Рынок, его структура и инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 13:05, реферат

Описание

В реферате раскрыты основные понятия рынка, его признаки, функции, буду рассматривать его структуру, а также инфраструктуру, ее функции, элементы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Рынок…………………………………………………………………………………………………………4
1.1. Определение рынка……………………………………………………………………………………..4
1.2. Признаки рынка……………………………………………………………………………………………4
1.3. Функции рынка……………………………………………………………………………………………..4
1.4. Принципы функционирования рынка..……………………………………………………….6
1.5. Классификация рынка………………………………………………………………………………….7
1.6. Объекты рынка……………………………………………………………………………………………..9
Глава 2. Структура рынка……………………………………………………………………………………..13
2.1. Понятие структуры……………………………………………………………………………………..13
2.2. Критерии для характеристики рынка…………..……………………………….…………..13
2.3. Совершенная конкуренция……………………………………………………………….……….20
2.4. Несовершенная конкуренция……………………………………………………………………21
2.4.1. Монополия……………………………………………………………………………………22
2.4.2. Монополистическая конкуренция……………………………………….………22
2.4.3. Олигополия…………..………………………………………………………………………23
2.5. Антимонопольная политика………………………..…………………………………………….24
2.6. Виды соперничества производителей……………………………………………………...25
Глава 3. Инфраструктура рынка……………………………………………………………………………27
3.1. Понятие и сущность инфраструктуры рынка………………………………………………..27
3.2. Функции инфраструктуры рынка…………………………………………………………………..29
3.3. Элементы инфраструктуры рынка………………………………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы…………………………………………………………………..36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая под распечатку.docx

— 76.76 Кб (Скачать документ)

Четвертым центральным  звеном рыночной экономики являются две составляющие - спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в виде

потребности в товарах. Потребители могут купить эти  товары при сложившихся ценах и денежных доходах. Спрос выступает в качестве стимула к применению наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов. Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ. 

Пятый элемент рыночного  механизма – конкуренция. Она обеспечивает максимизацию прибыли и на этой основе расширение масштабов производства. Конкуренция выступает в качестве формы

взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования  пропорций.

А.Смит назвал конкуренцию  «невидимой рукой» рынка, благодаря  которой

эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной

экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат

поступательному движению экономики. Основная функция конкуренции

заключается в том, чтобы определить величину экономических  регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т. д. 

Кроме этого, неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура. Рынок требует создания и функционирования товарных бирж, структур оптовой и розничной торговли. 

  1.5. Классификация рынка 

Современный рынок  можно разделить на несколько видов, которые  включают в себя подвиды 

  1. по общественному  разделению труда:

    а) местный;

    б) национальный;

    в) международный;

      2. по  формам собственности:

            а) частная;

            б) государственная;

            в) кооперативная;

      3. по  объектам рыночного обмена:

            а) товарный;

            б) денежный;

      4. по  организации рыночного обмена:

            а) экспортный;

            б) импортный;

    в) оптовый;

    г) розничный;

      5. по  видам конкуренции:

            а) совершенный;

            б) несовершенный;

      6. по степени насыщенности:

            а) равновесный (спрос = предложение);

            б) дефицитный (спрос > предложение);

            в) избыточный (спрос < предложение);

      7. по степени развитости экономической свободы:

            а) свободный;

            б) регулируемый;

      8. с учетом ассортимента:

            а) замкнутый;

            б) насыщенный;

            в) смешанный;

     9. по степени соблюдения законности:

            а) легальный (официальный);

            б) нелегальный (теневой);

10. по субъектам, вступающим в обмен:

           а) рынок потребителей;

            б) производителей;

            в) промежуточных продавцов;

            г) государственных учреждений. 

1.6. Объекты рынка                                                                                                                                               

Деньги – это  особый товар, который является всеобщим эквивалентом.

Деньги - это то, что  принимают в качестве уплаты за товары, услуги и долги.

