Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2011 в 17:07, дипломная работа
Задачи написания курсовой работы:
* раскрыть основные причины и виды безработицы.
* пояснить понятия: фрикционная, структурная и циклическая безработица, безработица добровольная, вынужденная, скрытая и застойная.
* раскрыть понятие естественного уровня безработицы и как он измеряется.
* рассмотреть социальные и экономические последствия безработицы.
- проанализировать ситуацию на рынке труда г. Магнитогорска.
- рассмотреть задачи и меры государственного регулирования занятости.
Введение. 3
1. РЫНОК ТРУДА. 5
1.1 Роль рынка труда. 6
1.2 Структура и сущность рынка труда. 8
1.3 Регулирование рынка труда. 10
1.4 Роль государственных служб занятости на 13
современном рынке труда в России
2. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ. 15
2.1 Занятость в системе рыночных отношений. 16
2.2 Основные задачи государственного регулирования занятости. 20
2.3 Причины и формы безработицы. 24
2.4 Уровень безработицы в г. Магнитогорске и Уральском
Федеральном округе. 26
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
5. ПРИЛОЖЕНИЯ 30
1.2 Роль рынка труда.
Современный этап развития
Возрастание роли человеческого фактора в производстве подтверждено результатами экономических исследований ведущих американских ученых. Начиная с 1929 года главным источником роста производительности труда и национального дохода США в триаде ‘ труд - земля - капитал ’ является первый фактор, охватывающий совокупность образовательных, квалификационных, демографических и культурных характеристик рабочей силы.
В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает. Связано это с тем, что по мере расширения и углубления, особенно в последние два десятилетия, научно - технологической революции, освоения сложных технологий и распространения ЭВМ народное хозяйство уже не может обходиться без массовой творческой деятельности.
Впервые в истории производительные силы выходят на такой уровень развития, при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности работников значительной части профессий и широкого использования в сфере общественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний. К рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции; удержание низкой себестоимости изделий путем постоянного совершенствования методов производства; индивидуализация всех видов и форм производственного и непроизводственного обслуживания.
В
новых, более эффективных
Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического и организационного обновления, постепенно превращается в экономику непрерывного развития, для которой характерно практически постоянное совершенствование методов производства, принципов управления, эксплуатационных характеристик товаров и форм обслуживания населения.
Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.
Исследования
показывают, что активный созидательный
труд в настоящее время в той
или иной мере входит в содержание
деятельности большей части работающего
населения, прежде всего специалистов
с высшим и средним специальным образованием,
административно - управленческого персонала,
высококвалифицированных рабочих, работников
услуг. 2
1.3 Регулирование рынка труда.
Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном секторе, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики. Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и прочие.) Эти программы содействуют определенной стабилизации социально- экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены труда, в прямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.
Значительна
и посредническая роль государства
на рынок труда. Оно частично берет
на себя функцию поиска и предоставления
рабочих мест, а также создания
общенациональной сети по трудоустройству.
Государственные системы обучения и переобучения
рабочей силы содействуют максимально
быстрой адаптации последствий и меняющихся
требований рынка.
Политика государства на рынке труда направлена на:
Видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли- продажи рабочей силы и регистрацию безработных. Первые биржи труда были открыты в первой половине XIX века. В России биржи труда возникли в начале ХХ века. Они создавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с биржами труда в России до 1917 года получили широкое распространение платные частные посреднические конторы. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, подчиненные министерством труда. В их задачи входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в- четвертых, профориентация молодежи. Деятельность бирж труда оказывает не очень большое влияние на рынок труда, направления выдаваемые биржами труда, не являются обязательными для предпринимателей. Многие предприниматели нанимают работников непосредственно через отделы кадров своих предприятий, что позволяет особенно квалифицированным работникам не пользоваться услугами бирж труда, а связываются напрямую с предприятиями.
Важнейшей
формой регулирования рынка труда
должно стать не трудовое законодательство,
а индивидуальное трудовое соглашение.3
В
настоящее время задачи посредничества
в подыскании места работы решают
государственные центры (службы) занятости
и негосударственные
На рынке труда многих стран государственная служба занятости занимает особое монопольное положение, которое имеет две разновидности. Первая заключается в том, что служба централизует все операции по найму. Вторая разновидность означает менее жесткий вариант. В РФ государственная служба занятости занимает монопольное место на рынке труда и в то же время не подходит под каноны ни первой, ни второй разновидности этой монополии.
