Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 07:15, курсовая работа
Цели работы:
Ознакомиться и описать основные понятия теории предложения
Дать определения функции, графика предложения и совокупного предложения.
Привести основные неценовые факторы предложения.
Дать некоторые примеры неценовых факторов предложения.
Задание на курсовую работу………………………………………………2
План ………………………………………………………………………...3
Введение 4
Основные понятия теории предложения 5
Функция предложения 6
Совокупное предложение 7
Ценовая эластичность предложения и ее измерение 9
Определяющие факторы ценовой эластичности предложения 10
Неценовые факторы предложения 13
Издержки на создание предлагаемого блага 13
Выгодность товаров-заменителей 18
Выгодность дополняющих товаров 20
Непредсказуемые события 20
Ожидание будущих изменений цен 21
Цены на импортные ресурсы 22
Заключение 23
Приложение 24
Литература 30
Короткий период. Здесь предприятие в состоянии как задействовать ранее неиспользуемые ресурсы, так и увеличить некоторые ресурсы (например, нанять дополнительных работников или закупить дополнительное количество сырья). Таким образом, выпуск увеличивается с Q1 до Q3, предложение в коротком периоде расширяется, его ценовая эластичность становится больше нуля. равновесная цена снижается с Р2 до Р3.
Длительный период. Здесь предприятие в состоянии увеличить любые ресурсы (например, закупить и установить новое оборудование, построить новый цех). В результате выпуск увеличивается с Q3 до Q4. Эластичность предложения в длительном периоде выше, чем в коротком. Равновесная цена снижается с Р3 до Р4.
Можно даже предположить, что при определенных условиях равновесная цена вернется на прежний уровень, а выпуск тогда расширится за пределы Q4.
Предложение блага определяется не только ценой этого блага, но и отличными от нее факторами (так называемыми “неценовыми факторами предложения”).
Эти издержки могут меняться под воздействием:
Изменений в технологии. Сегодня каждый знаком с тем, насколько компьютеры и компьютерные сети сокращают время расчетов. Поэтому затраты времени на проведение бухучета с использованием компьютера многократно ниже той же операции без него [8].
Изменений в ценах используемых ресурсов. Издержки на создание блага растут (снижаются), если растут (снижаются) зарплаты работников, цены на сырье и оборудование, процентные и арендные ставки. Например, в России рост железнодорожных тарифов на 10% вызывает рост цен в промышленности приблизительно на 3%, примерно такое же влияние на цены оказывает и изменение энергетических тарифов.
Пример: приведем пример того, как себестоимость производства картофеля сказывается на его предложении в 2001, 2002, 2003, 2004г. Данные (табл. 1 в приложении) получены с официального сайта министерства сельского хозяйства http://www.mcx.ru/
Проведем регрессионный анализ по областям РФ за каждый из годов. Для этого будем пользоваться статистическим пакетом E-views
Так в 2001г. можно проследить закономерность (рис.5)
SBOR2001 = -0.07913829844*SEBEST2001 + 50.12288754
Т.е. сбор уменьшается на -0,079 единиц при увеличении себестоимости на 1ед.
Рис 5. Зависимость сбора в 2001г. картофеля от себестоимости
В 2002г. можно проследить закономерность (рис.6.)
SBOR2002
= -0.04813324172*SEBEST2002 + 39.96091274
Рис
6. Зависимость сбора в 2002г. картофеля от
себестоимости
Т.е. сбор уменьшается на -0,048 единиц при увеличении себестоимости на 1ед.
В 2003г. можно проследить закономерность (рис.7.)
SBOR2003 = -0.04739770454*SEBEST2003 + 43.20420845
Рис
7. Зависимость сбора в 2003г. картофеля от
себестоимости
Т.е. сбор уменьшается на -0,047 единиц при увеличении себестоимости на 1ед.
В 2004г. можно проследить закономерность (рис.8.)
SBOR2004 = -0.05307263802*SEBEST2004 + 47.43081516
Рис
8. Зависимость сбора в 2004г. картофеля от
себестоимости
Т.е. сбор уменьшается на -0,053 единиц при увеличении себестоимости на 1ед.
В примере можно видеть, что по всем областям за каждый из годов сбор картофеля уменьшается при увеличении себестоимости производства, что и подтверждает указанный пункт.
Изменений в организации производства. Новые прогрессивные методы управления предприятием и персоналом могут значительно снизить издержки на единицу выпуска даже при неизменной технологии, ценах и количестве используемых ресурсов.
Изменений в политике государства. Так, повышение налогов, расширение лицензирования ведут к росту издержек предприятий, и наоборот, снижение налогов, сокращение лицензирования уменьшают их издержки.
Наличие внутренних ресурсов. При увеличении наличных ресурсов кривая производственных возможностей общества смещается вправо, что влечет за собой смещение кривой совокупного предложения тоже вправо. Увеличение предложения внутренних ресурсов снижает цены на них, и в результате уменьшаются издержки на единицу продукции. Следовательно, при любом уровне цен все фирмы будут производить и выбрасывать на рынок больший реальный объем национального продукта, чем раньше. И наоборот, уменьшение предложения ресурсов приведет к увеличению цен на них и смещению кривой совокупного предложения влево.
Земля. Земельные ресурсы могут увеличиться, например, благодаря открытиям полезных ископаемых, орошению, новым техническим усовершенствованиям, которые позволяют нам превратить то, что раньше было «нересурсом», в ценные факторы производства. Увеличение предложения земельных ресурсов приводит к уменьшению затрат на землю и тем самым к снижению издержек на единицу продукции и, как следствие, к увеличению совокупного предложения. И наоборот, увеличение затрат на землю приведет к увеличению издержек на единицу продукции и снижению совокупного предложения.
