Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование институционального развития российского рынка ценных бумаг.
В ходе выполнения работы будет рассмотрено развитие российского рынка ценных бумаг с позиции институциональной теории. Предложено уточненное определение институциональной структуры российского фондового рынка и выделены этапы её развития, а так же проанализировано современное состояние российского фондового рынка, и выделены его особенности. По элементам выделенной институциональной структуры определены проблемы рынка и предложены пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ
1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ
2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
4. ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание
Введение
1. Институциональная структура рынка ценных бумаг в России
2. Периодизация формирования
3. Анализ современного состояние российского рынка ценных бумаг
4. Проблемы рынка ценных бумаг
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Рынок ценных бумаг - часть финансового рынка, и он играет большую роль в современной экономике. Наличие разных форм собственности, акционерных обществ, возможность привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг обусловили создание механизма перераспределения денежных накоплений через рынок ценных бумаг, способствующий мобилизации денежных ресурсов на макро - и микроуровнях.
В конце 1990-х годов произошли
крупные финансово-
Характерной чертой современного
российского финансового рынка
является наличие существенных объемов
внебиржевых сделок, в том числе
за счет роста объема сделок, заключаемых
между клиентами одного брокера.
В связи с этим актуальной задачей
является регулирование не только биржевых
институтов, но и организованного
рынка в целом независимо от того,
в какой форме он существует. При
этом под организованным рынком следует
понимать общую торговую среду, в
которой существуют различные по
своей форме и степени
Финансовый рынок становится
одним из приоритетных секторов экономики,
эффективность управления которым
может оказывать влияние на общую
эффективность государственной
экономической политики. Поэтому, безусловно,
необходимо модернизировать институты
и инструменты российского
Наличие самостоятельного финансового
центра в стране это один из важнейших
признаков
Регулирование такой среды в части раскрытия информации о заключаемых сделках, обеспечения защиты интересов участников, прозрачности осуществляемых операций и предотвращения недобросовестных сделок с финансовыми инструментами должно быть унифицировано. Кроме того, потребуется установить единые базовые требования к техническому обеспечению как бирж, так и иных внебиржевых торговых систем. При этом федеральный орган исполнительной власти в сфере финансовых рынков должен обладать правом определять основные требования к электронным форматам деятельности и стандартам электронного документооборота на организованном рынке.
Целью данной курсовой работы является исследование институционального развития российского рынка ценных бумаг.
В ходе выполнения работы будет
рассмотрено развитие российского
рынка ценных бумаг с позиции
институциональной теории. Предложено
уточненное определение институциональной
структуры российского
В основе написания курсовой работы лежит Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 2043-р, а так же Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"
1. Институциональная структура рынка ценных бумаг в России
Институциональная структура рынка - это совокупность организаций 1-ого порядка, взаимодействующих через инфраструктуру рынка и осуществляющих свою деятельность на основе институций 1-го и 2-го порядка для обеспечения эффективного функционирования экономических субъектов. Данное определение применительно к российскому рынку ценных бумаг (рис.1).
Профессиональные участники (брокеры, дилеры, депозитарии, регистраторы и т.д.), эмитенты, инвесторы могут относиться как к организациям 1-го порядка, так и 2-го порядка, так как осуществляют свою деятельность на основе формальных правил (институции 1-го и 2-го порядка) и их деятельность регулируется организациями 1-го и 2-го порядка.
Элементы этой структуры в свою очередь можно разбить на следующие категории:
институции 1-го порядка - это формальные нормы, к которым относятся законы, подзаконные акты и другие нормативно-правовые документы (О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22.04.1996 №39-ФЗ, Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ и др.);
институции 2-го порядка - это неформальные правила, к которым относятся система традиций, обычаев, деловой этикет, кодекс поведения участников и доверие инвесторов.
Соответственно, организации подразделяются на следующие категории: организации 1-го порядка - это государственные органы, которые контролируют соблюдение институций 1-ого порядка, а также их создание и в свою очередь могут осуществлять инфорсмент институций 2-го порядка (применительно к российскому рынку ценных бумаг - это ФСФР Россия, Банк России, Минфин России); организации 2-го порядка - это саморегулируемые организации (СРО), которые учитывают, контролируют и являются инициаторами создания институций 2-го порядка, а также могут осуществлять инфорсмент институций 1-го порядка. Взаимодействие выделенных категорий институций и организаций показано на рис.2
Институции
2-го порядка
Организации
1-го порядка
Организации
2-го порядка
Создание
Создание
Инфорсмент
Инфорсмент
Институции
1-го порядка
Рис.2 Взаимодействие организации и институций 1-го и 2-го порядка
Отсутствие или бездействие одного из элементов институциональной структуры может привести к дисбалансу на рынке ценных бумаг. Без этих элементов невозможно дальнейшее развитие современного российского фондового рынка, более того, именно они определяют характер отношений между субъектами рынка и позволяют им реализовывать свои интересы и функции. По проведенной Всемирным банком оценке, результаты институционального развития российского фондового рынка находятся на среднем уровне среди стран с развивающимся рынком. Россия отстает по развитию финансового сектора, в политике стимулирования конкуренции, в реформировании предприятий, в корпоративном управлении, в обеспечении прав собственности, в управлении государственным сектором (прозрачность, отчетность, снижение уровня коррупции). Таким образом, в условиях экономических преобразований институциональные изменения на рынке ценных бумаг являются насущной необходимостью.
