Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:41, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть особенности российского рынка труда.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Определить сущность и структуру рынка труда.
2. Провести анализ современного состояния рынка труда в России.
3. Дать характеристику рынка труда Владимирской области и особенностей его государственного регулирования.
Введение
Глава 1. Основные элементы рынка труда
1.1. Сущность и структура рынка труда в России
1.2. Занятость и безработица как основная характеристика рынка труда: сущность и содержание
Глава 2. Анализ современного состояния рынка труда в России
Глава 3. рынок труда Владимирской области и его государственное регулирование
Заключение
Список литературы
Приложения
Рис.5 Уровень безработицы
Средний возраст безработных в октябре 2009г. составил 35,1 года, в том числе безработных мужчин - 35,4 года, безработных женщин - 34,9 года.
Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,5%, лица в возрасте 50 лет и старше - 17,7% (рис.6).
Рис.6. Уровень безработицы по возрастным группам в октябре 2009 г.
Средняя продолжительность поиска работы безработными в октябре 2009г. составила у женщин 7,9 месяца, у мужчин - 7,8 месяца.
Безработица в значительной степени является застойной, особенно в сельской местности. Из 2,0 млн. безработных сельских жителей 38,0% находились в ситуации застойной безработицы (искали работу 12 месяцев и более).
По данным проведенного обследования, в октябре 2009г. 39,7% безработных использовали в качестве способа поиска работы обращение в государственные учреждения службы занятости населения, 56,3% безработных использовали в качестве способа поиска работы обращение к друзьям, родственникам и знакомым (таблица 6).
Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости населения. К концу октября 2009г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете 2,3 млн. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 2,0 млн.человек имели статус безработного, в том числе 1,7 млн.человек получали пособие по безработице.
Таблица 6
Безработные по способам поиска работы в % к общей численности безработных
| Обращение | Обращение | Подача | Обращение | Обращение | Другие |
2008г. | ||||||
Февраль | 32,8 | 1,8 | 15,2 | 54,7 | 23,7 | 11,3 |
Май | 35,8 | 2,0 | 13,4 | 56,4 | 23,0 | 10,5 |
Август | 31,8 | 2,7 | 15,0 | 57,4 | 22,4 | 12,2 |
Ноябрь | 32,9 | 3,5 | 14,8 | 57,0 | 25,9 | 12,2 |
2009г. | ||||||
Февраль | 40,9 | 3,1 | 20,7 | 54,1 | 25,0 | 10,2 |
Май | 41,7 | 3,1 | 20,5 | 58,2 | 25,0 | 11,7 |
Август | 39,0 | 2,9 | 22,7 | 54,5 | 23,2 | 9,5 |
Сентябрь | 37,5 | 3,4 | 23,3 | 53,7 | 23,1 | 10,8 |
Октябрь | 39,7 | 3,2 | 22,5 | 56,3 | 24,4 | 10,2 |
В октябре 2009г. получили статус безработного 370,6 тыс.человек. Размеры трудоустройства безработных были на 73,2 тыс.человек, или на 61,3% больше, чем в октябре 2008г. и составили 192,7 тыс.человек.
Рис.6 Движение численности безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, тыс.чел.
В октябре 2009г. нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости населения, на 100 заявленных вакансий составила 229,8 человека[17].
Таким образом, можно выделить следующие особенности развития рынка труда в России:
1. Высокий уровень безработицы. Причем, следует учесть и тот факт, что среди высвобождаемых работников по разным причинам наметилось увеличение незанятости среди выпускников высших учебных заведений.
2. Изменение распределения рабочей силы по секторам экономики - значительным потребителем рабочей силы стал частный сектор экономики. Относительно широкое распространение получила вторичная занятость, возникло немало рабочих мест, не требующих особой квалификации. Но при этом крупные промышленные предприятия сталкиваются с большими трудностями на пути поиска оптимальной численности работников, повышение эффективности их использования.
3. Появление большого числа беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве.
