Рынок ценных бумаг в России, его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 19:29, реферат

Описание

Рынок ценных бумаг обеспечивает механизм, с помощью которого в экономику привлекаются инвестиции. Он связывает тех, кто привлекает инвестиции, выпуская ценные бумаги (эмитентов), тех, кто желает вложить свои средства в финансирование инвестиционных проектов (инвесторов, владельцев), и тех, кто осуществляет деятельность на рынке (профессиональных участников).

Работа состоит из  1 файл

Рынок ценных бумаг в России.docx

— 48.83 Кб (Скачать документ)

информирование  о выпусках ценных бумаг и о  профессиональных участниках рынка  и др. 

Установление  обязательных требований к деятельности осуществляется путем строгой регламентации  видов деятельности профессиональных участников рынка. Несмотря на то что эмитент и владелец ценных бумаг не являются профессиональными участниками рынка, для них установлен ряд требований, касающихся главным образом обязательств о раскрытии информации о ценных бумагах. 

В государственном  регулировании рынка ценных бумаг  можно выделить три основных направления. 

1. Выработка  определенных правил, регулирующих  эмиссию и обращение ценных  бумаг и деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также контроль за соблюдением действующих в стране соответствующих нормативных актов. 

2. Выдача  лицензий органами государственной  власти на право заниматься  каким-либо видом деятельности  на рынке ценных бумаг. В  России лицензирование осуществляется  ФКЦБ или органами, уполномоченными  ею на основании генеральной  лицензии. 

Кроме лицензирования, государственный контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется также путем аттестации специалистов, работающих с ценными бумагами. В России согласно действующему в настоящее время законодательству руководители и специалисты профессиональных организаций — участников рынка ценных бумаг — должны иметь соответствующий квалификационный аттестат, установленный актами ФКЦБ. 

3. Налогообложение  доходов от операций с ценными  бумагами. Воздействие на рынок  ценных бумаг государство оказывает  с помощью системы налогообложения,  введения системы налоговых льгот  и санкций. Плательщиками налога  на доходы от операций с  ценными бумагами являются все  отечественные и иностранные  юридические и физические лица, совершающие сделки купли-продажи  ценных бумаг, в результате  которых они получают дополнительные  доходы. Объектом налогообложения  являются регистрация проспекта  эмиссии ценных бумаг и операции, направленные на возникновение  имущественных прав в отношении  этих ценных бумаг, зафиксированные  в цене договора. 

Помимо  государственного регулирования, координация  действий профессиональных участников рынка ценных бумаг может осуществляться и саморегулируемыми организациями. В России такой организацией признается добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующих в соответствии с федеральным законом на принципах некоммерческой организации с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация должна быть учреждена не менее чем десятью членами и получить разрешение ФКЦБ. Такая организация устанавливает обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением. В настоящее время в России действуют две такие организации. Это Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), контролирующая осуществление участниками брокерской и дилерской деятельности, и Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), участвующая в лицензировании регистраторов и контроле за их деятельностью. 

2.2 Регулирование  эмиссии ценных бумаг 

Регистрация выпусков ценных бумаг определена в  качестве процедуры ее эмиссии. Процедура  эмиссии ценных бумаг включает следующие  этапы: 

принятие  эмитентом решения о выпуске; 

регистрация выпуска; 

размещение  ценных бумаг; 

регистрация отчета об итогах выпуска. 

После принятия эмитентом решения о  выпуске ценных бумаг он обязан зарегистрировать проспект эмиссии, если число владельцев ценных бумаг превышает 500, а общий  объем эмиссии — 50 тыс. минимальных  размеров оплаты труда. 

Для регистрации  выпуска ценных бумаг эмитент  обязан представить в регистрирующий орган (перечень регистрирующих органов  устанавливается ФКЦБ) несколько  документов: заявление на регистрацию, решение о выпуске ценных бумаг, проспект эмиссии, копии учредительных  документов и т.д. 

