Рынок: понятия и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 15:31, реферат

Описание

Рынок - это вся система многообразных экономических отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, основанная на определенных принципах, главным из которых является свобода экономической деятельности. Чтобы хотя бы в общих чертах уяснить смысл, суть, содержание рынка, надо рассмотреть принципы рыночной экономики и ее структуру. Целью работы является рассмотрение сущности, механизма деятельности, функций рынка и рыночной экономики.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 42.06 Кб (Скачать документ)

Введение

В современном мире невозможно представить человека, не вовлеченного в обмен товаров и услуг. Рынок  — экономические отношения, связанные  с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются  спрос, предложение и цена. На данный момент существует бесконечное множество  видов рынков: материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих  мест и рабочей силы; по масштабам  охвата территории: от регионального, до мирового; а также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки. В реферате даются определения понятий относящихся к рынку и критерии классификации его видов.                                                                                                                                                

В реферате рассмотрены вопросы, связанные с анализом основных процессов  в системе рынка и рыночных отношений. Также рассматриваются  вопросы, связанные с инфраструктурой  рынка (её элементы и функции), элементами рынка (продавец, покупатель, товар).                                                           

В реферате рассматривается  рыночный механизм: рыночная конкуренция, ценовой механизм рынка совершенной  конкуренции; спрос и предложение  товара; цена; конкуренция.

Рынок - это вся система  многообразных экономических отношений  между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и  потребления, основанная на определенных принципах, главным из которых является свобода экономической деятельности. Чтобы хотя бы в общих чертах уяснить  смысл, суть, содержание рынка, надо рассмотреть  принципы рыночной экономики и ее структуру. Целью работы является рассмотрение сущности, механизма деятельности, функций рынка и рыночной экономики.

Глава 1: Рынок: понятия  и особенности.

1.1 Сущность  рынка. Условия возникновения  рынка

Коттлер: "Рынок - это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Рынки делятся на рынок продавца, где силу имеет продавец и на рынок покупателя, где силу имеет покупатель".                           Макконел и Брю : "Рынок - это приспособление, осуществляющие контакт между покупателями, или предъявителями спросами и продавцами или поставщиками товара, услуги". "Рынок - это всякий институт или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов".                                                                                                                       "Рынок - это система отношений между продавцами товаров - услуг и покупателями. Продавцы вступают в отношения, чтобы передать товар от одного человека к другому и тем самым удовлетворить потребность каждого".1                                                                                                                                             В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.                                                

Первоначально рынок действительно  возник и определялся как какое - либо физическое место (городская  или сельская базарная площадь), где  совершались акты купли-продажи  товаров. В таком понимании рынок  существует и сегодня, однако его  роль в современной экономике  незначительна. По мере развития и углубления общественного разделения труда  и специализации границы рынка  расширялись, а вместе с ними изменялись его содержание и функции. Еще  в прошлом веке Р. Барр писал, что экономисты "понимают под рынком не какое-то определенное место, где осуществляются продажи и покупки, а всю территорию, части которой связаны отношениями свободной торговли таким образом, что цены быстро и легко выравниваются"2. Первым условием возникновения рынка было разделение труда, которое ведет к специализации и обмену. Первая стадия общественного разделения труда – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Разделение труда с неизбежностью требует обмена. Второе условие – экономическая обособленность производителей. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. Товарный обмен предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.). Третье – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства: чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

1.2 Понятие рынка

Рынок нередко определяют как совокупность существующих и  потенциальных покупателей товаров. Вместе с тем в более широком  плане рынок определяется как  совокупность социально-экономических  отношений в сфере обмена, посредством  которых осуществляется реализация товаров. Таким образом, рынок представляет собой обширную сферу проявления индивидуальных случайностей. Поскольку воспроизводственный процесс отражает объективную логику развития общества, рынок не может быть случайным явлением – его возникновение вполне закономерно и связано с процессом развития общественного производства.                                                     Рынок зависит от политических, социальных, географических и других условий. Вместе с тем, бесспорно, рынок не только является регулятором, но и служит критерием целесообразности затрат на производство тех или иных товаров. Если товар не реализуется, затраты на него являются убытками для общества. Для идеального рынка (который в действительности не существует), необходимо три основных условия: абсолютное право любого человека или организации производить, покупать или продавать что угодно, не запрещённое законом или моральными нормами; абсолютное право свободной продажи и покупки любого товара на рынке по свободной цене; абсолютная свобода доступа к любой отрасли производства продуктов и оказания услуг без ограничения.

Идеальных рынков в природе  не существует, поскольку не может  быть абсолютно свободных товаропроизводителей, покупателей и цен. Общество существует как большая система, в которой  между всеми элементами имеется  огромное число причинно-следственных связей, поэтому реально не может  быть не только всех, но даже единичных  продавцов, покупателей и цен, абсолютно  свободных и независимых.

