Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 07:15, курсовая работа
Цели работы:
Ознакомиться и описать основные понятия теории предложения
Дать определения функции, графика предложения и совокупного предложения.
Привести основные неценовые факторы предложения.
Дать некоторые примеры неценовых факторов предложения.
Задание на курсовую работу………………………………………………2
План ………………………………………………………………………...3
Введение 4
Основные понятия теории предложения 5
Функция предложения 6
Совокупное предложение 7
Ценовая эластичность предложения и ее измерение 9
Определяющие факторы ценовой эластичности предложения 10
Неценовые факторы предложения 13
Издержки на создание предлагаемого блага 13
Выгодность товаров-заменителей 18
Выгодность дополняющих товаров 20
Непредсказуемые события 20
Ожидание будущих изменений цен 21
Цены на импортные ресурсы 22
Заключение 23
Приложение 24
Литература 30
План
Задание на курсовую работу………………………………………………2
План ………………………………………………………………………...
Введение 4
Основные понятия теории предложения 5
Функция предложения 6
Совокупное предложение 7
Ценовая эластичность предложения и ее измерение 9
Определяющие факторы ценовой эластичности предложения 10
Неценовые факторы предложения 13
Издержки на создание предлагаемого блага 13
Выгодность товаров-заменителей 18
Выгодность дополняющих товаров 20
Непредсказуемые события 20
Ожидание будущих изменений цен 21
Цены на импортные ресурсы 22
Заключение 23
Приложение 24
Литература 30
Введение
Цены в рыночной экономике являются главными носителями информации. На рынке покупатель и продавец общаются посредством цен. Когда растет цена блага его предложение тоже, как правило, растет. В то же время, если растет общественная потребность в каком-либо благе, то ее удовлетворение за счет расширения производства нередко предполагает, что производитель «вознаграждается» более высокой ценой.
Во многих случаях каждая дополнительная единица поставляемой на рынок продукции требует больших издержек по сравнению с предыдущей. В то же время рост цены при прочих равных условиях может делать более прибыльным для производителя расширение выпуска какого-либо блага. И, наконец, с течением времени, если цена в какой-либо отрасли остается высокой, в нее войдут новые производители. Таким образом, будет расширено рыночное предложение.
В силу наличия ряда исключений из рассмотренной нами связи («выше цена - больше предложение») экономисты предпочитают воздерживаться от утверждений о наличии закона предложения.
Но цены не единственный фактор предложения. Существует набор «неценовых» факторов [10].
Цели работы:
Ознакомиться и описать основные понятия теории предложения
Дать определения функции, графика предложения и совокупного предложения.
Привести основные неценовые факторы предложения.
Дать некоторые примеры неценовых факторов предложения.
Предложение
показывает различные количества блага,
которое продавцы желают и способны поставить
по различным ценам в данный период времени.
Объемом предложения называют количество
какого-либо товара, которое желает продать
на рынке продавец или группа продавцов
в единицу времени при определенных условиях.
К числу этих условий относятся: цена данного
товара, цена других товаров, характер
применяемой технологии, наличие и размер
налогов и дотаций, природные условия,
ожидания производителей. Сумма кривых
предложения отдельных производителей
- индивидуальные кривые предложения (тонкие
линии) суммируются в кривую общего предложения
(толстая кривая) (рис.1.)
Рис.
1. Индивидуальные и общая кривая предложения
Изменение величины предложения имеет место тогда, когда в результате изменения цены блага происходит движение по кривой предложения.
Введем теперь понятие «функция предложения». Функция предложения выражена уравнением, показывающим количественную зависимость между предложением блага и всеми определяющими его факторами.
Функцию предложения можно записать как [1]:
QS = f(Pg, Cg, s1 … sn, c1 … cm, U, Peg),
где QS - предложение блага, которое есть функция от Pg - реальной цены данного блага (ее изменения и порождают движение по кривой предложения), а также от Cg - издержек на создание предлагаемого блага, s1 … sn - выгодности товаров-заменителей, c1 … cm - выгодности дополняющих товаров, U - непредсказуемых событий и Pеg - ожидаемой цены данного блага (изменения которых определяют сдвиги самой кривой спроса).
Функцию предложения можно представить в сокращенной форме, - только как зависимость от реальной цены данного блага. Функция предложения может быть представлена, например, как некая абстрактная линейная функция
QS = -c + d*P (1)
или как такая же функция с некими условными числовыми значениями (рис.2.)
QS
= -20
+ 4*P (2)
Рис. 2. Линейная функция предложения
Совокупное предложение - это модель представленная кривой, которая показывает уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом этому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают на рынок, является прямой, или положительной [5].
Существуют большие разногласия по поводу природы и формы кривой совокупного предложения. Эта кривая состоит из трех определенных сегментов, или отрезков (рис.3.).
Форма кривой совокупного предложения отражает изменение издержек на единицу продукции при увеличении или уменьшении объема национального производства. Издержки на единицу продукции можно рассчитать путем деления производства при полной занятости. Это справедливо не только потому, что рабочий день и размеры рабочей силы иногда можно увеличить сверх нормальных пределов. Но и потому что периодически фактический ВНП превышает потенциальный ВНП. Так, в фазе процветания экономики ежедневный рабочий день и рабочая неделя могут увеличиваться. Рабочие могут также прибегнуть к совместительству, то есть к такой практике, когда человек работает в двух местах. Но нам достаточно сказать, что существует определенный реальный объем национального производства, который соответствует полной занятости.
