Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 19:03, курсовая работа
Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют именно такую структуру. Учитывая структуру экономики России, в которой преобладают крупные предприятия, изучение олигополии очень важно и актуально.
Введение 3
Глава 1.Понятие олигополии 4
и особенности олигополистического рынка 4
1.1. Понятие олигополии и ее свойства. 4
1.2. Всеобщая взаимозависимость 5
1.3. Последствия олигополизации рынка 7
Глава 2.Модели олигополии. 9
2.1. Модель Курно 9
2.2. Ценовая конкуренция и ценовые «войны» 11
2.3. Тайный сговор и картели 14
2.4. Ценовое лидерство 17
2.5. Ценовая накидка 19
2.6. Теория игр 20
Заключение 23
Список литературы: 25
Содержание:
Введение 3
Глава 1.Понятие олигополии 4
и
особенности
1.1. Понятие олигополии и ее свойства. 4
1.2. Всеобщая взаимозависимость 5
1.3. Последствия олигополизации рынка 7
Глава 2.Модели олигополии. 9
2.1. Модель Курно 9
2.2. Ценовая конкуренция и ценовые «войны» 11
2.3. Тайный сговор и картели 14
2.4. Ценовое лидерство 17
2.5. Ценовая накидка 19
2.6. Теория игр 20
Заключение 23
Список
литературы: 25
Введение
В некоторых отраслях конкурируют несколько фильм, однако в силу недостаточной интенсивности соперничества, нет основания отнести их к принимающим цену производителям. Экономисты называют такую ситуацию несовершенной конкуренцией, частным случаем которой является олигополия.
Сущность
олигополистического рынка
Именно эти фирмы определяют количество производных товаров и, совместно задавая рыночную кривую спроса, формируют цену.
Олигополия
является одной из самых распространенных
структур рынка в современной
экономике. Почти все технически
сложные отрасли
Цель работы заключается в исследовании воздействия олигополии на поведение фирм и рассмотреть модели олигополии.
Задачами курсовой работы является рассмотрение рынка олигополии и основных его свойств, всеобщую взаимосвязь фирм, последствия олигополизации рынка и моделей олигополии.
В первой главе рассмотрены свойства олигополии, всеобщая зависимость фирм и последствия олигополизации рынка.
Во второй главе рассмотрены модели олигополии, такие как модель Курно, ценовая конкуренция и ценовые «войны», тайный сговор и картели, ценовое лидерство, ценовая накидка и теория игр.
Данная работа составлена на основе материалов справочной литературы.
Глава 1.Понятие олигополии и особенности олигополистического рынка
1.1. Понятие олигополии и ее свойства.
Олигополия— тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.
Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», компьютерных технологий, например, «Microsoft» и «Apple», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000.
Олигополия с двумя участниками носит название дуополии. Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и не схожими (автомобили, компьютеры). Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов. Например, если какая-то сталелитейная компания снизит цены на 10%,то покупатели быстро переключатся на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа или объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-то долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны ,если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру. И тогда ему придется возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.[1]
Свойства олигополии:
Поскольку
на рынке присутствует небольшое
количество фирм, продавцам необходимо
разрабатывать стратегии
Ценовая
политика компании-олигополиста играет
огромную роль в ее жизни. Как правило,
фирме не выгодно повышать цены на свои
товары и услуги, поскольку велика вероятность
того, что другие фирмы не последуют за
первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику.
Если же фирма понижает цены на свою продукцию,
то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты
обычно следуют за понизившей цены компанией,
также снижая цены на предлагаемые ими
товары: происходит «гонка за лидером».
Таким образом, между олигополистами нередко
случаются так называемые ценовые войны,
в которых фирмы устанавливают на свою
продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера.
Ценовые войны нередко бывают губительны
для компаний, особенно для тех, которые
соревнуются с более влиятельными и крупными
фирмами (рис.1).
Рис.1.
Модель ломаной кривой спроса: точка P(нет)
— если фирма установит цену на товар
выше данного уровня, то конкуренты не
последуют за ней
Некоторые
олигополисты действуют согласно принципу
«не имей ста рублей, а имей сто друзей».
Таким образом, фирмы вступают в сотрудничества
с конкурентами, такие как альянсы, слияния,
тайные сговоры, картели. Например, олигополист
по авиаперевозкам, «Аэрофлот» в 2006 году
вступил в альянс «Sky Team» с другими мировыми
авиакомпаниями, страны — нефтедобывающие
державы объединились в ОПЕК, часто признаваемую
как картель. Примером слияния двух компаний
можно назвать объединение авиакомпаний
«Air France» и «KLM». Объединившись, фирмы становятся
мощнее на рынке, что позволяет им увеличить
выпуск продукции, свободнее изменять
цены на свои товары и максимизировать
свою прибыль.[2]
Олигополии
присущи многие отрицательные черты
монополистической конкуренции: недопроизводство,
завышение цен, тенденция к долгосрочному
получению экономических
Однозначно негативное отношение к олигополии явно неоправданно. При переходе отрасли в олигополистическое состояние, наблюдается резкое повышение производительности труда. В ее основе лежит экономия на масштабах производства. Толчком к олигополистическому преобразованию отрасли обычно служит внедрение некой новой технологии или продукта, вызывающее резкое увеличение оптимального размера фирмы. Более крупные установки в большинстве случаев оказываются чисто технологически эффективнее мелких.
Однако
в технологическом плане
В наше время применительно к крупным фирмам важную роль приобрел особый вид экономии на масштабах производства, связанный с безусловно-постоянными издержками. В длительном периоде никакие из издержек фирмы нельзя признать постоянными, так как. Например, при расширении производства даже те из издержек, которые считались постоянными, могут меняться. Тем не менее, некоторые издержки не меняются даже в долгосрочном периоде и носят название безусловно-постоянных издержек. К ним можно отнести те издержки, которые, например тратит фармацевтическая фирма при разработке нового препарата в течение длительного периода носят явно фиксированный характер, ведь затраты на НИОКР зависят от сути решаемой проблемы, а не от масштабов производства.
В
условиях современной научно-
Поскольку
безусловно-постоянные издержки в большей
степени порождаются научно-техническими
разработками, то в наше время крупные
фирмы имеют преимущество в уровне издержек
по сравнению с мелкими. Это связано как
с экономией на масштабах производства,
так и с экономией на безусловно-постоянных
издержках. Именно поэтому в наше время
появилось большое количество олигополистических
фирм, только они могут снизить издержки
на разработку и внедрение каких-либо
технических новшеств. Только из-за наличия
такого механизма мы можем быть уверены
в непрерывном течении НТП и его доступности
для массовых пользователей.
Глава 2.Модели олигополии.
Существует
много моделей олигополии, и ни
одну из них нельзя считать универсальной,
тем не менее, общую логику поведения
фирм на этом рынке они объясняют.
Первая модель дуополии была предложена
французским экономистом
Его модель основывалась на следующих предпосылках:
Допустим, что на рынке действуют две фирмы: X и Y Как будет определять фирма X цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос, в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит фирма Y. Однако что будет делать фирма Y, фирме X неизвестно, она лишь может предположить возможные варианты ее действий и соответственно планировать собственный выпуск.
Поскольку рыночный спрос есть величина заданная, расширение производства фирмой Y вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы X (рис.2). Цена и объем производства, устанавливаемые фирмой X исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться соответственно от до , и от до , .