Рынок может существовать только в том случае, когда он одновременно включает следующие рынки: рынок средств производства; рынок потребительских товаров; рынок интеллектуальных продуктов; финансовый рынок (который подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок кредитов); рынок рабочей силы.

В настоящее время наблюдается  устойчивая тенденция увеличения значимости рынка интеллектуальных продуктов  и финансового рынка и уменьшение значимости рынков материальных ресурсов и товаров. При производстве интеллектуальных продуктов используется весь комплекс достижений научно-технического прогресса, все предшествующие открытия, изобретения, передовые идеи. Благодаря этому стоимость интеллектуальных затрат составляет 90-98%, а материально-вещественных – 2-10%. Поэтому в настоящее время значительно целесообразнее производить и продавать интеллектуальные товары, чем материалы, сырьё и т.п.                                            Итак, основными составляющими рынка являются: продавец; покупатель; продукт или услуга.                                                                                                        

Продавец выступает на рынке, определяя товар, цену, рекламу, сервис, сбытовые сети. Покупатель определяет методы оценки и выбора товара. Поскольку  все сделки осуществляются в условиях действия окружающей среды, то , естественно, среда не остаётся пассивной к  продавцу и товару.  Внешнюю среду образуют политические, социальные, правовые, общеэкономические и другие факторы, действующие на рынок. Это ещё раз подчёркивает, что принципиально не может быть абсолютно свободных продавцов, покупателей и цен.

Степенью предложения  товаров и спроса на них характеризуется  насыщенность рынка. Если предложение  превышает спрос, то цены должны упасть, так как производитель стремится  реализовать продукцию и возместить затраты хотя бы частично. Если спрос  существенно превышает предложение, цены растут.

Следует видеть разницу между  потребителем и покупателем. Применительно  к потребительскому рынку продукты питания, например, покупает обычно хозяйка  дома – следовательно, она является покупателем. Потребляют же эти продукты все члены семьи, поэтому он являются потребителями. Поэтому следует  в каждом конкретном случае чётко  определить, кто является конечным потребителем товара, что позволит установить обратную связь.

Состояние рыночного равновесия, при котором величина спроса равна  величине предложения, обычно является мимолётным или вообще не достигается. На практике, как правило, имеет место  рыночная ситуация, при которой либо спрос превышает предложение, либо предложение превышает спрос. В первом случае складывается ситуация, называемая рынком продавца (рынок производителя), при которой предложение определяет максимум объёма продажи данного продукта или услуги на определённом рынке. Второй случай – это рынок покупателя (рынок потребителя), определяющий рыночную ситуацию, при которой спрос определяет максимум объёма продажи данного товара на каком-то рынке.

Недостаточность предложения, типичная для рынка продавца, может  иметь разный диапазон. Она может  быть постоянной или временной, охватывать весь рынок или только его отдельные  сегменты, например региональные или  отраслевые. Основное ограничение предложения  вытекает из дефицита факторов производства – производственных площадей, оборудования, сырья, материалов, комплектующих изделий, запасных частей и т.д. Другое ограничение  может быть следствием контроля предложения, чаще всего в виде административного  распределения. Это лимитирует свободную  продажу и создаёт условия  для развития теневой экономики. Другое ограничение предложения  связано с низкой эластичностью  факторов производства во взаимосвязи  с действием фактора времени. Это означает, что прирост продукции  иногда можно получить только через  продолжительное время, например из-за длительности производственно цикла.

1.3 Функции рынка.

Сущность рынка находит  своё выражение в главных его  экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории  и отражающих её сущность.                                                                                 

Функции:

Интегрирующая функция – состоит в соединении сферы производства (производителей), сфера потребления (потребителей), а также торговцев посредников и включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потребителю, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности.

Регулирующая  функция – предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объёму и структуре, пропорциональности в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. Рынок даёт ответы на вопросы: «что производить?», «как производить?» и «для кого производить?».                                                                                                   Стимулирующая функция – состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли; стимулировании научно-технического прогресса и на его основе – интенсификации производства, a эффективности функционирования всей экономики.

Ценообразующая функция – это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляя ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его полезности.  Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

Посредническая  функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец – наиболее подходящего покупателя.                                                                                                  Информационная функция даёт участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и о предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок собирает и обрабатывает огромные объёмы информации и выдаёт обобщённые данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг.       Функция экономичности – предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.                                      Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь интересов продавцов и покупателей. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

1.4 Рыночный механизм. Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса, цены и конкуренции.                                                                                                   Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос, предложение и конкуренцию.  Например, спрос находится в обратной зависимости от цены: с повышением цены товара спрос на него, как правило, сокращается, и наоборот.                                                                                                                                    1. Конкуренция – это соперничество между участниками рыночной экономики за наиболее выгодные условия производства, купли и продажи товара. Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства.

Информация о работе Рынок: понятия и особенности