Рынок труда в России: современные тенденции и направления развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы автор ставит– показать сущность рынка
труда в сегодняшних условиях. Осветить в первой части на теоретические вопросы сущности рынка труда, во второй – современное состояние рынка труда в России, и в третьей – перспективы его развития.

Содержание

Введение 3
1. Сущность рынка труда, его типология и структура 4
1.1 Определение рынка труда 4
1.2. Типология и структура рынка труда 5
1.3 Рынок труда и заработная плата. 7
2. Современное состояние рынка труда в России 11
2.1 Безработица в современной России 15
2.2 Цели и задачи политики занятости 18
2.3 Перспективные направления политики занятости 21
2.4 Роль и место государственных служб занятости
на современном рынке труда в России 24
3. Перспективы развития рынка труда 26
Заключение 31
Список литературы 32

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003.doc

— 223.50 Кб (Скачать документ)

Рынок побуждает человека повышать качество труда, совершенствовать себя как носителя рабочей силы с тем, чтобы иметь возможность дороже продать свой специфический товар и уверенно чувствовать себя в условиях конкуренции. Эти положения и являются стимулом к высоким показателям эффективности и качества труда в рыночной экономике. Они закладываются на стадии найма на работу и в процессе организации труда. Решение всех этих вопросов в таком ракурсе позволит преодолеть кризисные явления в экономике.

Купля-продажа рабочей силы является главным типом сделки, на котором держится рынок и все общество. Но роль этой сделки в Российской Федерации сводится на нет. Правительство приняло решение о «приоритете налогов перед зарплатой». Ни в одной стране такого положения не существует. Тем самым нарушена эквивалентность обмена, которая должна обеспечивать равновесие всей системы рынка.

Вторая чисто российская особенность проявляется в том, что необоснованно устанавливается цена рабочей силы. Колебание цены присуще любой рыночной системе. Однако есть нижний предел, за которым исчезает рыночная экономика. Это стоимость воспроизводства рабочей силы. В нашей стране не только нет воспроизводства, но и деградирует та рабочая сила, что имелась в России еще три-четыре года назад. В обществе растет напряженность из-за невыплат зарплаты, ее необоснованно низкого размера, а потому снижается квалификация работающих. Совокупные расходы на работника не соответствуют ни советскому, ни рыночному типу отношений. Решение этих проблем требует соблюдения всех принципов рыночной экономики.

Каждая из сторон должна руководствоваться определенными правилами. Работодатели (нанимающая сторона) исходят из своих потребностей, условий, требований к нанимаемому работнику, которые определяются наличием свободных мест, квалификационно-профессиональным уровнем, половозрастной характеристикой работника и другими его качествами. Наемный работник (нанимаемая сторона) исходит из уровня и условий оплаты труда, меры его привлекательности и т. п. Если совпадают векторы спроса и предложения, то становится возможным заключить соглашение о найме. Трудовые отношения строятся на контрактных, договорных началах. Контракт представляет собой договор двух сторон на определенный период. Он может быть прекращен или продлен по желанию обеих сторон. В нем излагаются условия, которые должна соблюдать каждая из сторон. При нарушении обязательств пострадавшая сторона вправе расторгнуть контракт, на условиях не выгодных для нарушившей стороны.

Условия контракта и конкурентоспособность являются действенными рычагами рыночной экономики, способствуют поддержанию интереса работника к производительному труду и достижению высоких результатов. Одновременно они определяют ответственность работника перед работодателем и трудовым коллективом.

Наиболее прогрессивной формой договорных отношений, регулирующих трудовую деятельность, являются уставные договоры (типовые для предприятий государственных, акционерных обществ, товариществ, частных и др.). Они опираются на трудовые отношения, заданные в уставе этих предприятий. Все эти положения должны учитываться в трудовых отношениях предприятий и при организации оплаты труда работников всех категорий.

2. 1 Безработица в современной России

 

Любой экономический кризис независимо от причин его возникновения всегда сопровождается спадом производства, связанным со снижением спроса у потенциальных покупателей, а также с нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов. Производители вынуждены экономить и сокращать производство. Одним из достаточно распространенных способов экономии является сокращение рабочего персонала.

Таблица 1. Реальный уровень ВВП в РФ(в трлн. руб.).

2003 г.

2004 г

2005 г

2006 г

2007 г

2008 г

8 045,2

8 632,5

9 254,0

9 846,3

10 574,9

11 431,4

 

Таблица 2. Номинальный уровень ВВП в РФ (в трлн. руб.)..

2003 г.

2004 г

2005 г

2006 г

2007 г

2008 г

10 830,5

13 243,2

17 048,1

21 624,6

26 882,9

32 988,6

 

Данные таблицы являются прямым подтверждением закона Оукена, описанного в первой части работы, который гласит следующее: если циклическая безработица увеличивается на 1%, то фактический ВВП отстает от потенциального на у %.

Тем самым мы видим, что за счет увеличение уровня безработицы в России, отставание уровня фактического ВВП становится больше от потенциального. Тем самым Россия теряет деньги за счет недопроизводства.

