Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 19:29, реферат
Рынок ценных бумаг обеспечивает механизм, с помощью которого в экономику привлекаются инвестиции. Он связывает тех, кто привлекает инвестиции, выпуская ценные бумаги (эмитентов), тех, кто желает вложить свои средства в финансирование инвестиционных проектов (инвесторов, владельцев), и тех, кто осуществляет деятельность на рынке (профессиональных участников).
информирование
о выпусках ценных бумаг и о
профессиональных участниках рынка
и др.
Установление
обязательных требований к деятельности
осуществляется путем строгой регламентации
видов деятельности профессиональных
участников рынка. Несмотря на то что эмитент
и владелец ценных бумаг не являются профессиональными
участниками рынка, для них установлен
ряд требований, касающихся главным образом
обязательств о раскрытии информации
о ценных бумагах.
В государственном
регулировании рынка ценных бумаг
можно выделить три основных направления.
1. Выработка
определенных правил, регулирующих
эмиссию и обращение ценных
бумаг и деятельность профессиональных
участников рынка ценных бумаг, а также
контроль за соблюдением действующих
в стране соответствующих нормативных
актов.
2. Выдача
лицензий органами
Кроме
лицензирования, государственный контроль
за деятельностью профессиональных участников
рынка ценных бумаг осуществляется также
путем аттестации специалистов, работающих
с ценными бумагами. В России согласно
действующему в настоящее время законодательству
руководители и специалисты профессиональных
организаций — участников рынка ценных
бумаг — должны иметь соответствующий
квалификационный аттестат, установленный
актами ФКЦБ.
3. Налогообложение
доходов от операций с ценными
бумагами. Воздействие на рынок
ценных бумаг государство
Помимо
государственного регулирования, координация
действий профессиональных участников
рынка ценных бумаг может осуществляться
и саморегулируемыми организациями.
В России такой организацией признается
добровольное объединение профессиональных
участников рынка ценных бумаг, действующих
в соответствии с федеральным законом
на принципах некоммерческой организации
с целью регулирования определенных аспектов
рынка на основе государственных гарантий
поддержки, выражающихся в присвоении
им государственного статуса саморегулируемой
организации. Саморегулируемая организация
должна быть учреждена не менее чем десятью
членами и получить разрешение ФКЦБ. Такая
организация устанавливает обязательные
для своих членов правила профессиональной
деятельности, стандарты проведения операций
с ценными бумагами и осуществляет контроль
за их соблюдением. В настоящее время в
России действуют две такие организации.
Это Национальная ассоциация участников
фондового рынка (НАУФОР), контролирующая
осуществление участниками брокерской
и дилерской деятельности, и Профессиональная
ассоциация регистраторов, трансфер-агентов
и депозитариев (ПАРТАД), участвующая в
лицензировании регистраторов и контроле
за их деятельностью.
2.2 Регулирование
эмиссии ценных бумаг
Регистрация
выпусков ценных бумаг определена в
качестве процедуры ее эмиссии. Процедура
эмиссии ценных бумаг включает следующие
этапы:
принятие
эмитентом решения о выпуске;
регистрация
выпуска;
размещение
ценных бумаг;
регистрация
отчета об итогах выпуска.
После
принятия эмитентом решения о
выпуске ценных бумаг он обязан зарегистрировать
проспект эмиссии, если число владельцев
ценных бумаг превышает 500, а общий
объем эмиссии — 50 тыс. минимальных
размеров оплаты труда.
Для регистрации
выпуска ценных бумаг эмитент
обязан представить в регистрирующий
орган (перечень регистрирующих органов
устанавливается ФКЦБ) несколько
документов: заявление на регистрацию,
решение о выпуске ценных бумаг,
проспект эмиссии, копии учредительных
документов и т.д.
При регистрации
выпуска ему присваивается
Основаниями
для отказа в регистрации выпуска
являются: нарушение эмитентом требований
законодательства о ценных бумагах;
несоответствие представленных документов
и указанных в них сведений
требованиями Закона; внесение в проспект
эмиссии или в решение о
выпуске ценных бумаг ложных или
недостоверных сведений.
Проспект
эмиссии должен содержать данные
об эмитенте (наименование, информация
о лицах, владеющих не менее 5% уставного
капитала, список членов совета директоров
с указанием их должностей в течение
последних пяти лет и доли в
уставном капитале фирмы-эмитента), данные
о финансовом положении эмитента
(финансовые документы — балансы,
отчеты о прибылях и убытках, использовании
прибыли и средств резервного
фонда за последние три года, размеры
просроченной задолженности, данные об
уставном капитале и отчет о предыдущих
выпусках ценных бумаг), сведения о предстоящем
выпуске ценных бумаг (форма и вид ценных
бумаг с указанием порядка хранения и
учета прав на них, объем выпуска, количество
ценных бумаг в выпуске, дата принятия
решения о выпуске, ограничения для потенциальных
владельцах, место, где потенциальные
владельцы могут приобрести бумаги, сроки
начала и окончания размещения, порядок
оплаты приобретаемых ценных бумаг, профессиональные
участники рынка, привлекаемые к размещению,
методика определения размеров доходов
по ценным бумагам).
Эмитент
начинает размещение ценных бумаг только
после регистрации их выпуска. Количество
размещаемых бумаг не должно превышать
то, которое указано в проспекте
эмиссии. Эмитент может разместить
меньшее количество ценных бумаг, что
фиксируется в отчете об итогах выпуска.
