Рынок: понятие и классификация. Характеристика рынка потребительских товаров и продукции ТНП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:13, доклад

Описание

Ресурсы, которыми обладает общество, всегда ограничены. Поэтому каждое государство должно выбирать, как использовать эти ресурсы, на производство каких товаров и услуг их направить. Каждое общество решает для себя три проблемы экономической организации:
1. Что производить?
2. Для кого производить?
3. Как и сколько производить?

Работа состоит из  1 файл

Рынок.docx

— 28.45 Кб (Скачать документ)

Рынок: понятие и классификация. Характеристика рынка потребительских товаров и продукции ТНП

Рынок — это деловая  активность продавцов и покупателей

вне зависимости от времени и места

Ресурсы, которыми обладает общество, всегда ограничены. Поэтому каждое государство должно выбирать, как использовать эти ресурсы, на производство каких товаров и  услуг их направить. Каждое общество решает для себя три проблемы экономической  организации:

1. Что производить?

2. Для кого производить?

3. Как и сколько производить?

Эти вопросы решаются путем организации  экономической системы. Принято  различать 4 основных типа экономических  систем:

  • Плановая (административно-командная, централизованная)
  • Смешанная
  • Традиционная (натуральное хозяйство)
  • Рыночная.

Рыночная экономика - такая экономическая система, в которой решение относительно того что, как и для кого производить является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке.

Рынок ассоциируется с рыночной экономикой в целом, становится сокращением  термина «рыночная экономика». Однако рыночная экономика предполагает высокий  уровень развития рынка и ей характерны такие основные черты, как:

  • свобода предпринимательства;
  • свободное ценообразование (исключается государственное вмешательство в процесс установления цен на многие виды товаров, цены дают обширную оперативную информацию о спросе и предложении товаров, об издержках производства, о положении на рынках отдельных регионов, страны и мирового сообщества);
  • конкуренция (регулирует цены и количество производимых товаров). В конечном итоге любой субъект, преследуя свои собственные интересы, более действенным образом служит интересам общества.

Рынок - понятие многомерное. В узком понимании его можно рассматривать как любое место торговли (обмена) товарами и услугами. В более широком смысле рынок - совокупность процессов торговли, актов купли - продажи, вне зависимости от того, где они происходят.

Объектами рынка являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).

Предприятие, фирмы функционируют ради получения  дохода (прибыли) и являются основными  поставщиками на рынок разнообразных  услуг и товаров. Они могут  продавать принадлежащее им имущественные  ценности и материальные запасы, в  том числе земельные участки, здания, сырье, оборудования. Приобретают  предприятия в основном рабочую  силу у домашних хозяйств, необходимую  им продукцию других предприятий, природные  ресурсы у их владельцев, деньги в виде кредитов и ценные бумаги.

Все участники рыночной деятельности заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника  рынка зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка  может быть и в составе домашнего  хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая  по найму государственным служащим, он является представителем правительственной  организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления. Все участники  рыночных отношений являются реальными  собственниками и имеют свои экономические  интересы, которые могут совпадать  или противоречить интересам  других субъектов.

В разных странах рынок проявляется  по-разному. Это связано с тем, что в разных странах не одинаковый удельный вес рыночных отношений, существуют свои подходы к методам регулирования, национальные традиции. Поэтому часто  говорят о рынке, определяя его  национальную принадлежность: российский рынок, американский рынок.

Цели, которые преследует рынок:

1. Получение максимальной прибыли при минимальных затратах;

2. Удовлетворение потребностей покупателей;

3. Достижение оптимального уровня цен;

4. Экономическая свобода субъектов

Рынок выполняет следующие функции:

Регулирующая функция - наиболее важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает - к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности. В итоге капитал из менее выгодных отраслей с пониженными ценами переливаются в более прибыльные отрасли с повышенными ценами. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения рынок способствует установлению основных микро и макропропорций в экономике, обеспечивает динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами.

Ценообразующая функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

Стимулирующая функция: посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает результаты принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.

Распределительная функция: получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.

Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Посредническая функция. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.

Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.

