Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 19:03, курсовая работа
Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют именно такую структуру. Учитывая структуру экономики России, в которой преобладают крупные предприятия, изучение олигополии очень важно и актуально.
Введение 3
Глава 1.Понятие олигополии 4
и особенности олигополистического рынка 4
1.1. Понятие олигополии и ее свойства. 4
1.2. Всеобщая взаимозависимость 5
1.3. Последствия олигополизации рынка 7
Глава 2.Модели олигополии. 9
2.1. Модель Курно 9
2.2. Ценовая конкуренция и ценовые «войны» 11
2.3. Тайный сговор и картели 14
2.4. Ценовое лидерство 17
2.5. Ценовая накидка 19
2.6. Теория игр 20
Заключение 23
Список литературы: 25
Зная кривую рыночного спроса D и кривую предложения последователей Sn=2MCn, фирма - ценовой лидер определяет кривую спроса на свой продукт DL как разность между отраслевым спросом и предложением конкурентов (рис.5). Поскольку при цене Рх весь отраслевой спрос будет покрываться конкурентами, а при цене Р2 конкуренты не смогут осуществлять предложение и весь отраслевой спрос будет удовлетворяться ценовым лидером, то кривая спроса на продукцию лидера (DL) примет форму ломаной линии P1DL. Иначе говоря, ценовой лидер определяет кривую спроса на свой продукт как остаточный спрос: DL= QD(PL) – qSn(PL). Оптимизируя свой выпуск в соответствии с принципом максимизации прибыли MRL = MCL, ценовой лидер установит цену PL при объеме выпуска Q1. Установленная лидером цена принимается последователями в качестве равновесной, и каждая из фирм-последователей оптимизирует свой выпуск в соответствии с этой ценой. При цене PL суммарное предложение последователей составит qSn, что следует из PL=Sn. В результате совокупное рыночное предложение сформируется в объеме QD=qL+qSn
Рис.5. Модель
ценового лидерства
Устойчивость модели ценового лидерства обеспечивается не только благодаря санкциям (снижение цены), которые может применить лидер в отношении нарушителей. Другие участники рынка также извлекают при этом пользу, перекладывая бремя исследования рынка и выработки оптимальной цены на фирму-лидера. В конечном итоге ценовой параллелизм способствует максимизации отраслевой прибыли, а значит, обеспечивает получение большей прибыли и каждой отдельной фирмой. Кроме того, последователи понимают, что в случае нарушения ценовой дисциплины, они ухудшат положение всех, а некоторые вынуждены будут уйти с рынка. Насколько в действительности окажется устойчивым рыночное равновесие, во многом зависит от поведенческой стратегии лидера.
Цена на олигополистическом рынке может формироваться на основе учета средних общих издержек производства, к которым прибавляется накидка обычно в размере определенного процента. В дальнейшем мы будем использовать термин «средние издержки», под которыми в долгосрочном периоде следует понимать совокупность издержек, так как деление их на постоянные и переменные приемлемо лишь для краткосрочного периода.[6]
Расчетная
цена, образованная на основе средних
издержек производства и определенной
процентной накидки в качестве экономической
прибыли, служит своего рода стандартной
ценой для проведения ценовой
политики, которая призвана учитывать
действительную и возможную конкуренцию,
финансово-экономическую и
Предпочтение, отдаваемое олигополиям и развертыванию неценовой конкуренции по сравнению с ценовой, связано с тем, что обновление продукции, ее модификация, усовершенствование производственных технологий, удачная реклама позволяют создать устойчивость и стабильность на рынке по сравнению с конкуренцией цен. Последняя может привести к существенным издержкам и истощению конкурентов, а иногда и нарастанию монополистических тенденций на рынке. В крайнем случае, следствием ценовой конкуренции может стать переход от разреженной олигополии к плотной, что открывает путь к прямому тайному сговору конкурентов. Другая причина предпочтения неценовой конкуренции обусловлена крупными масштабами производства олигополистов, значительными финансовыми ресурсами, которые позволяют им осуществлять мероприятия, обусловленные неценовой конкуренцией.[9]
Часто отмечают, что в действительности олигополия - это игра характеров - игра, в которой так же, как в шахматах или в покере, каждый игрок должен предугадать действия соперника - его блеф, контрдействия, контрблеф - настолько, насколько это возможно. Поэтому экономисты, занимающиеся теорией олигополии, были восхищены появлением в 1944 году объемистой и высоко математезированной книги под названием “Теории игр и экономическое поведение”. Могло ли случиться, что Джон фон Нейман и Оскар Моргенштерн решили, наконец, головоломку олигополии? Конечно, Нейман и Моргенштерн сделали большой шаг вперед. Вместо того чтобы в качестве отправной точки предпринятого ими исследования выдвинуть свое предположение о том, как одна фирма отреагирует на изменения, проводимые другой фирмой, они решили выяснить, какое предположение относительно поведения своих конкурентов оптимально для фирмы.[6]
Суть подхода Неймана-Моргенштерна - можно выразить с помощью простого примера. Если представить рынок, где существует только две фирмы - компания Альфа и предприятие Зет. Единица их продукции стоит 1 доллар затрат. Если каждая фирма установит цену 5 долларов и продаст 100 единиц в месяц, то, имея 4 доллара прибыли с единицы, каждая из них получит общий месячный доход в 400 долларов. Если каждая фирма установит 4 доллара за штуку и продаст 120 единиц, то, имея 3 доллара прибыли с единицы, она получит общую месячную прибыль в 360 долларов. Какую цену реально установят эти фирмы? Конечно, 5 долларов - это цена, которая максимизирует их общие доходы, но в условиях олигополии эта цена может не быть стабильно равновесной. Кроме двух уже упомянутых возможностей, Альфа должна учитывать еще две. Первая - снизить цену до 4 долларов, в то время как Зет держит 5 долларов. Это позволит ей забрать у Зет множество потребителей и продать 150 единиц, получив 450 долларов дохода. Вторая - держать цену 5 долларов, в то время как Зет снизит цену до 4. В этом случае Зет заберет у Альфа множество потребителей, оставив ей возможность продать лишь 60 единиц, и получить доход в 240 долларов. Итак, что же произойдет?