Эмитент
обязан закончить размещение выпускаемых
ценных бумаг по истечении одного
года с даты начала эмиссии. Запрещается
размещение ценных бумаг нового выпуска
ранее чем через две недели после обеспечения
всем потенциальным владельцам возможности
доступа к информации о выпуске. Запрещается
при публичном размещении выпуска закладывать
преимущества при приобретении ценных
бумаг одним потенциальным владельцам
перед другими.
Эмитент
обязан представить отчет об итогах
выпуска ценных бумаг в регистрирующий
орган не позднее 30 дней после завершения
их размещения. Отчет об итогах выпуска
должен содержать следующую
Федеральная
комиссия наделена полномочиями применять
санкции в отношении эмитентов,
осуществляющих недобросовестную эмиссию
ценных бумаг в виде мер к приостановлению
дальнейшего размещения, обнародования
в средствах массовой информации
сведений о фактах недобросовестной
эмиссии и основаниях приостановления
размещения ценных бумаг, в виде обращения
в суды для применения мер административной
или уголовной ответственности
к должностным лицам
Выпуск
ценных бумаг может быть признан
недействительным по иску Федеральной
комиссии и государственных
2.3 Лецензирование
профессиональной деятельности на рынке
ценных бумаг
Все виды
профессиональной деятельности на рынке
ценных бумаг осушествляются на основании
специального разрешения — лицензии,
выдаваемой ФКЦБ или уполномоченными
ею органами. Органы, выдавшие лицензии,
контролируют деятельность профессиональных
участников рынка и принимают решение
об отзыве выданной лицензии при нарушении
законодательства России. Деятельность
профессиональных участников сертифицируется
тремя видами лицензий:
лицензией
профессионального участника
лицензией
на осуществление деятельности по ведению
реестра,
лицензией
фондовой биржи.
Система
защиты прав эмитентов, профессиональных
участников рынка и держателей ценных
бумаг базируется на ответственности
за нарушение законодательства Российской
Федерации о ценных бумагах.
Профессиональные
участники рынка ценных бумаг
могут быть лишены лицензий, если будет
доказано, что путем предоставления
умышленно искаженной информации о
ценных бумагах, эмитентах и ценах,
они манипулировали ценами на рынке
и влияли на решения о покупке
или продаже ценных бумаг. Профессиональная
деятельность на рынке ценных бумаг,
осуществляемая без лицензии, является
незаконной. В отношении лиц, осуществляющих
безлицензионную деятельность, ФКЦБ
принимает меры к ее приостановлению,
опубликовывает в средствах массовой
информации сведения об этом и направляет
материалы проверки в судебные органы
РФ.
3. Виды
ценных бумаг на Российском
рынке
3.1 Государственные
ценные бумаги
В настоящее
время на рынке ценных бумаг большинства
развитых стран государственные
ценные бумаги занимают ведущее место.
Выпуск государством ценных бумаг рассматривается
как важнейшее средство кредитно-денежного
регулирования экономики. Размещая
займы, государство привлекает временно
свободные денежные средства населения,
банков, страховых и промышленных
предприятий и т.п., тем самым
уменьшая объем денежной массы в
обращении, и наоборот.
Государствейные
ценные бумаги — это ценные бумаги, эмитентом
которых (заемщиком) является государство.
Государственные ценные бумаги относятся
к долговым и удостоверяют отношения займа,
в котором должником выступает государственный
орган власти или управления.
Государство
является самым крупным заемщиком
на рынке ценных бумаг. В зависимости
от характеристик эмитента государственные
ценные бумаги подразделяются на:
ценные
бумаги центрального правительства (казначейские
ценные бумаги), которые выпускаются
некоторыми ключевыми министерствами
(Министерством финансов и т.п.) в
зависимости от особенностей структуры
правительственных органов
ценные
бумаги местных органов власти (муниципальные
ценные бумаги), которые выпускаются
региональными и муниципальными
органами власти;
ценные
бумаги, выпускаемые правительственными
учреждениями (отраслевыми министерствами)
и государственными компаниями (например,
в России — РАО «Газпром», РАО
«ЕЭС России» и т.п.). Эти ценные бумаги
выпускаются под правительственную гарантию
и называются гарантированными.
В зависимости
от свойства обращаемости на фондовых
рынках государственные ценные бумаги
подразделяются на рыночные и нерыночные.
Государственные
рыночные ценные бумаги могут свободно
продаваться и покупаться на биржевом
и внебиржевом рынках. Среди них
наиболее распространены казначейские
векселя, казначейские ноты и облигации.
Нерыночные государственные ценные
бумаги — это ценные бумаги, которые
не могут свободно обращаться на рынке.
В отличие от рыночных бумаг они
не подлежат купле-продаже, не могут
быть проданы их владельцами третьим
лицам и не могут использоваться
в качестве обеспечения по ссудам.
Возмещение по ним производится только
непосредственно покупателю. К нерыночным
ценным бумагам относятся: сберегательные
сертификаты, сберегательные облигации,
государственные выигрышные займы
и др.
По срокам
погашения займов Российский рынок
имеет следующую классификацию:
краткосрочные — до 1 года, среднесрочные
— от 1 года до 3—4 лет, долгосрочные
— от 4 лет.
В российской
практике долговые ценные бумаги, которые
гарантированы Правительством РФ, включаются
в состав государственного внутреннего
долга. На условия их выпуска и
обращения накладываются
В России
государственные ценные бумаги можно
подразделить на федеральные (выпускаемые
Правительством РФ), субфедеральные (выпускаемые
правительствами субъектов
Информация о работе Рынок ценных бумаг в России, его особенности