Противостояние государственных и частных агентств по найму обусловлено прежде всего несовершенством законодательства, согласно которому практика частного найма во многих странах запрещена. В ряде стран (США, Канада, Италия) деятельность частных агентств легитимна. Отношения между государственными и частными органами по трудоустройству традиционно строятся на трех принципах: контроле, конкуренции и сотрудничестве.
Государственная служба занятости занимает монопольное место в качестве посреднической структуры на рынке труда России, за исключением г. Москвы и ряда крупных городов, где функционируют альтернативные службы занятости, частные агентства по временному и постоянному найму.
Мировой опыт говорит о том, что через государственные органы занятости находит работу лишь 1/3 ищущих работу. Большинство людей, прежде чем обратиться в государственную службу занятости, проходят через сито частных агентств, альтернативных служб занятости, специальных посреднических контор. Поскольку подобного спектра организаций на российском рынке труда еще нет, процент обратившихся в государственные органы настораживает. В настоящее время можно выделить по крайней мере следующие причины нежелания людей, потерявших работу, обращаться в ЦЗН.
Говоря о финансовой стороне вопроса можно отметить следующие причины: предполагается, что предприятия, высвобождающие работников, должны информировать их о необходимости регистрации в ЦЗН. Однако у предприятий нет ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию. Более того, предприятия, сокращающие занятых, скорее всего находятся в трудном материальном положении и для них выгоднее не информировать работников, поскольку в таком случае они не будут выплачивать им пособие за третий месяц; Закон о занятости включает положение о том, что граждане России, получающие выходное пособие от предприятий, не могут претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа потерявших работу и получивших выходное пособие не видят смысла обращаться в ЦЗН. Из опроса клиентов службы занятости выяснилось, что среди других, наиболее часто встречающихся причин нежелания обращаться в ЦЗН, назывались такие как "через государственные ЦЗ можно трудоустроиться лишь в государственном секторе", "в ЦЗ обращаются только уволенные за нарушение трудовой дисциплины".
Как бы ни были субъективны оценки людей, неоспоримым является то, что большинство не имеющих работы не пользуется услугами органов службы занятости. Эта субъективная информация ценна и ее изучение позволит оказывать влияние на мотивационный механизм человека, желающего трудоустроиться.4
Официальные
данные по трудоустройству центрами занятости
до 2004г. приведены в приложении №6. Заметны
увеличения численности трудоустроенных
всех слоев населения. Положительная динамика
трудоустройства центрами занятости говорит
о возросшем доверии безработных к этим
учреждениям и, как следствие, о возросшем
количестве обратившихся.
2.
ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Достижение
высокого уровня занятости - одна из основных
целей макроэкономической политики
государства. Экономическая система,
создающая дополнительное количество
рабочих мест, ставит задачу увеличить
количество общественного продукта и
тем самым в большей степени удовлетворить
материальные потребности населения.
При неполном использовании имеющихся
ресурсов рабочей силы система работает,
не достигая границы своих производственных
возможностей. Немалый урон безработица
наносит и жизненным интересам людей,
не давая им приложить свое умение в том
роде деятельности, в каком человек может
наибольшим образом проявить себя, или
же лишая их таковой возможности, из-за
чего люди переносят серьезный психологический
стресс. Из вышесказанного можно сделать
вывод, что показатель безработицы является
одним из ключевых показателей для определения
общего состояния экономики, для оценки
ее эффективности.
2.1 Занятость в системе рыночных отношений
Еще
совсем недавно рабочая сила
в нашей стране не рассматривалась
в качестве товара. Несомненно, однако,
что в реальной жизни, не очень
сопряженной с полит
Главное, что отличает наш рынок труда от реального, это наличие административных, правовых и экономических ограничений, все еще препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для большинства работников. Это и наличие регистрации, формально заменившей прописку, и отсутствие реального рынка жилья при его огромном дефиците, и неразвитость механизмов государственного регулирования и социальной поддержки в сфере занятости.