурной компании. В результате венчурная компания может сама воспользоваться всеми преимуществами своей проверочной деятельности и получить соответствующие стимулы к смягчению остроты проблемы морального риска. Что касается договора о долговых обязательствах (в отличие от договора об акционерном капитале), то он обладает такими характеристиками и может быть составлен таким образом, что моральный риск будет существовать только в определенных ситуациях, а потребность в контролировании управляющих не будет стоять так остро. Договор о долговых обязательствах представляет собой договорное обязательство выплачивать кредитору фиксированные суммы, т.е. кредитора не интересует точный размер прибыли фирмы. Если управляющие скрывают прибыль или занимаются деятельностью в целях личного обогащения, которая не способствует увеличению прибыли фирмы, кредитору это безразлично до тех пор, пока такая деятельность не начнет мешать фирме своевременно выплачивать платежи по задолженности. Только в такой ситуации у кредитора возникает потребность в проверке положения дел с прибылью у фирмы, т.е. кредиторы, вовлеченные в договоры о долговых обязательствах, должны действовать подобно владельцам акционерного капитала. [5, с.90]

Однако  договоры о долговых обязательствах также подвержены моральному риску. Поскольку такие договоры требуют от заемщиков выплаты фиксированных сумм и разрешают им удерживать прибыль любого размера сверх этой суммы, то у заемщиков есть стимул заниматься более рискованными проектами, чем хотелось бы кредитору. В случае успеха рискованного проекта вы все равно получите только полагающиеся вам фиксированные суммы платежей по кредиту, несмотря на то, что недобросовестный заемщик подвергал ваши деньги повышенному риску, что в свою очередь требует повышенного дохода по этим средствам.

Решением  проблемы морального риска в договорах  о долговых обязательствах является участие собственного капитала, финансовое посредничество, а также мониторинг и правовое обеспечение выполнения ограничительных условий.

Собственный капитал. Участие высокой доли собственного капитала (разница между активами и обязательствами) заемщиков в  финансировании инвестиционных проектов существенно снижает вероятность  того, что заемщики будут действовать в вызывающей возражения кредитора манере. Следовательно, чем больше собственных денег вкладывает заемщик в проект, тем больше вероятность того, что вы предоставите ему кредит.

Можно сказать, что решение проблемы морального риска за счет увеличения доли вкладываемого собственного капитала придает договору о долговых обязательствах характер совместимости стимулов кредитора и заемщика. Чем выше доля собственного капитала заемщика, тем сильнее его стимул вести дела в соответствии с пожеланиями кредитора и тем слабее проблема морального риска.

Мониторинг  и правовое обеспечение выполнения ограничительных условий. Вы можете обеспечить использование заемщиком полученных денег в желаемых вами целях за счет внесения в договор о долговых обязательствах положений (ограничительных условий), ограничивающих деятельность заемщика. Ограничительные условия могут быть направлены на снижение морального риска либо за счет исключения возможности нежелательного поведения, либо посредством стимулирования желательного поведения. Осуществляя контроль над деятельностью заемщика с тем, чтобы удостовериться, что он соблюдает ограничительные условия, и применяя меры правового обеспечения, если он их не соблюдает, вы можете быть уверены в том, что заемщик не будет идти на риск за ваш счет.

Финансовое  посредничество. Несмотря на то, что  ограничительные условия помогают в снижении морального риска, они не ликвидируют его полностью, так как невозможно разработать такие условия, которые абсолютно исключали бы всякую рисковую деятельность.

Другая  проблема, связанная с ограничительными условиями, заключается в том, что их необходимо контролировать и обеспечивать их выполнение. Поскольку контроль и обеспечение применения ограничительных условий дороги, то на рынке долговых обязательств возникает та же проблема, что и на фондовом рынке, — проблема паразитирования. Если вам известно, что другие держатели облигаций контролируют и обеспечивают выполнение ограничительных условий, то вы можете бесплатно воспользоваться результатами их контроля. Однако другие держатели облигаций могут сделать то же самое. Это приведет к тому, что контролю и обеспечению выполнения ограничительных условий будет уделяться мало внимания. Финансовые посредники могут избежать проблемы паразитирования, так что никто другой не сможет воспользоваться результатами контроля и обеспечения выполнения ограничительных условий, проводимых посредником.

Информация о работе Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь