Рынок труда и занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 08:46, реферат

Описание

В отличие от других рынков рынок труда характеризуется высокой степенью неопределенности, особенностью функционирования, поскольку имеет дело со специфическим товаром. В этой связи исследование процессов формирования рынка труда и разработка адекватной системы его регулирования является для России одной из приоритетных задач, требующих решения в ближайшее время.

Экономическая основа трудовых отношений в нашей стране за последние полтора десятилетия претерпела серьезную трансформацию. Изменились и сами трудовые отношения. В частности, возросла роль таких форм занятости, которые либо запрещались, либо находились в зачаточном состоянии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..………………………….3

Глава I. Рынок труда и его характерные особенности

I.1 Рынок труда и его субъекты………………………………………….…………………………….4

I.2 Особенности эволюций российского рынка труда…………………….………………………….5

I.3 Особенности рынка труда и занятости в современной России……………………….………….7

Глава II. Государственная политика в области содействия занятости населения

II.1. Цели и задачи федеральной политики занятости в переходный период…………………………………………………………………..….…………………………….9

II.2. Программа занятости как механизм реализации

политики на рынке труда…………………………………...…………………………………………..10

Заключение ……………………………………………………..……………………………….……….12

Список Литературы …..……………………………………….......…………………………………….14

Работа состоит из  1 файл

РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)

-социальная  защита от безработицы.

Мировой опыт выработал два основных типа воздействия на уровень занятости: 1.активный (стимулирование создания новых рабочих мест и предложения труда, меры по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях); 2. пассивный (выплата пособий безработным).

Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и мн. др). Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают нестабильность рынка.

Социальная  защита населения в условиях рынка  осуществляется через механизм перераспределения  доходов на основе введения « черты  бедности» в России, как и в  других странах, на уровне « прожиточного минимума».

Значительна и посредническо - вспомогательная роль государства на рынке труда. Она частично берет на себя функции поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации к меняющимся требованиям рынка.

Кроме того, в правовом государстве на сегодняшний день действует т.н. система социальных защитных устройств, которые применяются для обеспечения экономической безопасности трудящихся. Первым элементом такой системы является регулирование занятости. Многие государства предпринимают следующие действия:

-сокращают  законодательно установленную продолжительность  рабочего времени в период массовой безработицы;

- рекомендуют  осуществлять на предприятиях  « разделение рабочих мест»  между тружениками (для увеличения  занятости);

- досрочно  увольняют на пенсию работников  государственного сектора экономики,  которые не дослужили до пенсии 2-3 года;

- создают  новые рабочие места и организуют  общественные работы ( в области  инфраструктуры- для постройки высококачественных  дорог и т.п.) особенно для хронически  безработных и молодежи;

- сокращают  предложение рабочей силы на  рынке труда; ограничивают иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулируют репатриацию ( возвращение на родину) иностранцев и др.

Видное  место на сегодняшний день в регулировании  занятости занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.

Государственная служба занятости населения существует в стране уже в течение 15 лет, ее первоначальной задачей является оказание содействия занятости граждан. Государство реализует конституционные права граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, что, безусловно, важно для большинства из них, работающих по найму (95%). Ведь по результатам последней Всероссийской переписи населения для 48 миллионов человек доходы от трудовой деятельности являются единственным источником средств к существованию. «Российская газета» от 31.03.2004г. №65,с.15

Безработными  признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. «Гарантии и компенсации при безработице».При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

Порядок регистрации безработных граждан  определяется правительством Российской Федерации (ст.3 Закона РФ « О занятости населения в Российской Федерации»).

Рынок труда представляет собой с социальной стороны систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый  на данный период баланс интересов  между выступающими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Степень развитости рынка труда характеризуется институциализацией противоречивых интересов этих субъектов рынка труда - ассоциаций предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзов, с другой.

В широком  смысле механизм госрегулирования включает экономические, юридические, социальные и психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда. Они осуществляются через систему трудоустройства - широкую сеть бюро занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки.

Меры  косвенного регулирования рабочей  силы: налоговая, денежно-кредитная  и бюджетная политика правительства, совершенствование законодательства о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т.п.

