Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:11, курсовая работа
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.
Государство как субъект рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления и местным самоуправлением.
Второй компонент – экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами рынка труда. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые регулировали бы взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли бы их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали бы социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы записаны в Конституции Российской Федерации, в законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (1991г.) (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 22 марта 1996г.)*, других законах. Они конкретизируются в указах Президента РФ, решениях правительства, в Генеральном, региональных, отраслевых соглашениях, принимаемых ежегодно или на два года, в коллективных договорах предприятий.
Успешное функционирование рынка также невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости – разработки и осуществления Федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и т.д.
Безработица и социальные выплаты, связанные с ней, – необходимый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для его переподготовки и повторного вовлечения в трудовой процесс, законом «О занятости населения в Российской Федерации» предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсаций при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и т.п. Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров. Она представляет собой сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д.
Центры подготовки и переподготовки рабочей силы обеспечивают повышение ее конкурентоспособности, повышают шансы безработных влиться в состав занятого населения.
Все компоненты рынка труда в совокупности обеспечивают сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, а также определенную социальную защиту. В итоге взаимодействие всех компонентов рынка труда нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.
Рынок труда в России
еще не сформировался, но все его
основные компоненты имеются. И поэтому
можно сказать, что рынок труда,
хотя и несовершенный, в России есть.
О нем можно составить
Так, о масштабах и структуре рынка труда, прежде всего в узком смысле, можно судить по обороту рабочей силы в народном хозяйстве и отдельных отраслях. Под оборотом рабочей силы понимается отношение принятых на работу и уволенных по разным причинам к среднесписочной численности работников. Если речь идет о выбывших, то говорят об обороте по выбытию, если о принятых, то имеют в виду оборот по приему.
Рынок трудовых ресурсов в узком смысле – это скорее потенциальный рынок трудового резерва. Он представлен выпускниками учебных заведений, которые готовят рабочих, специалистов, менеджеров. К этому рынку относятся военнослужащие, подлежащие увольнению, особенно в связи с сокращением Вооруженных Сил России, и домашние хозяйки, чье материальное положение пошатнулось и они хотят пойти работать. Сюда же можно отнести лиц, лишенных свободы, но амнистированных или ожидающих досрочного освобождения.14
2.2. Проблемы функционирования рынка труда в России и регионах
На современном этапе развития экономики сложились реальные предпосылки для реализации стратегических целей развития страны: повышения благосостояния населения и уменьшения бедности на основе развития эффективной занятости, обеспечивающей динамичный и устойчивый экономический рост. Однако ситуация на общероссийском рынке труда пока еще характеризуется наличием ряда проблем, требующих своего решения, куда относятся:
- невысокая экономическая
эффективность занятости в
- основными тенденциями
спроса на общероссийском
- основными тенденциями предложения на рынке труда являются: временное увеличение численности трудовых ресурсов, рост фактической безработицы; расширение теневых форм предложения труда; переизбыток предложения экономистов, юристов, учителей; отставание рынка образовательных услуг от запросов экономики; рост предложения труда в виде совместительства, в целях подработки;
- превышение предложения
рабочей силы над спросом,
- растущее расхождение
между структурой спроса на
рабочую силу и структурой
ее предложения:
- усиливающаяся регионализация
рынков труда, появление
- наличие нелегальной трудовой миграции;
- низкая конкурентоспособность рабочей силы на мировом рынке труда, что затрудняет внешнюю трудовую миграцию.
По состоянию на 26 декабря 2008 г. 186 организаций уже заявили о переводе части работников на режим неполного рабочего времени, предоставлении вынужденных отпусков, а также простое. При этом суммарная численность работников, находившихся в простое по вине работодателей и работавших неполное рабочее время, а также работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе работодателей, составила 81195 человек.
По данным мониторинга на конец ноября 2008 г. численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 1 млн. 293 тыс. человек.
