Рынок труда в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:41, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть особенности российского рынка труда.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Определить сущность и структуру рынка труда.
2. Провести анализ современного состояния рынка труда в России.
3. Дать характеристику рынка труда Владимирской области и особенностей его государственного регулирования.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные элементы рынка труда
1.1. Сущность и структура рынка труда в России
1.2. Занятость и безработица как основная характеристика рынка труда: сущность и содержание
Глава 2. Анализ современного состояния рынка труда в России
Глава 3. рынок труда Владимирской области и его государственное регулирование
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Рынок труда в современной России - курсовая Юр.ин..doc

— 4.07 Мб (Скачать документ)


 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Основные элементы рынка труда

1.1.  Сущность и структура рынка труда в России

1.2. Занятость и безработица как основная характеристика рынка труда: сущность и содержание

Глава 2. Анализ современного состояния рынка труда в России

Глава 3. рынок труда Владимирской области и его государственное регулирование

Заключение

Список литературы

Приложения

45

 



 

Введение

 

Актуальность исследования. Для миллионов людей трудовая деятельность является основным источником доходов и главным полем личностной самореализации. Уровень и качество их жизни напрямую зависят от того, как организован и как функционирует рынок труда.

Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Теория рыночной экономики рассматривает рынок труда в системе рынков экономических ресурсов (факторов). Вместе с тем важно учитывать, что труд обладает существенными отличиями от других экономических ресурсов. Это обусловлено психологическими, социальными и политическими аспектами трудовой деятельности, которые предопределяют особую роль рынка труда в системе социальных отношений и особое внимание, которое уделяется ему со стороны государства.

Рынок труда, прежде всего, является механизмом согласования интересов лиц, работающих по найму, и работодателей. Кроме этого, на рынке труда проявляются интересы государства, обусловленные необходимостью управления социальными отношениями.

Цель работы – рассмотреть особенности российского рынка труда.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

1. Определить сущность и  структуру рынка труда.

2. Провести анализ современного состояния рынка труда в России.

3. Дать характеристику рынка труда Владимирской области и особенностей его государственного регулирования.

Теоретические вопросы состояния рынка труда и его особенностей рассмотрены в многочисленных научных работах как отечественными, так и зарубежными авторами. Кроме того, аналитические материалы и статистические исследования достаточно часто публикуются в материалах периодической печати.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

При выполнении работы была использована учебная и методическая литература, материалы периодической печати, аналитические и статистические материалы Федеральной службы государственной статистики РФ.

45

 



 

Глава 1. Основные элементы рынка труда

 

1.1.    Сущность и структура рынка труда в России

 

Современный рынок труда - это система общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы, или с ее куплей и продажей. Ценой рабочей силы является заработная плата.

На рынке труда одна сторона (продавцы) представлена лицами (наемными рабочими), ищущими подходящую работу. Они продают свою рабочую силу, претендуют на вакансию в виде рабочего места (стоимость рабочего места - фондовооруженность труда).

Другая сторона (покупатели) представлена работодателями-предпринимателями или их представителями. Они покупают способность к труду.

Рынок труда имеет сложное строение. Прежде всего, из общей численности населения нужно выделить ту его часть, которая способна работать по найму. Но способность работать по найму не совпадает с понятием «трудоспособное население», к которому статистика относит лиц определенного возраста (у нас, например, это мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55). Тем не менее, в общей численности населения можно выделить 2 крупные группы: люди способные и неспособные работать по найму, которые в свою очередь подразделяются на определенные подгруппы. Схема, приведенная в приложении, отражает составные части рынка труда: они обособлены друг от друга, самостоятельны и каждая из них выполняет особую функцию, образуя единый рынок труда, который не может существовать без какой-либо одной части.

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором[1].

Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Система социального партнерства включает следующие уровни:

                 федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

                 региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

                 отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

                 территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

                 уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Социальное партнерство осуществляется в формах:

                 коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

                 взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

                 участия работников, их представителей в управлении организацией;
участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Рынок труда реализуется через государственную и коммерческие службы занятости (биржи труда), а также непосредственно через кадровые службы предприятий и учреждений или напрямую между работником и работодателем.

Результатом удовлетворения взаимного интереса работника и работодателя является договор найма, трудовой договор или контракт.

Рынок труда находится в непрерывном движении. За этим следит Федеральная служба занятости, она же ведет соответствующую статистику[2].

Происходящие на рынке труда процессы неразрывно связаны с демографической ситуацией в стране, динамикой различных половозрастных групп, уровнями рождаемости и смертности, количеством заключаемых браков и совершаемых разводов, составом семей, средним числом детей в семье и другими показателями.

Со второй половины 80-х гг. в России наблюдаются негативные демографические изменения: сокращение рождаемости, рост смертности населения, сокращение средней продолжительности жизни людей. Преодолению отрицательных тенденций в процессах воспроизводства населения призвана служить политика государства, направленная на стимулирование рождаемости, упрочение семьи, снижение заболеваемости и смертности населения.

С середины 1993 г. в нашей статистике осуществлен переход на рекомендуемую международными конференциями статистиков труда и Международной организацией труда систему классификации населения, в соответствии с которой оно делится на экономически активное и экономически неактивное.

45

 



 

1.2. Занятость и безработица как основная характеристика рынка труда: сущность и содержание

 

Основополагающей характеристикой рынка труда является занятость. Как экономическая категория занятость - это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода.

В Законе «О занятости населения в Российской Федерации» занятость определяется как «общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход)». Это определение занятости отражает как ее социально-экономическое, так и правовое содержание. Занятость является одним из важнейших макроэкономических показателей[3].

Современная экономическая наука рассматривает в качестве ключевых три основных цели макроэкономической политики - достижение высоких темпов экономического роста, стабильности цен и высокого уровня занятости. Но занятость имеет не только экономическое, но и социальное содержание. Она отражает потребность людей не только в доходах, но и в самовыражении через общественно полезную деятельность, а также степень удовлетворения этой потребности при определенном уровне социально-экономического развития общества.

Таким образом, занятость в контексте макроэкономической политики выступает в двух ролях:

1 - как часть общей макроэкономической политики, как правило, производная от основных целей,

2 - как самостоятельная цель, в данном случае выступающая в качестве объекта государственной политики занятости.

Влияние экономической политики на занятость, соответственно, также осуществляется либо через меры, связанные с изменением темпов роста ВВП и инфляции, либо непосредственными мерами по стимулированию и оптимизации занятости[4].

С середины 1993 г. в нашей статистике осуществлен переход на рекомендуемую международными конференциями статистиков труда и Международной организацией труда систему классификации населения, в соответствии с которой оно делится на экономически активное и экономически неактивное.

Экономически активное население (рабочая сила) это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность этой группы населения включает занятых и безработных.

Занятость - деятельность граждан для удовлетворения личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, заработок, трудовой доход.

Занятыми считаются граждане:

- работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;

- занимающиеся предпринимательской деятельностью;

- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

- проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы;

- проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);

- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций[5].

К занятым в составе экономически активного населения относят лиц обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лиц моложе 16 лет, которые в рассматриваемый период:

а) выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу;

б) временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин;

Информация о работе Рынок труда в современной России