4. Трудовой потенциал общества используется все менее эффективно: объем производства сократился в гораздо большей степени, чем численность занятых, существовавший и ранее на многих предприятиях избыток рабочей силы стал еще более очевиден.
5. Глубокая территориальная дифференциация занятости - до 10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровнях безработицы по регионам объясняется степенью деловой активности в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности, на земле.
6. Низкий уровень пособий по безработице также выступает отличительной чертой российского рынка труда.
7. Размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости. В России сформирован и существует значительный сектор теневой экономики (порядка 40% производимого ВВП). Однако он достаточно криминализирован, нестабилен и поэтому для законопослушных граждан малопривлекателен.
8. Существенные различия между общей численностью и официально регистрируемой численностью безработных.
9. Финансово-банковская, торгово-посредническая сфера, а также сферы государственного управления имеют уже сложившийся сегмент рынка труда, который характеризуется высоким уровнем монополизации, высокими требованиями к квалификации работников и высоким уровнем заработной платы. Занятым в традиционном бюджетном секторе проникнуть в эти сектора достаточно трудно[18].
В завершении работы необходимо отметить, сегодняшний российский рынок труда характеризуется несбалансированностью и неравновесностью.
Перспективы выхода российской экономики из данного состояния во многом зависят от выбора модели занятости, применения эффективных методов регулирования рынка труда с целью устранения диспропорций и деформаций.
45
В январе–августе 2009 года в государственные учреждения центры занятости населения Владимирской области обратились за содействием в поиске подходящей работы 69269 человек, в т.ч. 60297 – не занятые трудовой деятельностью.
Признаны безработными 44873 человека.
Социальные выплаты назначены 47767 гражданам.
Снято с регистрационного учета 60309 человек, из них 50698 незанятых, в том числе 35314 безработных.
С начала года численность безработных увеличилась в 1,6 раза и на 1 сентября т.г. составила 26731 человек, из которых 24468 получают пособие по безработице.
В целом по области на 1 сентября 2009 года уровень безработицы, рассчитанный как отношение численности зарегистрированных безработных граждан к численности экономически активного населения, составил 3,4 процента, а к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте – 3,0 процента (таблица 7).
Таблица 7
Численность безработных граждан на 1.09.2009г
Муниципальные образования | Численность безработных (человек) | Уровень безработицы ( % ) |
городские округа: |
|
|
город Владимир | 5432 | 2,5 |
город Гусь-Хрустальный | 1295 | 3,3 |
город Ковров | 2343 | 2,5 |
округ Муром | 2677 | 3,4 |
город Радужный | 519 | 4,1 |
муниципальные районы: |
|
|
Александровский | 1145 | 1,6 |
Вязниковский | 2075 | 4,2 |
Гороховецкий | 597 | 4,4 |
Гусь-Хрустальный | 1289 | 4,8 |
Камешковский | 1378 | 7,2 |
Киржачский | 755 | 3,0 |
Ковровский | 445 | 2,3 |
Кольчугинский | 1405 | 4,3 |
Меленковский | 781 | 3,6 |
Муромский | 383 | 4,1 |
Петушинский | 412 | 1,1 |
Селивановский | 651 | 5,9 |
Собинский | 660 | 1,8 |
Судогодский | 1333 | 5,3 |
Суздальский | 511 | 1,8 |
Юрьев-Польский | 645 | 2,8 |
Итого по области:
| 26731 | 3,0 |
В январе-августе 2009 года при содействии органов службы занятости трудоустроено 35157 человек, из них 19568 безработных (рис.7).
Рис.7 Трудоустройство граждан
В оплачиваемых общественных работах приняли участие 4328 человек, из которых 3425 – безработные граждане.
На 1 сентября т.г. государственные учреждения центры занятости населения располагали сведениями о 8189 вакансиях.
В среднем по области на одно свободное рабочее место (вакантную должность) приходилось 3,6 соискателя.
