Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:13, реферат
Россия – страна, богато наделенная самыми разнообразными природными ресурсами. Она обладает огромным природно-экономическим потенциалом, который предоставляет уникальные возможности для роста реального сектора экономики, подъема промышленного производства и агропромышленного комплекса, а также значимым научно-производственным потенциалом. Необходимо эффективно реализовать имеющиеся возможности для процветания страны в целом и регионов в частности.
Введение_____________________________________________
3
Глава 1. Теоретические основы рынка природных ресурсов____
4
1.1 Природные ресурсы_________________________________
4
1.2 Рынок природных ресурсов___________________________
7
1.3 Ресурсное проклятие________________________________
8
Глава 2. Экономическая основа платежей за природные ресурсы
11
2.1 Объемы природных ресурсов___________________________
11
2.2 Налогообложение природных ресурсов___________________
14
Глава 3. Регулирование рынка природных ресурсов___________
20
3.1 Провалы рынка_______________________________________
20
3.2 Оптимизм и пессимизм в ресурсной экономике____________
21
Заключение_____________________________________________
25
Список использованной литературы___________________
3.2 Оптимизм и
пессимизм в ресурсной
Проблемы ресурсов (прежде всего невозобновимых) часто рассматриваются в научной литературе и являются объектом экономико-политической дискуссии. Причем тенденция потребления ресурсов экстраполируется из прошлого в будущее и сопоставляется с имеющимся индексом наличия ресурса. Из этого сопоставления иногда делается вывод о грядущем кризисе экономической активности человека из-за нехватки ресурсов.
Пессимистический вывод из этого рассуждения в отношении рыночной экономики представляется неоправданным, в особенности тогда, когда прогноз базируется на применении фиксированных коэффициентов, рассчитанных по потреблению ресурса на единицу национального продукта.
Если запасы какого-либо ресурса сокращаются, то растущие цены на него явятся показателем необходимости замены этого ресурса другим. Рост цен на сокращающиеся ресурсы стимулирует активность в сфере поиска ресурсов и (насколько это технически возможно) в области процессов рециклирования. Темпы независимого и вызванного изменениями цен технического прогресса снижают издержки добычи ресурсов и повышают эффективность их использования. Кроме того, благодаря росту цен и техническому прогрессу становится привлекательной разработка когда-то нерентабельных с экономической точки зрения месторождений [12, стр 232]. Поэтому, учитывая данный рыночный потенциал в решении проблемы, было бы неосмотрительно лишить рынок его распределительной функции ввиду его кажущейся неспособности к страхованию будущего. Следует трактовать проблему относительной ограниченности так, что гибкая рыночная система вполне может к ней адаптироваться, но и нет повода и для «слепого доверия» рынку. Нельзя с уверенностью сказать, что будущее сокращение ресурса отразится в ценовых сигналах всегда правильно и своевременно. Проблема ресурсов открытого доступа, например, имеет большое значение, особенно для возобновимых ресурсов. Кроме того, нет никакой гарантии, что в принципе действенные рыночные процессы будут протекать так гладко, что не останется места для их опасных отклонений.
Таким образом, встает вопрос, насколько эффективно может государство поддержать рынок при решении проблемы распределения ресурса с помощью инструментов, имеющихся в его (государства) распоряжении. При определении таких «исправлений» необходимо всегда исходить из того, что неоткорректированный рыночный механизм ведет к слишком быстрой добыче ресурса. Поэтому распределение невозобновимых ресурсов на как можно более длительный период или же сбережение запасов возобновимых ресурсов может рассматриваться как центральная задача государственной ресурсной политики.
Можно, конечно, надеяться, что государство с помощью своих регулирующих или политических инструментов разрешит (в какой-то степени) проблемы распределения, особенно возникающие из-за того, что носители решения следуют цели максимизации собственной полезности. С другой стороны, мы должны помнить о том, что на международном уровне государство само сталкивается с названными выше проблемами. Проблема ресурсов открытого доступа на международном уровне может быть решена только путем добровольных международных соглашений.
Как было показано, современная
экономическая тактика
Конечно, относительно гибкости экономических, общественных и политических систем невозможен точный прогноз ни в узком (ограниченном эгоистическими предпочтениями современного поколения), ни в более широком (включающем альтруизм по отношению к будущему) смысле. Особенно сложно прогнозировать уровень будущих достижений технического прогресса и возможностей субституции сокращающихся ресурсов другими. Здесь вынуждены ограничиться оценкой прошлого опыта, наблюдением современных тенденций и основывать на этом свои прогнозы. Еще более сложной представляется (по крайней мере экономистам) оценка потенциала изменения предпочтений в лучшую (относительно будущего) сторону.
Оптимистические или пессимистические ожидания относительно будущей способности человечества сохранить достаточный для своего выживания ресурсный базис, в конце концов, дело веры или неверия. [12, стр 235]
Заключение
Природные ресурсы составляют
основу национального богатства
страны. Широкое вовлечение природных
ресурсов в хозяйственную деятельность
при их рациональном использовании
может стать важнейшим
Следует учитывать что, природные ресурсы не беспредельны и не вечны. Это делает необходимым постоянную заботу об их сохранении и воспроизводстве. Для этого существуют следующие основные условия.
Во-первых, необходимо бережно,
рационально использовать то, что
человеку дает природа (в особенности
в отношении невосполнимых
Эффективное регулирование
природопользования может осуществляться
при одновременном использовании двух
видов платежей за природные ресурсы:
за их расход (потребление) и за право пользования
природными объектами в пределах определенной
территории. С помощью первого вида платежей
регулируется интенсивность использования
природных ресурсов и обеспечивается
накопление средств на их воспроизводство
и охрану. Платежи за право пользования
природными ресурсами призваны регулировать
распределение территории между конкурирующими
видами природопользования. А так же платежи
за сверхлимитное и нерациональное использование
природных ресурсов. За счет поступлений
от этих платежей можно осуществлять финансирование
природоохранных, социальных и других
нужд данной территории. Уровень этих
платежей должен коррелировать с рыночными
ценами на соответствующее сырье с учетом
спроса и предложения и, одновременно,
способствовать целям ресурсосбережения.
Список использованной литературы:
Информация о работе Рынок природных ресурсов и проблема проклятия ресурсов