При регистрации  выпуска ему присваивается государственный  регистрационный номер. Решение  о регистрации или мотивированный отказ в ней обязан быть представлен  регистрирующим органом заявителю  не позднее чем через 30 дней с даты получения документов на регистрацию. 

Основаниями для отказа в регистрации выпуска  являются: нарушение эмитентом требований законодательства о ценных бумагах; несоответствие представленных документов и указанных в них сведений требованиями Закона; внесение в проспект эмиссии или в решение о  выпуске ценных бумаг ложных или  недостоверных сведений. 

Проспект  эмиссии должен содержать данные об эмитенте (наименование, информация о лицах, владеющих не менее 5% уставного  капитала, список членов совета директоров с указанием их должностей в течение  последних пяти лет и доли в  уставном капитале фирмы-эмитента), данные о финансовом положении эмитента (финансовые документы — балансы, отчеты о прибылях и убытках, использовании  прибыли и средств резервного фонда за последние три года, размеры просроченной задолженности, данные об уставном капитале и отчет о предыдущих выпусках ценных бумаг), сведения о предстоящем выпуске ценных бумаг (форма и вид ценных бумаг с указанием порядка хранения и учета прав на них, объем выпуска, количество ценных бумаг в выпуске, дата принятия решения о выпуске, ограничения для потенциальных владельцах, место, где потенциальные владельцы могут приобрести бумаги, сроки начала и окончания размещения, порядок оплаты приобретаемых ценных бумаг, профессиональные участники рынка, привлекаемые к размещению, методика определения размеров доходов по ценным бумагам). 

Эмитент начинает размещение ценных бумаг только после регистрации их выпуска. Количество размещаемых бумаг не должно превышать  то, которое указано в проспекте  эмиссии. Эмитент может разместить меньшее количество ценных бумаг, что фиксируется в отчете об итогах выпуска. 

Эмитент обязан закончить размещение выпускаемых  ценных бумаг по истечении одного года с даты начала эмиссии. Запрещается размещение ценных бумаг нового выпуска ранее чем через две недели после обеспечения всем потенциальным владельцам возможности доступа к информации о выпуске. Запрещается при публичном размещении выпуска закладывать преимущества при приобретении ценных бумаг одним потенциальным владельцам перед другими. 

Эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган не позднее 30 дней после завершения их размещения. Отчет об итогах выпуска  должен содержать следующую информацию: даты начала и окончания размещения; фактическую цену размещения по видам  ценных бумаг; количество размещенных  бумаг; общий объем поступлений, в том числе в рублях, в иностранной  валюте, в объемах материальных и  нематериальных активов, внесенных  в качестве платы. При эмиссии  акций в отчете дополнительно  указывается список лиц, владеющих  пакетом ценных бумаг, размер которого определяется ФКЦБ. 

Федеральная комиссия наделена полномочиями применять  санкции в отношении эмитентов, осуществляющих недобросовестную эмиссию  ценных бумаг в виде мер к приостановлению  дальнейшего размещения, обнародования  в средствах массовой информации сведений о фактах недобросовестной эмиссии и основаниях приостановления  размещения ценных бумаг, в виде обращения  в суды для применения мер административной или уголовной ответственности  к должностным лицам недобросовестного  эмитента, в виде обращения с иском  в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным. 

Выпуск  ценных бумаг может быть признан  недействительным по иску Федеральной  комиссии и государственных регистрирующих и контролирующих органов в судебные органы. Признание выпуска недействительным влечет изъятие из обращения ценных бумаг, выпущенных с нарушениями, и  возвращение владельцам денежных средств  или другого имущества, полученных эмитентом в счет оплаты ценных бумаг. 

2.3 Лецензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг 

Все виды профессиональной деятельности на рынке  ценных бумаг осушествляются на основании специального разрешения — лицензии, выдаваемой ФКЦБ или уполномоченными ею органами. Органы, выдавшие лицензии, контролируют деятельность профессиональных участников рынка и принимают решение об отзыве выданной лицензии при нарушении законодательства России. Деятельность профессиональных участников сертифицируется тремя видами лицензий: 

лицензией профессионального участника рынка  ценных бумаг; 

лицензией на осуществление деятельности по ведению  реестра, 

лицензией фондовой биржи. 

