Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 13:05, реферат
В реферате раскрыты основные понятия рынка, его признаки, функции, буду рассматривать его структуру, а также инфраструктуру, ее функции, элементы.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Рынок…………………………………………………………………………………………………………4
1.1. Определение рынка……………………………………………………………………………………..4
1.2. Признаки рынка……………………………………………………………………………………………4
1.3. Функции рынка……………………………………………………………………………………………..4
1.4. Принципы функционирования рынка..……………………………………………………….6
1.5. Классификация рынка………………………………………………………………………………….7
1.6. Объекты рынка……………………………………………………………………………………………..9
Глава 2. Структура рынка……………………………………………………………………………………..13
2.1. Понятие структуры……………………………………………………………………………………..13
2.2. Критерии для характеристики рынка…………..……………………………….…………..13
2.3. Совершенная конкуренция……………………………………………………………….……….20
2.4. Несовершенная конкуренция……………………………………………………………………21
2.4.1. Монополия……………………………………………………………………………………22
2.4.2. Монополистическая конкуренция……………………………………….………22
2.4.3. Олигополия…………..………………………………………………………………………23
2.5. Антимонопольная политика………………………..…………………………………………….24
2.6. Виды соперничества производителей……………………………………………………...25
Глава 3. Инфраструктура рынка……………………………………………………………………………27
3.1. Понятие и сущность инфраструктуры рынка………………………………………………..27
3.2. Функции инфраструктуры рынка…………………………………………………………………..29
3.3. Элементы инфраструктуры рынка………………………………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы…………………………………………………………………..36
2.3. Совершенная конкуренция
Совершенная, свободная или
Признаки совершенной конкуренции:
В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.
В некоторых странах одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в явном и неявном виде различным представителям государства в обмен на различного рода преференции.
Давид Рикардо выявил закономерную в условиях совершенной конкуренции тенденцию к снижению экономической прибыли каждого из продавцов.
В реальной экономике биржевой рынок
наиболее походит на рынок совершенной
конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями
экономических кризисов был
сделан вывод, что подобная форма конкуренции
обычно терпит фиаско,
выйти из которого может лишь благодаря
внешнему вмешательству.
2.4. Несовершенная
конкуренция
Не всегда на рынке
возможна совершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия и моно
Признаками несовершенной конкуренции являются:
Потери от несовершенной конкуренции:
2.4.1. Монополия
Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.
Модель монополии:
Следует отличать естественную
монополию, то есть структуры, демонополизация
которых либо нецелесообразна, либо
невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен,
энергетика, водоснабжение и др.
2.4.2. Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурирует, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.
Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:
Монополистическая
конкуренция похожа на ситуацию монополии,
поскольку отдельные фирмы
2.4.3. Олигополия
Олигополия — тип рынка, при котором в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников. Частным случаем олигополии выступает дуополия. Контроль над ценой очень высокий, высокие входные барьеры в отрасль, значительная неценовая конкуренция. Примером могут послужить операторы сотовой связи и рынок жилья.
Важнейшие характеристики олигополии:
2.5. Антимонопольная
политика
Во всех развитых странах мира существует антимонопольное законодательство, ограничивающее деятельность монополий и их объединений. Антимонопольная политика в европейских странах в большей мере направлена на регулирование уже сложившихся монополий независимо от того, какими путями они добились своего монопольного положения, причём данное регулирование не предполагает структурных изменений, то есть не содержит требований о деконцентрации, дроблении фирм на самостоятельные предприятия.
Для государственной антимонопольной политики США, прежде всего, и, безусловно, характерна такая позиция, в соответствии с которой совсем необязательно лишать фирму монопольно высоких прибылей, если монопольное положение на рынке достигнуто ею «благодаря более высоким деловым качествам, изобретательности или же просто счастливому случаю».
Кроме регулирования цен определённую пользу — особенно в России — может принести и реформирование структуры естественных монополий. Дело в том, что в России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу национальной экономики.
В целом система
антимонопольного регулирования в
России находится пока в стадии становления
и требует радикального совершенствования.
В России органом антимонопольного
регулирования является Федерал
2.6. Виды соперничества
производителей
Картельное соглашение – это сговор фирм по производству и разграничению рынков сбыта.
Жесткость цен – политика, при которой изменения издержек или спроса не приводит к изменению цен. Такая ситуация может привести к ценовой войне – снижение цен постепенно, с целью вытеснения конкурента.
Лидерство в ценах – это ситуация, когда компании ориентируются на цены, установленные лидером.
Ценовая дискриминация – ситуация, когда один и тот же товар продается по разным ценам разным покупателям (опт, розница, время суток, время года, доверие к потребителям).
Консорциум – это объединение фирм для возведения в действие научного или инвестиционного проекта.
Патентный пул –
соглашение фирм по специализации и
кооперировании производства.
Глава 3. Инфраструктура рынка
3.1. Понятие и сущность инфраструктуры рынка
Рыночная инфраструктура может быть правильно понята и классифицирована только на основе макроэкономического подхода. В соответствии с ним инфраструктура в рыночной экономической системе не обслуживает, а обеспечивает нормальное функционирование всей экономики.
Характеризуя рыночную
инфраструктуру, следует исходить
из того, что на развитие экономики
влияют не только объективные, но и
субъективные факторы, при этом роль
последних в современных
С этой точки зрения
инфраструктура в любой социально-
Впервые термин «инфраструктура»
был использован в
Инфраструктура –
это обязательный компонент любой
целостной экономической
Применительно к
рынку как самостоятельной