Три сегмента кривой совокупного предложения определяются как
кейнсианский (горизонтальный)
промежуточный (отклоняющийся вверх). На промежуточном отрезке между Q и Qf мы видим, что увеличение реального объема национального производства сопровождается ростом уровня цен. Это происходит потому, что вся экономика практически состоит из бесчисленного количества рынков товаров и ресурсов и полная занятость возникает неравномерно и неодновременною. Поэтому, когда реальный объем национального производства QQf, в некоторых отраслях промышленности может появиться дефицит и другие узкие места в производстве. Расширение производства также означает, что, когда оно станет работать на полную мощность, некоторым фирмам придется использовать более старое и менее эффективное оборудование. При увеличении объема производства на работу принимают менее квалифицированных рабочих. По всем причинам издержки на единицу продукции увеличиваются, и фирмы должны назначить более высокие цены на товары, чтобы производство было рентабельным. Поэтому на промежуточном отрезке увеличение реального объёма национального продукта сопровождается ростом цен.
классический (вертикальный) отрезки.
Форма кривой совокупного предложения вызывает большие споры. Некоторые экономисты, которых называют представителями классической или неоклассической школы, утверждают, что вся кривая является вертикальной, а изменения совокупного спроса сравнительно безобидны, поскольку оказывают влияние только на уровень цен и не затрагивают объема производства и занятость. Кейнсианцы, считают, что кривая совокупного предложения либо горизонтальная, либо восходящая и поэтому такое уменьшение совокупного спроса имеет отрицательные и очень дорогостоящие последствия для производства и занятости.
С изменением цены блага меняется не только спрос на него, но и его предложение. Таким образом, имеет место ценовая эластичность предложения.
Ценовая эластичность предложения есть реакция предложения блага в ответ на изменение цены. Ценовая эластичность предложения есть процентное (относительное) изменение в количестве предлагаемого блага деленное на процентное (относительное) изменение в цене блага [6].
Это же можно выразить через очень простую формулу:
ES = DQS%/DP%, (3)
где ES - ценовая эластичность предложения, а DQS% означает относительное изменение предложения, выраженное в процентах.
Значения ценовой эластичности предложения положительны. Это связано с тем, что предложение блага и его цена меняются в одном направлении.
Если ES > 1, то предложение эластично. Предложение является эластичным, когда на каждый процент изменения цены предложение изменяется более чем на один процент.
Если ES < 1, то предложение неэластично. Предложение является неэластичным, когда на каждый процент изменения цены предложение изменяется менее чем на один процент.
В силу положительного наклона кривой предложения цена и расходы покупателей (выручка продавца) меняются однонаправлено на всем протяжении кривой. Поэтому единица как значение ценовой эластичности предложения не играет той важной роли, о которой речь шла при рассмотрении ценовой эластичности спроса.
Вертикальная линия предложения имеет нулевую эластичность, а горизонтальная кривая предложения имеет бесконечное значение эластичности. Из двух пересекающихся линий предложения та из них имеет меньшую ценовую эластичность, чей наклон круче. Если сравнить ценовые эластичности предложения у линий предложения, выходящих из начала координат, то независимо от угла наклона, значения эластичностей у всех из них будут равны единице. На рис. 4 изображены три кривые предложения, выходящие под различными углами из начала координат.
Рис.
4. Кривые предложения с единичной ценовой
эластичностью.
На каждой из них соотношение относительных изменений количеств предлагаемого блага и цены одинаково. Это еще раз подчеркивает то обстоятельство, что только по наклону кривой нельзя судить о значении эластичности.
Ценовую эластичность предложения определяют следующие факторы [4].
Изменение издержек по мере роста выпуска. Восходящая форма кривой предложения определяется изменениями дополнительных издержек предприятия на каждую последующую единицу продукции. Если темпы прироста их велики, то эластичность предложения будет невысокой. Однако если эти темпы сравнительно низки, то эластичность предложения, напротив, будет высокой. Темпы же изменения затрат на единицу продукции, в свою очередь, определяются способностью предприятия вовлекать в производство дополнительные ресурсы. Если это возможно без повышения оплаты услуг этих ресурсов, то, при прочих равных условиях, предложение будет бесконечно эластичным (графически оно представлено прямой горизонтальной линией). Однако когда привлечение дополнительных ресурсов требует все больших издержек, то эластичность предложения снижается (кривая предложения становится все круче).
Временной период. Ценовая эластичность предложения в решающей мере определяется тем, какой временной период мы рассматриваем.
Мгновенный период. Здесь предложение неспособно отреагировать на изменение в спросе. Выпуск не меняется. Приспособление к изменению в спросе осуществляется только за счет повышения равновесной цены с Р1 до P2. Ценовая эластичность предложения равна нулю. Даже если у предприятия имеются в наличии свободные, неиспользуемые ресурсы, то оно не сможет мгновенно среагировать расширением выпуска и предложения на увеличение в спросе.