Рис.1. Институциональная структура российского рынка ценных бумаг
Организации
Организации
1-ого порядка
Организации
2-ого порядка
ФСФР России
ЦБ РФ
Министерство финансов РФ
СРО
НАУФОР
НП НЛУ
НФА
ПАРТАЛ
ПУФРУР
НП НАПФ
Эмитенты, инвесторы, профессиональные участники рынка ценных бумаг
Инфраструктура рынка
Регистраторы
Центральный депозитарий
Коммерческие
банки
Пенсионные фонды
Страховые фонды
Инвестиционные фонды
Биржи
Брокерские фирмы
Дилерские сети
Рейтинговые
агентства
Инвестиционные консультанты
Институции
Институции 1-го порядка
(формальные нормы – законы, нормативные и правовые акты, регулирующие РЦБ)
Институции 2-го порядка
(неформальные нормы правила)
Закон об акционерных обществах
Закон о защите прав инвесторов
Закон о рынке ценных бумаг
Другие законы и подзаконные акты, регулирующие деятельность РЦБ
Обычаи делового оборота на рынке ценных бумаг
Доверие инвесторов
Система традиций
НАУФОР - Национальная ассоциация участников фондового рынка; НП НЛУ - Некоммерческое партнерство "Национальная лига управляющих"; НФА - Национальная фондовая ассоциация; ПАРТАД - Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев; ПУФРУР - Некоммерческое партнерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона; НП НАПФ - Некоммерческое партнерство "Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов"
2. Периодизация формирования
Прослеживая эволюцию институтов,
можно выделить основные этапы формирования
российского рынка ценных бумаг
в эпоху экономических
I. "Стартовый" (1990-1995гг.). Проводится формирование законодательной базы, появляются первые акционерные общества. Отсутствует адекватная система регулирования и стимулирования деятельности иностранных и внутренних инвесторов. Существует зависимость российского корпоративного фондового рынка от спекулятивных операций зарубежных портфельных инвестиционных фондов. Образована Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ;
II. "Накопления" (1996-1999гг.). Приняты и вступили в силу основополагающие для фондового рынка законы. Происходит накопление опыта в сфере спекулятивной торговли на рынке ценных бумаг, накопление собственности в финансовых пирамидах, активизация деятельности СРО. Правовая основа рынка фрагментарна и неспособна обеспечить адекватную защиту прав инвесторов. Преобразование Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг;
III. "Обеспечения" (1999-2003гг.). Наблюдается рост реинвестирования капиталов, принят закон о приватизации, происходит реорганизация акционерных обществ. Идет активная внешняя экспансия "базового" предприятия и концентрация собственности в руках вертикально-интегрированных структур. Фактически происходит "сборка" прежних советских концернов и объединений, но уже на основе частной собственности и с освобождением от лишних звеньев;
IV. "Контроля" (2004 - 2007гг.). Реорганизация Федеральной комиссии по рынку пенных бумаг и создание Федеральной службы по финансовым рынкам. Нарушаются права иностранных инвесторов. Нет прогресса в сфере применения Международных стандартов финансовой отчетности. Все эти факты свидетельствуют о необходимости усиления контроля со стороны государства и СРО;
V. "Управления" (2008г.). Данный этап характеризует современное состояние фондового рынка, название которому даст важная проблема, стоящая перед государством, а именно: грамотное управление государственной собственностью и предприятиями, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству.
Институциональный подход помогает проследить, насколько копируемые западные институты прижились и смогут ли они эффективно работать.
Как показывает характеристика
этапов формирования рынка ценных бумаг,
заимствование
Анализ формирования и
текущего состояния институциональной
структуры российского
Таблица 1
Классификация особенностей
институциональной структуры
Элементы институциональной структуры |
Характеристика особенностей |
Институции 1-го порядка |
Развитие нормативно-правовой базы идет вдогонку за развитием фондового рынка |
Институции 2-го порядка |
Отсутствует система традиций торгов на рынке. Низкий уровень доверия инвесторов. Система обычаев делового оборота несовершенна |
Инфраструктура |
Расчетная инфраструктура децентрализована, фактически каждая торговая площадка имеет свою собственную инфраструктуру. Работа на фондовом рынке сопровождается высокими трансакционными издержками |
Эмитенты, инвесторы, профессиональные участники |
Высокая доля участия государства в обшей структуре капитализации. Низкая доля участия частных инвесторов. Зависимость фондового рынка от процесса приватизации |
Организации 1-го порядка |
Фондовый рынок России представляет собой сочетание моделей рынков США и Западной Европы, что выражается в контроле со стороны как ФСФР России, так и Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ |
Организации 2-го порядка |
Саморегулируемые организации имеют статус присутствия, но не в полной мере выполняют свои функции |