В январе эта цифра
превысила 1,5 млн. человек. При этом
наиболее значительные увольнения в
связи с ликвидацией
В феврале 2009 года численность экономические активного населения была ниже, чем в ноябре 2008 г., на 1,1 млн. человек, или на 1,5%. Данное сокрашение полностью определяется уменьшением численности занятого населения. Численность безработных в начале 2009 года было выше на 1,8 млн. человек (на 1/3 выше), чем в ноябре 2008 года и феврале 2008 года, согласно методологии МОТ. Уровень безработицы в феврале 2009 года составил 9,5% и был на 2,5-2,4% процентного пункта выше, чем в ноябре 2008 г. и феврале 2008 года. . По оценкам Института народно-хозяйственного прогонозирования РАН к середине 2009 года число безработных вырастет на 270-340 тыс. человек, большая часть увольнений коснётся офисных работников и чиновников.
Самый низкий уровень
безработицы, по методологии
Уровень безработицы
– отношение численности
Самый низкий показатель
в марте был отмечен в
Уровень безработицы - отношение численности безработных к численности экономически активного населения – в России в марте 2011 г составил 7,1 проц. Уровень занятости населения - отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста - составил 62,8 проц.17
Таким образом, современная ситуация на общероссийском и региональном рынке труда характеризуется наличием ряда проблем, в числе которых: низкая экономическая эффективность занятости, рост фактической безработицы, превышение предложения рабочей силы над спросом, растущее расхождение между структурой спроса на рабочую силу и структурой ее предложения и др. Все это требует соответствующих государственных мер по поддержке рынка труда.18
2.3. Перспективы развития рынка труда в России и регионах
Перспективы развития российского рынка труда до 2020 г., изложены в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации», разработанной Минэкономразвития России.
По мнению специалистов указанного Министерства, развитие рынка труда в долгосрочной перспективе будет формироваться под воздействием сокращения совокупного предложения на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте за период 2007-2020 гг. более чем на 10 %. Серьезное значение в рамках развития интеграции российской экономики в мировое хозяйство будет иметь конкуренция за работников, прежде всего наиболее квалифицированных, со стороны стран – экономических лидеров. Такая конкуренция будет приводить как к повышению требований данной части работников к рабочим местам в российской экономике (в области заработной платы, социального пакета, условий труда и т.д.), так и к обострению проблемы сокращения совокупного предложения на рынке труда.
Одновременно, высокие темпы роста экономики будут устойчиво способствовать росту спроса на труд, и, следовательно, увеличению стоимости труда. Свой вклад в развитие данной тенденции вносит также высокий уровень квалификации российских работников.
Удорожание трудовых
ресурсов и конкуренция за их наиболее
квалифицированную часть предъя
В этих условиях основными
источниками компенсации
Целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание условий для эффективного использования квалифицированного труда, развитие эффективной, ориентированной на конечный результат инфраструктуры рынка труда.
В сопоставлении с другими странами в российской экономике существует непропорционально много работников, с одной стороны, с высокой (45% всех занятых), и, с другой стороны, с самой низкой квалификацией (24 %). Две трети российских работников имеют третичное образование – либо высшее (26,3 %), либо среднее специальное (35,7 %). В то же время недостает специалистов среднего уровня квалификации и образования: служащих, занятых подготовкой информации и квалифицированных рабочих. Относительно избыточный образовательный и квалификационный уровень российской экономики показывает значительный нереализованный потенциал повышения эффективности использования существующей рабочей силы, а также потребность в новом качестве профессиональной подготовки и образования, их большего соответствия нынешним и перспективным потребностями рынка труда.
Среди федеральных округов быстрее всего растет численность занятых в услугах в Южном, Приволжском и Центральном (без Москвы), т.е. в наиболее освоенной и плотно заселенной Европейской части страны. Сервисный сдвиг занятости заметен и в Сибири. Наоборот, в регионах Северо-Запада, а также на промышленном Урале и на Дальнем Востоке за годы экономического роста не произошло дальнейшего сдвига занятости в сектор услуг, т.е. опережающего роста занятости в этом секторе по сравнению с общей динамикой занятости. На динамику занятости влияет и динамика численности населения, поэтому Дальний Восток отстает из-за сильного миграционного оттока, а Северо-Запад и Центр – из-за сильной естественной убыли. Для Уральского округа слабый рост занятости в секторе услуг обусловлены другой причиной – сохранением повышенной индустриальной занятости, ведь в состав округа входят крупнейшие ресурсно-экспортные регионы, в том числе автономные округа Тюменской области. Схожая ситуация и в ресурсодобывающих регионах Северо-Запада.19