Однако в ряде муниципальных образований ситуация на рынке труда более напряженная. Так в Вязниковском районе на одну вакансию претендовали 14 незанятых граждан, в Кольчугинском – 11, в Камешковском и Судогодском – по 9, в Ковровском – 8, в Меленковском – 7, в Гороховецком, Киржачском, Селивановском и г. Радужном – по 6, в округе Муром, Суздальском, Юрьев - Польском районах – по 5 (рис.8).
Рис.8 Изменение коэффициента напряженности
С начала года заявленная работодателями потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест и вакантных должностей составила 49092 человека, из них по рабочим профессиям – 40046.
Информационно-консультационные услуги оказаны 2239 работодателям.
По имеющейся информации на 2 сентября т.г. в предстоящие 3 месяца в организациях области планируется высвободить 2,2 тыс. работников[19].
Рис.9 Заявленная потребность в работниках
В течение января-августа т.г. государственные услуги по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации оказаны 3767 безработным гражданам (рис.10).
Рис.10 Профессиональное обучение безработных граждан
За государственной услугой по профессиональной ориентации обратилось 25931 человек.
Информация о положении на рынке труда предоставлена 98356 гражданам.
На 1 сентября т.г. обучение проходили 735 безработных граждан по 42 профессиям (специальностям)[20].
В настоящее время рынок труда нуждается в реформировании и поддержке государства. Серьезными проблемами рынка являются: неравномерное распределение трудовых ресурсов по территории России, несоответствие профессионального образования потребностям рынка, отток высококвалифицированных кадров за рубеж, нелегальная трудовая иммиграция.
Касаясь вопроса трудовой миграции в Россию, отметим, что на сегодняшний день были официально зарегистрированы лишь 1,1 млн мигрантов. В то же время, по различным оценкам, их численность доходит до 10 млн человек. Однако проблему дефицита кадров быстро растущей российской экономики нельзя решить за счет мигрантов из стран ближнего зарубежья, так как большинстве своем в Россию приезжают люди с низким уровнем квалификации.
Улучшению ситуации с трудовыми ресурсами может способствовать повышение уровня легализации доходов, создание условий труда, которые позволили бы обеспечить высокую производительность. Необходимо формировать современную инфраструктуру рынка труда, поощрять работников к активному поведению и формировать ответственное поведение у работодателей.
Отечественный рынок труда в значительной степени разбалансирован. Причем это относится ко всем его срезам - региональному, профессиональному, квалификационному, отраслевому, демографическому. Причины коренятся в несовершенстве законодательства, которое, несмотря на свою «разветвленность», не образует целостной системы.
Эффективно функционирующий рынок рабочей силы требует соблюдения ряда условий, в частности, продолжения приватизации и равенства форм собственности; реальной, а не формальной отмены прописки, препятствующей свободному перемещению рабочей силы; создания рынка жилья; организации эффективной системы содействия найму, переквалификации и материальной помощи безработным.
По большому счету, применение к России термина «гибкий рынок труда» неправомерно. Отечественный рынок труда качественно не соответствует параметрам рынков труда развитых стран, отличающихся высокой эффективностью распределения ресурсов в целях их оптимального использования. Эластичность заработной платы в нашей стране является отражением падения доходов от заработной платы и снижения возможностей для производительной занятости в реальном секторе, а также расширения системы неформальной самостоятельной занятости.
Во Владимирской области также разработана и осуществляется Программа мероприятий по снижению напряженности на рынке труда области.
По состоянию на 15 сентября 2009 г. государственными учреждениями центрами занятости населения:
- заключено 159 договоров с 17 предприятиями об организации опережающего профессионального обучения 1797 работников, находящихся под угрозой увольнения;
- заключен 273 договор с работодателями о совместной деятельности по организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения. В рамках заключенных договоров организована временная занятость 27588 чел., в т.ч. 25589 работников из числа находящихся под угрозой увольнения. Более половины работников, предупрежденных о предстоящем высвобождении, либо находящихся в режиме простоя или неполного рабочего времени, участвуют в программе временного трудоустройства;