В России безработными считаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. Как отмечают отечественные и зарубежные ученые, принятая система учета безработицы в нашей стране не отражает действительных тенденций в развитии российского рынка труда, поскольку большинство безработных не регистрируется на биржах труда, предпочитая искать работу самостоятельно или прибегая к услугам негосударственных посреднических структур (кадровых агентств и др.).

В 90-е годы безработица в России носила массовый характер. Самый высокий уровень безработицы в нашей стране был зафиксирован в 1995-2000 гг. – до 7 млн. чел. имели официальный статус безработных. В период с 2002 по 2007 год уровень безработицы в РФ ежегодно снижался. А в 2007 году была достигнута минимальная отметка – 4,2 млн. чел.

Мировой финансовый кризис вызвал производственный спад во многих экономических отраслях. В октябре 2008 года по России пошла волна сокращений. Самыми слабыми звеньями оказались строительство, металлургия, автопром, а также кредитные и банковские учреждения.

По оперативным данным Федеральной службы государственной статистики, безработица в РФ в ноябре 2008 года увеличилась по сравнению с III кварталом 2008 г. на 8 %. Службой занятости было поставлено на учет по безработице 1,5 млн. чел. В то время как, по результатам опросов, проводимых Росстатом, безработными на конец ноября себя считали 5 млн. чел., что составляет 6,6 % всего трудоспособного населения [12].

При этом нельзя забывать о категории так называемой латентной безработицы. Дело в том, что официальная статистика учитывает только тех безработных, которые обратились в службу занятости, а также тех, кто во время опроса признался в потере работы. Однако никак не учитываются те граждане, которые работали без официального оформления по ТК и потеряли источник дохода в связи с кризисными трудностями работодателя. Специфика занятости в России такова, что уровень латентной безработицы вполне может быть соизмерим с официальными данными.

По данным Росстата, лишь треть россиян, лишившись работы, регистрируется в государственных службах занятости. К 1 сентября 2009 года, по обновленным данным Росстата, в России насчитывалось 6 млн безработных, из которых 2,1 млн. были официально зарегистрированы на бирже труда. По прогнозам Минэкономразвития, в текущем году общая безработица составит 6,8 млн. человек, в то время как регистрируемая — только 2,2 млн.

Вместе с тем, уровень безработицы в стране распределяется неравномерно. Самый высокий уровень безработицы в Южном федеральном округе — 10,5%. Эта цифра также ниже, чем в пиковый период, когда она составляла 11,5%, но существенно выше, чем в среднем по стране. Самые высокие показатели по уровню безработицы наблюдаются в Республике Ингушетия, Чеченской Республике и Республике Калмыкия.

Правительство заявляет, что «в целом с конца апреля до начала октября наблюдается снижение численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, на 0,4% в неделю».

Между тем последние события показывают, что конец года ознаменуется массовыми сокращениями на целом ряде предприятия. Как уже писал BFM.ru, масштабные сокращения осуществляются на ГАЗе, «АвтоВАЗе», «GM—Автовазе»; а Сбербанку предстоит в ближайший месяц уволить тысячи человек [11].

2.2 Цели и задачи политики занятости

             

      Политику занятости нельзя сводить лишь к помощи безработным,  как  это

наблюдается сегодня в России, где все разговоры вертятся вокруг адаптации  к

рынку традиционных контингентов риска,  испытывающих  трудности  в  процессе поиска  работы   или   находящихся   под   прямой   угрозой   высвобождения. Теоретической  базой  для  столь  упрощенного  взгляда   является,   видимо, вульгарная  трактовка  пространства  рынка  труда  как  сферы,  охватывающей исключительно безработных и вакансии, а  не  всю  совокупность  отношений  в области занятости.

      В  мировой  науке  и  практике  уже  давно  сформировалось   и   нашло

практическое  воплощение  понимание  политики  занятости   как   инструмента наиболее полной реализации и развития трудового потенциала населения.  Меры, направленные на помощь  безработным,  составляют  органическую  часть  этого более  широкого  контекста.  Так,  документ,  подготовленный   Международным центром экономического роста, ставит в один ряд  с  сокращением  безработицы следующие стратегические цели политики занятости:

. более полное использование недоиспользуемой рабочей силы;

. создание возможностей продуктивной и хорошо оплачиваемой занятости;

. инвестирование в человеческий капитал в целях  увеличения  индивидуальной производительности в сочетании с адаптированием технологических процессов к возможностям работников;

. стимулирование механизмов адаптации к  требованиям  рынка  (прежде  всего  содействие развитию производственной и социальной инфраструктур) Политика  занятости  призвана  задействовать   весь   круг   факторов, определяющих  успех  трудовой  деятельности  человека,  критериями  которого служат обычно размер  заработков,  стабильность  занятости,  продвижение  по службе и т.д. Некоторые из этих факторов  зависят  от  свойств  и  установок самого человека, другие находятся вне его. К первым  относятся  качественные параметры рабочей силы (уровень образования и  профессиональной  подготовки, состояние здоровья, наличие позитивной  трудовой  мотивации),  ко  вторым  - состояние экономической  конъюнктуры,  прежде  всего  структура  и  динамика рабочих мест.

Информация о работе Рынок труда в России: современные тенденции и направления развития