Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:41, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности спроса и предложения на рынке труда на примере фирмы Nokia.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Понятие рынка труда…………………………………………………………......6
1.1 Сущность и определение рынка труда………………………………………....6
1.2 Функции и квалификации рынка труда………………………………………..9
1.3 Механизм функционирования рынка труда………………………………….13
2. Анализ деятельности Nokia…………………………………………………….16
2.1 Краткая характеристика фирмы Nokia………………………………………..16
2.2 Спрос и предложение фирмы Nokia………………………………………..…19
Заключение…………………………………………………………………………25
Список литературы……………………………………………………..………….27
Министерство образования и науки Российской Федерации
Академия управления «ТИСБИ»
Курсовая работа
По дисциплине: Экономика фирмы
На тему: «Конкуренция и конкурентоспособность организаций (предприятий)»
Набережные челны
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
1. Понятие рынка труда……………………………
1.1 Сущность и определение
рынка труда………………………………………....
1.2 Функции и квалификации рынка труда………………………………………..9
1.3 Механизм функционирования рынка труда………………………………….13
2. Анализ деятельности Nokia…………………………………………………….16
2.1 Краткая характеристика фирмы Nokia………………………………………..16
2.2 Спрос и предложение фирмы Nokia………………………………………..…19
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался в качестве явления, присущего лишь капиталистическим странам, а безработица - как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Но вместе с тем рынок стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.
Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые лишились работы. Поэтому, такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы и рынок труда в целом, актуальны для экономики страны. Роль данного рынка чрезвычайно велика в силу того, что подавляющее большинство людей в любой стране, продавая свой труд, получают доходы именно благодаря ему.
Существовавшая ранее в нашей стране административно-командная система управления, при которой государство как собственник основных средств производства централизованно планировало необходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушила мотивацию к труду.
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием, происходящих процессов на рынке труда, становится безработица - но практически неизбежное явление общественной жизни.
На эволюцию российского рынка труда не мог не наложить серьезного отпечатка трансформационный кризис, в условиях которого она протекала. С одной стороны, России, как и странам ЦВЕ, не удалось избежать резкого сжатия совокупного спроса, последовавшего за либерализацией цен и сокращением государственного субсидирования предприятий, что имело крайне негативные последствия с точки зрения спроса на труд и общего уровня занятости. С другой стороны, под влиянием таких факторов как разрыв устоявшихся хозяйственных связей, новая структура относительных цен на товары и факторы производства, резкое обострение конкуренции и т.п. она столкнулась с необходимостью крупномасштабного перераспределения ресурсов, включая рабочую силу. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью изучения механизмов реализации проективной позиции компании и включения этих механизмов в методическое обеспечение конкурентных стратегий отечественных высокотехнологичных компаний.
Основной целью курсовой работы является разработка организационно-экономических методов и моделей формирования конкурентной стратегии для предприятия высокотехнологичной отрасли в современных условиях глобализации, основанная на исследовании и анализе успешного развития транснациональной корпорации, получающей положительный эффект от глобализации, и позволяющая использовать предлагаемые модели в качестве инструментов для принятия решений, касающихся конкретных стратегических выборов фирмы..
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие основные задачи:
1. Рассмотреть специфику товара на рынке труда.
2. Проанализировать изменения на рынке труда
3. дана краткая характеристика деятельности фирмы Nokia;
4. проанализировать динамику спроса и предложения на продукцию Nokia;
5. провести анализ по совершенствованию продвижения товаров;
Объектом исследования является фирма Nokia.
Предмет исследования – спрос и предложение на рынке труда на примере фирмы Nokia. Она состоит из двух глав. Первая глава называется понятия рынка труда. В ней рассматривается сущность, функции и механизмы функционирования рынка.
Вторая глава называется анализ деятельности Nokia. В ней рассматривается характеристика, а также спрос и предложения этой фирмы.
Цель исследования – изучить особенности спроса и предложения на рынке труда на примере фирмы Nokia.
В качестве источников информации при выполнении работы рассматривались различные учебные пособия, периодические журналы и газеты, а также различные интернет ресурсы.
1. Понятие рынка труда и его функции
1.1 Сущность и определение рынка труда
Рынок труда - это система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве.
Объектом купли-продажи на рынке труда является право на использование рабочей силы, предметом торга является определенный вид способностей человека и продолжительность его применения. Он характеризует также отношения в сфере занятости по поводу обмена функционирующих способностей к труду на денежный эквивалент жизненных средств, т. е. на заработную плату.