Деньги - это средство обмена; люди принимают деньги в  обмен на товары и услуги, которые  они предоставляют в ожидании, что смогут затем обменять деньги на те товары и услуги, которые они  хотят приобрести. Без такого средства обмена люди должны обращаться к бартеру - непосредственному обмену товаров  и услуг на другие товары и услуги - очень неэффективному средству осуществления  обмена, так как:

—  отсутствует способ сохранения общей покупательной способности. Бартер позволяет сберегать только конкретную покупательную способность товара, которая может упасть в результате физических изменений товара; модификации потребительских вкусов или ситуации на товарном рынке; 
— нет единой меры стоимости. В условиях бартерной экономики индивид должен выражать цену любого товара или услуги в количествах всех других товаров или услуг;  
—  не сформирован масштаб цен, т. е. отсутствует определенная единица платежа для использования, например, в срочных контрактах. Ко времени исполнения платежа рыночная цена согласованных товаров или услуг может измениться.

Сущность денег  как экономической категории  проявляется в их функциях, которые  выражают внутреннюю основу, содержание денег. Деньги выполняют следующие  пять функций:

1. Деньги, как мера  стоимости.

Данная функция  денег называется также «средство  измерения» или «единица счета». Деньги выступают в качестве счетной  единицы, при помощи которой измеряют и соизмеряют стоимость всех благ. Эту функцию деньги выполняют  при помощи масштаба цен - денежной единицы национальной валюты, используемой для измерения и сравнения  стоимости товаров и услуг. Выполнение деньгами функции меры стоимости  заключается в оценке стоимости  товаров путём установления цен. Цена формируется на рынке, и при  равенстве спроса и предложения  на товары она зависит от стоимости  товара и стоимости денег. При  золотом стандарте цены зависели от стоимости товара, поскольку стоимость  денег-золота была относительно постоянной. При бумажноденежной и банкнотной системах, цены на товары выражаются в  знаках стоимости, не обладающих собственной  стоимостью, поэтому они не могут  точно отражать ценность товаров. В  период быстрой инфляции деньги перестают  выполнять свою функцию меры стоимости, но продолжают служить средством  обмена.

2. Деньги, как средство  обмена и обращения.

Когда деньги используются как средство осуществления оплаты за товары и услуги, мы говорим, что  они используются в качестве средства обращения. Таким образом, средства обращения - это деньги, используемые для покупки товаров и услуг, а также для уплаты долгов. В  этой функции употребляются наличные денежные знаки.

Выступая в роли посредника при обмене, деньги служат основой для организации денежного  потока, участвующего в кругообороте ресурсов, товаров, услуг. Для выполнения функции обмена и обращения деньгам  должны быть присущи определенные свойства:

- ликвидность, главное свойство денег - их ликвидность, благодаря которой их можно обменять на любой товар или услугу без всяких издержек;

- стабильность, стоимость денег сегодня и завтра должна быть приблизительно одинаковой, в странах, где стоимость денег колеблется (возрастает или понижается), люди либо занимаются накоплением в надежде на увеличение их стоимости либо немедленно тратят деньги, опасаясь, что их стоимость упадет, и то, и другое негативно сказывается на экономике страны;

- портативность,  деньги должны иметь форму, размер и вес, удобные для их использования;

- сохраняемость,  для изготовления денег следует использовать прочный материал длительного использования, например, бумаг высокого качества;

- однородность, купюры равного достоинства должны иметь одинаковую стоимость, люди могли бы запутаться, если бы какие-то монеты или купюры стоили больше других такого же достоинства;

- делимость; одно из главных преимуществ денег - это их делимость на части, разменять бумажные деньги на металлические не представляет никакой трудности, с другими предметами дело может быть гораздо сложнее;

- узнаваемость, деньги должно быть сложно подделать и легко узнать. Качество бумаги, водяные знаки и сложность рисунка затрудняют изготовление фальшивых денег.

3. Деньги, как средство  накопления и сбережения.