Система защиты прав эмитентов, профессиональных участников рынка и держателей ценных бумаг базируется на ответственности  за нарушение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах. 

Профессиональные  участники рынка ценных бумаг  могут быть лишены лицензий, если будет  доказано, что путем предоставления умышленно искаженной информации о  ценных бумагах, эмитентах и ценах, они манипулировали ценами на рынке  и влияли на решения о покупке  или продаже ценных бумаг. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая без лицензии, является незаконной. В отношении лиц, осуществляющих безлицензионную деятельность, ФКЦБ принимает меры к ее приостановлению, опубликовывает в средствах массовой информации сведения об этом и направляет материалы проверки в судебные органы РФ. 

3. Виды  ценных бумаг на Российском  рынке 

3.1 Государственные  ценные бумаги 

В настоящее  время на рынке ценных бумаг большинства  развитых стран государственные  ценные бумаги занимают ведущее место. Выпуск государством ценных бумаг рассматривается  как важнейшее средство кредитно-денежного  регулирования экономики. Размещая займы, государство привлекает временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных предприятий и т.п., тем самым  уменьшая объем денежной массы в  обращении, и наоборот. 

Государствейные ценные бумаги — это ценные бумаги, эмитентом которых (заемщиком) является государство. Государственные ценные бумаги относятся к долговым и удостоверяют отношения займа, в котором должником выступает государственный орган власти или управления. 

Государство является самым крупным заемщиком  на рынке ценных бумаг. В зависимости  от характеристик эмитента государственные  ценные бумаги подразделяются на: 

ценные  бумаги центрального правительства (казначейские ценные бумаги), которые выпускаются  некоторыми ключевыми министерствами (Министерством финансов и т.п.) в  зависимости от особенностей структуры  правительственных органов страны. Эти ценные бумаги называются прямыми; 

ценные  бумаги местных органов власти (муниципальные  ценные бумаги), которые выпускаются  региональными и муниципальными органами власти; 

ценные  бумаги, выпускаемые правительственными учреждениями (отраслевыми министерствами) и государственными компаниями (например, в России — РАО «Газпром», РАО  «ЕЭС России» и т.п.). Эти ценные бумаги выпускаются под правительственную гарантию и называются гарантированными. 

В зависимости  от свойства обращаемости на фондовых рынках государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и нерыночные. 

Государственные рыночные ценные бумаги могут свободно продаваться и покупаться на биржевом и внебиржевом рынках. Среди них  наиболее распространены казначейские векселя, казначейские ноты и облигации. Нерыночные государственные ценные бумаги — это ценные бумаги, которые  не могут свободно обращаться на рынке. В отличие от рыночных бумаг они  не подлежат купле-продаже, не могут  быть проданы их владельцами третьим  лицам и не могут использоваться в качестве обеспечения по ссудам. Возмещение по ним производится только непосредственно покупателю. К нерыночным ценным бумагам относятся: сберегательные сертификаты, сберегательные облигации, государственные выигрышные займы  и др. 

По срокам погашения займов Российский рынок  имеет следующую классификацию: краткосрочные — до 1 года, среднесрочные  — от 1 года до 3—4 лет, долгосрочные — от 4 лет. 

В российской практике долговые ценные бумаги, которые  гарантированы Правительством РФ, включаются в состав государственного внутреннего  долга. На условия их выпуска и  обращения накладываются ограничения, предусмотренные Законом РФ «О государственном  внутреннем долге Российской Федерации». 

В России государственные ценные бумаги можно  подразделить на федеральные (выпускаемые  Правительством РФ), субфедеральные (выпускаемые  правительствами субъектов Федерации) и муниципальные (выпускаемые местными органами власти). 

Информация о работе Рынок ценных бумаг в России, его особенности