Обычно в экономической литературе понятия «рынок труда» и «рынок рабочей силы» используют как тождественные. В строго научном плане труд и рабочая сила как понятия не тождественны, но взаимосвязаны. Под рабочей силой понимают потенциальные способности человека к труду, а под трудом - целесообразную человеческую деятельность (или функциональную способность человека к труду). Труд не может быть осуществлен без способности к труду, а последняя реализуется в процессе трудовой деятельности.
Согласно определению Международной организации труда (МОТ), которого придерживаются многие зарубежные профсоюзы и специалисты по труду, рынок труда - это сфера, где предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, относительно заработной платы и условий труда. Данное определение носит институциональный характер, т. е. ориентируется на трудовые отношения и механизмы установления цены труда.
Специфика рынка труда во многом определяется особенностями того товара, который на нем представлен - труд. Но труд есть функция самого работника, затрата его физической и умственной энергии в процессе производства благ. Труд неотделим от человека как такового, он является формой жизнедеятельности личности и постольку не может объектом купли-продажи в политически и экономически свободном обществе. А экономическая и политическая свобода есть важнейшее условие рыночного хозяйства. Свободный человек не может быть продан, и, соответственно, не могут служить объектом купли-продажи неотделимые от него функции, в том числе и труд. Поэтому на рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда, количество и качество которых зависят от многих факторов - уровня профессиональной подготовки работника, его квалификации, опыта и других. Купля-продажа услуг выступает в форме найма свободного работника на определенных условиях, касающихся продолжительности рабочего дня, размеров заработной платы, должностных обязанностей и некоторых иных. На период найма работодатель - бизнес или государство - покупает право на использование услуг труда продавца, а не сам труд, собственником которого продолжает оставаться наемный работник.
Рынок труда имеет некоторые особенности, которые присущи исключительно ему:
- во-первых, большая продолжительность
взаимоотношений продавца и
- во-вторых, большую роль
на рынке труда играют
- в-третьих, значительное воздействие, которое оказывают на рынок различные институциональные структуры - профессиональные союзы, трудовое законодательство, государственная политика занятости и профессиональной подготовки, союзы предпринимателей и др.
Составляющими элементами рынка труда являются люди, которые выступают носителями рабочей силы и наделены такими человеческими качествами, как психофизиологические, социальные, культурные, религиозные, политические и др. Эти особенности оказывают существенное влияние на интересы, мотивацию, степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка труда.
Принципиальное отличие труда от всех других видов производственных ресурсов в том, что он является формой жизнедеятельности человека, реализации его жизненных целей и интересов. Именно поэтому цена труда представляет собой не просто разновидность цены за ресурс, а цену жизненного уровня, социального престижа, благополучия работника и его семьи.
1.2 Функции рынка труда
Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества, когда труд выступает важнейшим источником дохода и благосостояния. С экономической точки зрения труд - важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют главные функции рынка труда.
Социальная функция заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производительных способностей работников.
Экономическая функция рынка труда состоит в рациональном вовлечении, размещении, регулировании и использовании труда, что позволяет особо выделить размещающую и селективную функции.
Размещающая функция представляет собой размещение рабочей силы исходя и в соответствии со спросом. Данная функция предполагает, что организация и функционирование рынка труда должны служить рациональному размещению рабочей силы по отдельным предприятиям, отраслям и регионам. Формирование такой сети размещения является основой регулирования рынка труда на всех уровнях управления. Чем совершеннее система рынка труда, чем эффективнее методы достижения основных целей управления, тем заметнее проявление размещающей функции. Это означает, что эффективность экономики зависит от того, насколько оптимально происходит процесс функционирования системы рынка труда. В основном данная функция проявляется на региональном и макрорегиональном уровнях.
Селективная функция заключается
в выборе рабочей силы исходя из спроса
и предложения, а также исходя из профессионально-
Рынок труда выполняет также стимулирующую функцию, способствующую развертыванию конкуренции между его участниками, повышению заинтересованности в высокоэффективном труде, повышению квалификации и перемены профессии.
Классификация рынков труда осуществляется на основе самых различных критериев.
По критерию пространственной сферы рынка труда можно различать (применительно к федеральному типу построения государства и административному делению России) федеральный, республиканский, краевой, областной, городской, районный, сельский рынки труда, рынки труда мегаполисов (типа Москвы, Санкт-Петербурга и др.). На уровне межгосударственных социально-трудовых отношений можно выделить международный рынок труда, рынки труда межгосударственных регионов (европейский, латиноамериканский, среднеазиатский, стран СНГ).