Один
вариант поиска ответа - рассмотрение
различных предположений, которые
каждая фирма может сделать о
поведении другой. Если Альфа предположит,
что Зет спросит 4 доллара, опять-таки
лучшим для нее будет держать
цену в 4 доллара. Похоже, что Альфе
лучше всего держать цену именно
в 4 доллара, независимо от того, что
делает фирма Зет. Альфа будет
также осознавать, что взгляды
Зет на эту игру - зеркальное отражение
ее собственных. После соизмерения возможных
последствий различных решений, каждая
фирма поймет, что наиболее рациональным
будет предположить худшее. До тех пор,
пока две фирмы не смогут заключить соглашения
вместе держать цену 5 долларов (а такие
соглашения считаются нарушением правил
представленной здесь игры), цена 4 доллара
будет равновесной. Равновесие, достигнутое
в ситуации, называется равновесием Нэша,
в честь американского математика, теоретика
игр Джона Нэша ( Таблица 1).
Таблица.1.
Ценовая стратегия фирмы «Альфа» | |||
Ценовая стратегия фирмы «Зет» | 5$ | 4$ | |
5$ | 400$ | 450$ | |
4$ | 240$ | 360$ |
В условиях равновесия Нэша стратегия каждого игрока оптимальна в условиях стратегии, выбранной его конкурентами. Таким образом, ни у одного игрока нет стимула изменить свою стратегию после выяснения того, какую стратегию выбрал другой игрок. Теория Курно оценивает другой случай равновесия Нэша. В игре Курно каждая фирма первым делом изменяет цены, как только узнает, что сделали ее конкуренты. Тем не менее, постепенно цены сходятся к равновесию Нэша. Так как экономисты и математики изобрели более совершенные аналитические приемы, они разработали гораздо более сложные игры по олигополии. Игры отличаются тем, сколько знает каждый игрок о действиях другого, сколько раз повторяется игра, каково количество игроков, структура расходов. Разрабатывались также игры, участники которых использовали “смешанную стратегию”, разнообразя свою реакцию на действия конкурентов на случайной основе.[6]
Эти
исследования дали много интересных
результатов, применимых к отдельным
случаям, не приведя к каким-то общим
выводам. Некоторые игры разрешаются
равновесием Нэша, некоторые нет. Некоторые
приближаются к конкурентной модели с
увеличением числа фирм, некоторые нет.
Некоторые приводят к эффективному разрешению
(либо с точки зрения игроков, либо с точки
зрения рынка), некоторые нет. Теория игр
продолжает оставаться активной областью
исследования олигополии.
Заключение
Олигополия— тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», компьютерных технологий, например, «Microsoft» и «Apple», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др.
Ценовая политика компании-олигополиста играет огромную роль в ее жизни. Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику. Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером».
Олигополии
присущи многие отрицательные черты
монополистической конкуренции: недопроизводство,
завышение цен, тенденция к долгосрочному
получению экономических
Существует
много моделей олигополии, и ни
одну из них нельзя считать универсальной,
тем не менее, общую логику поведения
фирм на этом рынке они объясняют.
Первая модель дуополии была предложена
французским экономистом
Ценовая война - цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Она является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества. Войны цен хороши для потребителей, но плохи для прибылей продавцов.
Наиболее изощренной формой тайных сговоров являются так называются джентльменские соглашения, которые заключаются в устной форме в непринужденной обстановке за рамками рабочего времени и которые весьма трудно выявляются с целью предъявления иска.
Ценовое лидерство имеет место в том случае, когда на рынке действует фирма, обладающая стратегическими преимуществами перед своими конкурентами, например, в уровне издержек или качестве продукции. Наиболее важным, однако, является контроль ею значительной доли отраслевого рынка, что является показателем ее доминирующего положения.
Цена на олигополистическом рынке может формироваться на основе учета средних общих издержек производства, к которым прибавляется накидка обычно в размере определенного процента.
Олигополия - это игра характеров - игра, в которой так же, как в шахматах или в покере, каждый игрок должен предугадать действия соперника - его блеф, контрдействия, контрблеф - настолько, насколько это возможно.
В данной курсовой работе было исследовано воздействия олигополии на поведение фирм и рассмотрены модели олигополии.
Так же было рассмотрено свойства олигополии, всеобщая взаимосвязь фирм, последствия олигополизации рынка и модели олигополии.
Таким
образом все задачи решены, цель курсовой
работы достигнута
Список литературы: