Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:52, курсовая работа
Актуальность вопроса развития рынка государственных ценных бумаг объясняется важной ролью государственных ценных бумаг в мобилизации свободных денежных средств для государственных нужд. Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью национальной финансовой системы, в связи с чем, его позитивные и негативные характеристики напрямую воздействуют как на состояние финансовой сферы, так и на поступательное развитие реального сектора экономики.
• государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, т.е. ценные бумаги, выпускаемые этими субъектами государственного управления;
• муниципальные ценные бумаги, т.е. ценные бумаги, выпускаемые от имени муниципального органа государственного управления.
Ценные бумаги субъектов Федерации и муниципальных органов власти есть ценные бумаги, выпускаемые региональными органами государственной власти, то есть региональные ценные бумаги.
Задачей региональных ценных бумаг является привлечение финансовых ресурсов региональными органами государственной власти для
покрытия временного дефицита регионального бюджета;финансирование бесприбыльных объектов; финансирование прибыльных проектов, вложения в которые окупаются в течение нескольких лет за счет получаемой от них прибыли;финансирование проектов строительства, ремонта и реконструкции жилья, как правило, на основе их самоокупаемости.
Существуют две главные формы региональных займов: выпуск региональных ценных бумаг и ссуды. Региональные ценные бумаги обычно выпускаются в виде облигаций, реже векселей. Ссуды могут предоставляться либо по бюджетной линии (бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов), либо коммерческими банками. В последнем случае ссуда местным органам власти обычно не отличается от аналогичных ссуд предприятиям и организациям. В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, поскольку это обходится дешевле, чем брать ссуду в коммерческих банках, за счет предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.
Становление
рынка государственных ценных бумаг
можно подразделить на этапы, которые
отражают его интенсивное развитие,
появление ресурсных
Целью
создания российского рынка
Высокие
процентные ставки по депозитам населения,
существовавшие на том этапе развития
экономики, обуславливали ускоренный
прирост депозитов населения
в коммерческих банках (по сравнению
с ростом внутреннего долга), что
создавало условия для
Рисунок 1 – Доля
депозитных вкладов населения в совокупном
денежном предложении (агрегате М2), в %
к итогу.
После кризиса в октябре 1994 года на валютном рынке рынок государственных ценных бумаг впервые был использован для стабилизации состояния российских финансов. Тогда, сразу после резкого падения курса рубля (более чем на 25%), наряду с проведением Центробанком РФ валютных интервенций, была резко повышена доходность госбумаг, что позволило привлечь на рассматриваемый сегмент свободные рублевые ресурсы и, соответственно, сбить спрос на иностранную валюту. В дальнейшем подобная практика регулирования доходности государственных ценных бумаг для улучшения обстановки на валютном рынке использовалась вплоть до кризиса в августе 1998 г.
После банковского кризиса в августе 1995 г. рынок госбумаг фактически стал играть роль рынка межбанковских кредитов (т.е. определять минимальную стоимость свободных финансовых ресурсов). Кризис на рынке межбанковских кредитов, разразившийся в августе 1995 г. и вызванный банкротством ряда банков и "финансовых пирамид", был назван "кризисом доверия". В данной ситуации резко полагаться на коммерческие банки стало опасно, и тогда рынок государственных ценных бумаг стал рассматриваться в качестве наименее рискованного и наиболее ликвидного рынка и фактически стал основным сегментом, на котором размещались свободные краткосрочные ресурсы.
Такое развитие рынка государственных ценных бумаг привело как к положительным, так и отрицательным результатам. В качестве позитивных особенностей, содействовавших финансовой стабилизации, можно выделить следующие:
Одновременно первый этап развития рынка внутреннего долга содержал негативные моменты с точки зрения состояния финансовой сферы:
В
1997 г., по мере либерализации российского
финансового рынка и его
С начала 1998 г. Центробанк РФ отказался от практики увеличения собственного портфеля государственных ценных бумаг. Действительно, только за октябрь-ноябрь 1997 г. портфель ЦБ РФ увеличился на 36 млрд. руб. (более чем на 5 млрд. долл.), и к концу этого периода его доля составила 26.5% от обращающихся на рынке федеральных облигаций. Естественно, что покупка Центробанком госбумаг означала эмиссию рублевых ресурсов, которые формировали дополнительный спрос на иностранную валюту и способствовали росту инфляции и давлению на обменный курс рубля. Итогом всех этих событий явилось совместное решение правительства и Центробанка РФ от 17 августа 1998 г. о замораживании рынка государственных ценных бумаг.
Данный
этап развития рынка российского
внутреннего долга
Основным негативным последствием этого этапа развития рынка внутреннего долга выступил системный финансовый кризис. Произошло разрушение финансовой системы, фактический дефолт по облигациям внутреннего займа, закрытие рынка внешних заимствований, обострилась проблема получения кредитов международных финансовых организаций и обслуживания внешнего долга.
В целях преодоления кризиса были реализованы только самые необходимые мероприятия, а именно урегулирование вопросов, связанных с госбумагами, подпавшими под дефолт, а также восстановление рыночных торгов федеральными облигациями. Непосредственное восстановление рынка внутреннего долга в контексте его определяющего значения для состояния национальной финансовой сферы и развития смежных сегментов финансового рынка было осуществлена лишь к 2002 г.
В
2001 г. наметилась тенденция восстановления
рынка внутреннего долга –
объем выпуска федеральных
В 2002 г., помимо ГКО Минфин предложил инвесторам новый вид федеральных облигаций – амортизационные ОФЗ-АД, погашение номинальной стоимости которых происходит частями в течение последних двух лет их обращения. Являясь самыми "длинными" облигациями на рынке, ОФЗ-АД вызвали повышенный интерес и спрос.
Рассмотренный
этап развития рынка внутреннего
долга был отмечен
В качестве негативных характеристик данного этапа можно выделить:
В марте 2003 г. Правительство Российской Федерации рассмотрело доклад Минфина «Об основных направлениях политики правительства на рынке государственного долга». Это был первый документ, определяющий основы долговой политики государства на среднесрочную перспективу.
Были сформированы следующие принципы в области государственного долга:
В течение 2004 г. Минфину удалось реализовать те принципы, которые были заложены в долговой стратегии. В условиях исполнения бюджета с профитом увеличился государственный внутренний долг, выраженный в ценных бумагах, произошло «удлинение» сроков бумажного долга, увеличилась доля рублевых облигаций, торгуемых на рынке.
Среди
положительных результатов
Государственный внутренний долг, выраженный в ценных бумагах, за 2004 г. вырос на 93,26 млрд руб. - с 663,53 млрд до 756,79 млрд руб.5
В
2005 и 2006 гг. структура рынка