Пример: рассмотрим пример того, как ввод новых земель под засев картофелем меняет объем производства. Опять воспользуемся данными с сайта Минсельхоза www.mcx.ru за 2003г. (данные в приложении в таблице 2.). Проведем регрессионный анализ, где в качестве регрессора будет ввод посевных площадей, а в качестве объясняемой переменной - сбор картофеля (рис.9). Результат оценивания приведен ниже.
POSEV2003
= 0.1405714276*SBOR2003 + 37.5217054
Рис
9. Зависимость сбора в 2003г. картофеля от
посевной площади
Видно, что сбор картофеля увеличивается на 0,14 ед при увеличении земель на 1 ед. Таким образом, ввод новых земель влияет на предложения картофеля, что и доказывает идею этого пункта.
Трудовые ресурсы. Около 70% затрат предприятий идет на заработную плату рабочим и служащим. Следовательно, при прочих равных условиях, изменения в заработной плате оказывают существенное влияние на издержки на единицу продукции и на характер кривой совокупного предложения. Увеличение имеющихся в распоряжении трудовых ресурсов приводит к уменьшению цены на рабочую силу, а их уменьшение - к увеличению этой цены.
Капитал. Совокупное предложение имеет тенденцию к повышению, когда общество наращивает запасы капитала. Это произошло бы, например, если бы общество решило сэкономить большую часть своего дохода и направить свои сбережения на покупку инвестиционных товаров. Точно таким же образом при улучшении качества капитала издержки производства уменьшаются, а совокупное предложение увеличивается. Например, фирмы в течение нескольких лет заменили оборудование плохого качества новым, более совершенным оборудованием. И наоборот совокупное предложение сократится, если уменьшится количество и ухудшится качество капитала страны.
Предпринимательские способности. Количество предприимчивых людей в экономике с течением времени изменяются, и поэтому кривая совокупного предложения смещается. Вполне возможно, что особое внимание, уделяемое средствами массовой информации в последнее время тем, кто нажил состояние благодаря своей предприимчивости, увеличит количество людей, стремящихся к предпринимательской деятельности, и это сместит кривую совокупного предложения вправо.
Товары-заменители имеются не только в потреблении, но и в производстве. Понятно, что рост цены или сокращение издержек на товар-заменитель ведут к тому, что производитель увеличивает его выпуск в ущерб выпуску другого блага. Легко догадаться, как поведет себя производитель в случае снижения цены или увеличения издержек на товар-заменитель.
В производстве можно встретить не только товары-заменители, но и взаимодополняющие блага (их иногда называют “блага совместного предложения”). Примером могут быть мясо и шкуры животных. Допустим, если растет спрос на кожаные куртки и их цена, и, соответственно, спрос на шкуры и их цена тоже растут, то предложение шкур не может быть увеличено без увеличения производства и предложения мяса, хотя ни цена, ни какие иные неценовые факторы его предложения (кроме рассматриваемого) не меняются [9].
К ним можно отнести, прежде всего, природные явления. Например, снег во Флориде может привести к сокращению предложения цитрусовых, а его отсутствие зимой в Центрально-Черноземном районе России - погубить озимые, и, следовательно, сократить предложение пшеницы [3].
Пример: рассмотрим сбор картофеля по федеральным округам в 2000-2003г.
Таблица
3. Сбор картофеля по округам РФ в 2000-2003гг.
Округ | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
Российская Федерация | 146 | 155 | 152 | 169 |
Центральный | 167 | 160 | 155 | 171 |
Северо-Западный | 213 | 219 | 204 | 221 |
Южный | 88 | 102 | 110 | 123 |
Приволжский | 168 | 178 | 169 | 193 |
Уральский | 150 | 177 | 159 | 196 |
Сибирский | 186 | 205 | 204 | 218 |
Дальневосточный | 124 | 127 | 133 | 143 |
Источник: сайт министерства сельского хозяйства
На
графиках ниже можно видеть резкий спад
в 2002г. сбора картофеля по всем округам
(кроме Южного и Дальневосточного).
Рис
10. Сбора в 2003г. картофеля в округах РФ
Это обусловлено тем, что в этом году по большинству округов погодные условия были неблагоприятными для картофеля (www.mcx.ru раздел аналитические материалы). В связи с этим предложение на рынке было сокращено.
Ожидание
понижения цен в будущем увеличивает предложение
в настоящем, и наоборот. Например, в крупных
городах России зимой 1998-99 гг. агентства
по недвижимости увеличили предложение
жилья, ожидая дальнейшее снижение цен
в долларовом эквиваленте в силу прогнозируемого
ими падения реальных доходов населения
и ужесточения контроля над крупными расходами
[2]. Изменения в неценовых факторах приводят
к изменениям в предложении, отражающимися
соответствующими сдвигами кривой предложения
(рис. 4)
Рис.
4. Изменения в предложении Старое предложение
(тонкая линия) сдвигается вправо (толстая
линия)
Если наблюдается увеличение предложения, то кривая сдвигается вправо, если уменьшение, - то влево. Цена самого блага остается прежней.
Ресурсы, будь то отечественные или импортные, увеличивают наши производственные мощности. Импортные ресурсы снижают затраты и поэтому уменьшают издержки на единицу реального объема национального производства в нашей стране. Отсюда можно сделать следующий вывод: снижение цен на импортные ресурсы увеличивает наше совокупное реальные объемы произведенного и купленного продукта будут равны в экономике наступит равновесие [7].
Соотношение между ценой товара и его предложением может быть представлено как в табличной форме, так и графически, в виде кривой предложения. Колебания в цене товара приводят к изменениям величины предложения, выражающимся в движении по кривой предложения.