Рынок: понятия и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 15:31, реферат

Описание

Рынок - это вся система многообразных экономических отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, основанная на определенных принципах, главным из которых является свобода экономической деятельности. Чтобы хотя бы в общих чертах уяснить смысл, суть, содержание рынка, надо рассмотреть принципы рыночной экономики и ее структуру. Целью работы является рассмотрение сущности, механизма деятельности, функций рынка и рыночной экономики.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 42.06 Кб (Скачать документ)

Потребительная стоимость  является вещественным свойством товара, а стоимость — общественным свойством. Как потребительные стоимости все  товары качественно различны, разнородны, несоизмеримы и не могут приравниваться друг к другу. Но акт обмена предполагает необходимость сравнения товаров  по определенному критерию. Этим критерием  и выступает стоимость. Поэтому  как стоимости все товары качественно  однородны и различаются лишь количественно, в зависимости от величины овеществленного общественного  труда. Всякий товар есть единство потребительной стоимости и стоимости, поэтому стоимость и потребительная стоимость взаимосвязаны между собой.

 

2.1 Классификация рынков, преимущества, недостатки и особенности современного рынка.

Рынок характеризуется сложной  структурой; которую классифицируют по различным критериям: По экономическому назначению объектов — рынок товаров и услуг (потребительский рынок), рынок труда, рынок ценных бумаг, рынок денег, рынок иностранной валюты, рынок земли и т. д. По географическому положению — местный, региональный, национальный, мировой рынки. По степени конкурентности — рынок свободной конкуренции, монополистический рынок, олигополистический рынок и рынок монополистической конкуренции. По отраслям — автомобильный рынок, нефтяной, пищевой и т. д. По характеру продаж — оптовый и розничный рынки.                                                                                                          

Выделяют также субъектно-объектную  структуру рынка, под которой  понимается система взаимоотношений  между субъектами, отражающая их цели, характер, формы организации взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов и рыночных связей.

Субъектами рынка являются: домашнее хозяйство — экономическая единица, ориентированная на потребление товаров и услуг и обеспечивающая, воспроизводство «человеческого капитала», которая на рынке оценивается как совокупный потребитель; фирма — экономически производительная единица, имеющая своей целью получение максимальной прибыли и являющаяся на рынке производителем; государство — система различных правительственных учреждений, ориентирующих юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйствующими субъектами и рынком для достижения общественных целей. Государство выполняет функции регулирования, управления и контроля за хозяйственными процессами, движением товаров и денег в рыночной экономике, а также поведением производителей и потребителей.                                                              

Объектами рыночных отношений  выступают: товары и услуги; земля; труд; деньги; ценные бумаги; информация; иностранная валюта и др.                     Рынок как историческая форма хозяйствования имеет свои преимущества и недостатки.

К преимуществам рынка  можно отнести: экономическую эффективность использования ресурсов; высокую степень приспосабливаемое к изменяющимся экономическим условиям; свободу выбора производителей и потребителей; активное использование достижений НТР; способность удовлетворять разнообразные потребности по количеству и ассортименту.       Негативными сторонами рынка являются: отсутствие полной занятости и стабильности цен; игнорирование негативных общественных последствий, получаемых от принимаемых экономических решений различными субъектами (загрязнение окружающей среды, наркомания, алкоголизм и др.); нестабильность, экономического развития (кризисы, инфляция; безработица); невозможность производства общественных благ (национальная оборона, общественный правопорядок, наука, культура и т. д.).                                    Особенности современного рынка в России: насыщенность рынка потребительскими товарами; высокий уровень монополизации; низкий уровень экономической культуры; олигополистическая структура большинства рынков; протекционизм отечественным производителям; несформированность рыночной инфраструктуры (формируется рынок недвижимости, неразвит фондовый рынок, отсутствуют зерновые биржи); большое число посредников и др.

1.6 Рынок и государство.

Общество нуждается в  воспроизводстве всех условий его  жизни – материальных и духовных; рынок же не заинтересован в расширенном  воспроизводстве духовных условий  развития общества. Более того, он не только не в состоянии способствовать разрешению многих проблем жизнедеятельности  общества, но и способен многократно  их усугубить.                    Во-первых, рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов. Те ископаемые ресурсы, что создавались природой в течение сотен тысяч или даже миллионов лет, рыночная среда в состоянии реализовать в самое ближайшее время, подвергая жизни грядущих поколений лишениям и опасности, необходимости решать проблемы будущего, но уже в экстремальных ситуациях. Во-вторых, рынок не имеет механизмов эффективной экономической защиты окружающей среды от её разрушения и загрязнения производственной, бытовой и сельскохозяйственной деятельностью. Стараясь сохранить среду обитания своих территорий, развитые промышленные страны активно (и часто противозаконно) вывозят ядовитые и канцерогенные отходы своих производств в страны Азии и Африки, а за последнее время и на территорию стран СНГ, пользуясь бесконтрольностью и слабым законодательством. Даже в промышленно развитых странах при жестоком законодательстве требуются большие условия общественного мнения для обуздания попыток фирм-загрязнителей бесконтрольно сбрасывать отходы своих производств. Создание экологически чистых производств – занятие в высшей степени дорогостоящее. Западные страны идут на это, занимаясь в то же время экспортом не только своих недоброкачественных товаров, но и экологически чистых технологий. Этот экспорт приобрёл уже угрожающие масштабы.  Рынок не может эффективно регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству,- это третий неизбежный вывод из практики развития мировой экономики. К таким ресурсам относятся рыбные богатства, тропические леса, образующие “лёгкие” нашей планеты, основной продуцент кислорода на планете. В-четвёртых, рынок не заинтересован в проведении глубоких исследований потенциальной опасности внедряемых технологий, материалов, товаров. В-пятых, рынок не создаёт стимулов для развития системы жизнеобеспечения – здравоохранения, просвещения, коммунального хозяйства, общественного транспорта и т.д. В-шестых, рынок не гарантирует реализацию права на труд, доход, на все виды и формы социальной защиты. Можно утверждать, что рынок и социальная защита населения и отдельного человека – это антиподы. Рыночная система воспроизводит в увеличивающейся степени социальное неравенство. Именно поэтому рыночные отношения должны быть подвержены действию строгих регуляторов общества. В-седьмых, рынок не заинтересован непосредственно в развитии фундаментальных исследований в науке. Если он ещё как-то проявляет активность в поисковых фундаментальных исследованиях в тех областях, которые связаны с новыми направлениями создания перспективных и наукоёмких товаров, то в других областях фундаментальные исследования должно поддерживать государство. В-восьмых, рынок ориентирован не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение спроса той массы населения, которая имеет деньги. В-девятых, рынок подвержен влиянию нестабильных процессов развития экономики, причём нестабильность и издержки рынок, естественно, перекладывает на потребителей, отчего страдают малоимущие и социально не защищённые слои населения.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Рынок: понятия и особенности