В экономической литературе иногда выделяются и некоторые другие функции рынка: активизация экономических интересов, повышение восприимчивости экономики  к научно-техническому прогрессу, сведение производительных сил в единую систему, стимулирование эффективности экономической  деятельности, сведение потребностей с производством, создание условий  для эффективности кооперации труда.

Реализация  отмеченных функций позволяет говорить о важной роли рынка в современной  экономике. В конечном счете, как  можно заключить из указанных  выше функций, роль рынка сводится, прежде всего, к нахождению оптимального решения проблем что, как и  для кого производить; обеспечению  равновесия спроса и предложения  и сбалансированного развития экономики; дифференциации товаропроизводителей с точки зрения эффективности  их деятельности.

Большую часть своей истории человечество прожило при натуральном хозяйстве. Переход от натурального хозяйства  к товарному связан с формированием нескольких предпосылок:

Автономность  товаропроизводителей (самостоятельность  производства, свобода конкурентного  поведения, свобода характера и  форм хозяйствования в интересах  конкретного производителя)

Распределение труда между производителями: связано  с развитием и углублением  общественного разделения руда, в  том числе специализации и  кооперации производства.

На  определенном этапе стало ясно, что  при возрастающих потребностях сообщество людей не может обеспечить себя всем необходимым, поэтому различные  группы стали специализироваться на выпуске определенных видов товаров  и обменивать их на все остальное  необходимое для жизни.

Наличие этих предпосылок в обществе и  делает рыночную, товарную форму связей преобладающей. Рынок, с присущей ему  конкуренцией, создает прочную основу товарного хозяйства (производства).

Классификация рынков.

Рынок имеет свою структуру.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

Можно назвать следующие признаки структуры  рынка:

  • тесные связи между ее элементами;
  • определенная устойчивость этих связей;
  • целостность, совокупность данных элементов.

Не  смотря на отсутствие общепринятой классификации  рынков, их можно разделить на группы по определенным признакам:

1. Организационный признак (степень ограничения конкуренции)

Рынок совершенной (свободной) конкуренции  характеризуется наличием многих продавцов, однородностью продукции. Продавец продукции не имеет возможности  влиять на уровень цен.

Рынок монополистической конкуренции  характеризуется наличием многих продавцов. Товар имеет определенные свойства, которые отличают его от других. Продавец способен влиять на цену своей  продукции (в определенной мере).

Олигополистический  рынок характеризуется наличием немногих продавцов. Они предлагают однородную или дифференцированную продукцию. Цены устанавливаются по типу лидерства, т.е. большинство фирм стремится установить такую же цену, как и наиболее крупные фирмы  на этом рынке.

Монополистический рынок характеризуется наличием одного продавца. Он устанавливает  максимально высокую цену, но в  пределах платежеспособного спроса.

2. Пространственный  признак

  • Местный рынок
  • Региональный рынок
  • Национальный рынок.
  • Рынок покупателей;
  • Рынок продавцов;
  • Рынок государственных учреждений;
  • Рынок промежуточных продавцов - посредников и др.

3. Функциональный признак (экономическому назначению объектов рыночных отношений)

  • Рынок товаров и услуг
  • Рынок труда
  • Финансовый рынок
  • Информационный рынок
  • Рынок недвижимости
  • Валютный рынок
  • Помимо этого рынок делится:
  • По характеру продаж:
  • Оптовый
  • Розничный
  • Фьючерсный
  • По степени регулируемости:
  • Регулируемый
  • Не регулируемый
  • По уровню насыщения:
  • Равновесный
  • Избыточный
  • Дефицитный
  • По соответствию законодательным нормам:
  • Легальный
  • «Черный»

По товарным группам:

  • Рынок товаров производственного назначения;
  • Рынок потребительских товаров (например, продовольствия);
  • Рынок сырья и материалов и т.д.

По степени зрелости:

Неразвитый рынок;

Развитый рынок;

Формирующийся рынок.

По характеру ассортимента товаров:

  • Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;
  • Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;
  • Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара,
  • связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
  • Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

По отраслевому признаку:

  • Рынок автомобилей;
  • Рынок нефти;
  • Рынок компьютерной техники и т.д.

Выделяют также следующие  виды рынков:

Информация о работе Рынок: понятие и классификация. Характеристика рынка потребительских товаров и продукции ТНП