Меры  косвенного регулирования рынка  рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования  и воздействуют на динамику занятости  и безработицы посредством воздействия  на коньюктуру. Таким образом, современное  государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследовав  вопрос рынка труда как в России, так и в непосредственно в  регионе, заключается в следующем:

1.Рынок труда - это система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве.

2. Объектом  купли - продажи на рынке труда является право на использование рабочей силы, предметом торга является определенный вид способностей человека и продолжительность его применения.

3. Рынок  труда имеет ряд особенностей. К рынку труда относится не только сфера обмена (купля - продажа) труда, но и сфера воспроизводства трудового потенциала ( рыночные механизмы образования, профессиональной подготовки и пр.), но и сфера использования труда (рыночные механизмы управления персоналом на производстве).

4. Особенностью  формирования рынка труда в  России является гипертрофированное развитие скрытой безработицы, в состав которой включаются лица, формально занятые в народном хозяйстве, но которые в связи с сокращением объемов производства могут быть высвобождены.

5. Из  классических форм безработицы  в экономике России отмечается  рост фрикционной и структурной форм. Уровень циклической безработицы вырос после финансового кризиса в августе 1998 года, но снизился с началом промышленного подъема 1999 года. Вместе с тем растет застойная (хроническая) безработица, связанная с низкой мобильностью и слабой конкурентоспособностью безработных на рынке труда.

6. В  последние годы наметилась тенденция  к сокращению уровня безработицы.  Общий потенциал безработных  в России в 1997г. оценивался  в 15% экономически активного населения,  а к середине 2001 года он снизился до 8,5%, а по исследования проведенным в 2009 году уровень безработицы стал ещё ниже, он составил 6.6%.

7. Безработица  в России носит ярко выраженный  региональный характер. Это социальное  явление в наибольшей мере  затронуло менее развитые, аграрные регионы и регионы с наиболее высокой долей ВПК.

8. Государственными  мерами борьбы с безработицей  в России являются:

-создание  Федеральной государственной службы  занятости, основой которой являются  региональные центры занятости  населения;

-поощрение государственными субсидиями частичной занятости, выдача кредитов под заработную плату на начальных этапах переходного периода в России;

-долгосрочный  выход на пенсию широко использовался  для предотвращения безработицы  среди госслужащих в начале  переходного периода;

-расширение  программ переподготовки;

- социальная  помощь безработным через пособия  по безработице.

9.В нашем  регионе наряду с территориальными  программами занятости населения  весомый вклад в стабилизацию  ситуации на рынке труда вносят  такие областные программы, действующие на территории области, как «Финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий», «Государственная поддержка социально-экономического развития отдаленных труднодоступных территорий», «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса» и другие.

10. Однако, в целом относительно спокойное  отношение государственных органов  к проблемам занятости вызывает  тревогу. Плохо изученные (слабоструктурированные) скрытые виды женской и молодежной  безработицы во многих регионах  становятся факторами нарастающих социальных опасностей. Эти категории безработных, потерявшие работу вследствие структурно- регрессивных спадов производства, кризисно - депрессивного состояния того или иного региона, пополняют трудовые ресурсы теневой экономики, криминальных структур (спекулянтов, рэкетиров, проституток и т.д.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон « О занятости населения РФ» от 19.04.1991 №1032-1 с изм. и доп.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: издательско-книготорговый центр « Юринформ», 2002

3.Борисов Е.Ф. Экономическая теория :Учебник.-М.: Юрайт-Издат,2005

4.«Гарантии и компенсации при безработице».//Социальное обеспечение.№6-март 2005. С.32-33

5. Гимпельсон В., Капелюшников. « Нестандартная занятость и российский рынок труда».// «Вопросы экономики» №1-2006

6. Журавлева Г.П. Экономика: учебник/Г.П. Журавлева.-М.: Экономистъ, 2005

7. Итоги социально-экономического развития Тюменской области за 1-е полугодие 2006г.// « Тюменские известия» 11 августа 2006.№166

Информация о работе Рынок труда и занятости