Средство накопления - актив, сохраняемый после продажи  товаров и услуг и обеспечивающий покупательную способность в  будущем. В состав денежных накоплений входят остатки наличных денег, хранящихся у отдельных граждан, а также остатки денег на счетах.

Деньги, являясь всеобщим эквивалентом, т.е. обеспечивая их владельцу, получение любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного  богатства. Поэтому у людей возникает  стремление к накоплению и сбережению. Для образования сокровищ деньги извлекаются из обращения. Однако простое  накопление и сбережение денег владельцу  дополнительного дохода не приносят.

Люди могут хранить  своё богатство в виде драгоценностей, произведений искусства, домов, акций  и облигаций, и во многих других формах. Отдельные лица также накапливают  золото в форме слитков, монет, украшений (тезаврация золота), покупая его  на рынке в обмен на свою национальную денежную единицу. Однако деньги больше подходят для выполнения этой функции, поскольку им присуща ликвидность.

Наличные деньги, помещённые на некоторые виды банковских счетов, не приносят их собственнику никакого дохода. Однако в современных экономических  системах деньги могут храниться  на счетах, которые приносят такой  доход.

4. Деньги как средство  платежа.

Выполняя платежную  функцию, деньги обслуживают различные  рыночные сделки (куплю-продажу товаров  и услуг, оформление имущественных  сделок - залога, аренды, найма, займа, кредита  и др.), уплату налогов, выплату зарплат  и пенсий. Если покупка и продажа  не совпадают во времени и пространстве, продукты могут продаваться в  кредит, их оплата производится с отсрочкой, т.е. в долг. При этом стоимость  товаров и услуг

временно остается у продавца в виде долгового обязательства  покупателя до тех пор, пока должник  не уплатит определенную сумму денег.

5. Мировые деньги.

Функция мировых  денег проявляется во взаимоотношениях между странами или между юридическими и физическими лицами, находящимися в различных странах. Мировые  деньги функционируют как всеобщее платёжное средство, всеобщее покупательное  средство и всеобщая материализация общественного богатства.

Международным покупательным  средством мировые деньги служат при нарушении равновесия обмена товарами и услугами между странами, тогда их оплата производится наличными деньгами. При золотом стандарте мировыми деньгами выступало золото как средство регулирования платёжного баланса и кредитные деньги (банкноты) отдельных государств разменные на золото. В наше время расчёты между странами стали производиться с помощью свободно конвертируемых валют.

Товар – это продукт  труда, способный удовлетворять  какую-либо потребность покупателя и обмениваться посредством купли-продажи.

Товар обладает двумя  свойствами:

  1. потребительская стоимость;
  2. меновая стоимость.

Потребительная стоимость - совокупность свойств товара, связанных  непосредственно как с самим  товаром, так и сопутствующими услугами, определяющих его способность удовлетворять  производственные, общественные, личные и иные потребности людей. Она  составляет вещественное содержание богатства. Поэтому в первоначальном своем  проявлении потребительная стоимость - это естественное свойство блага. Ею обладает любой товар. Характер потребностей может быть при этом самый различный (физические, духовные). Разным может быть и способ их удовлетворения. Одни вещи могут удовлетворять потребность непосредственно как предметы потребления, другие - косвенно, опосредованно как средство производства.

Неразрывно с терминами  стоимость и потребительная стоимость  связано понятие меновой стоимости. Меновая стоимость является формой выражения стоимости, но также меновая  стоимость - это количество или пропорция, в которой одна потребительская  стоимость приравнивается к другой на рынке.

Меновая стоимость  товара - это количественное отношение, в котором потребительные стоимости  одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. Например, один топор меняется на две шкуры, как бывало в древности, или тонна  рыбы обменивается на три кубометра  леса, как это имеет место при  современном бартере. Вопрос заключается  в том, что лежит в основе этих меновых пропорций, почему они именно такие, а не другие и что позволяет сравнивать несравнимые ни по каким внешним признакам товары? 
 

Информация о работе Рынок, его структура и инфраструктура