Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:41, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности спроса и предложения на рынке труда на примере фирмы Nokia.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Понятие рынка труда…………………………………………………………......6
1.1 Сущность и определение рынка труда………………………………………....6
1.2 Функции и квалификации рынка труда………………………………………..9
1.3 Механизм функционирования рынка труда………………………………….13
2. Анализ деятельности Nokia…………………………………………………….16
2.1 Краткая характеристика фирмы Nokia………………………………………..16
2.2 Спрос и предложение фирмы Nokia………………………………………..…19
Заключение…………………………………………………………………………25
Список литературы……………………………………………………..………….27
По критерию временных параметров выделяются перспективный, прогнозный и текущий рынки труда.
По степени эластичности - гибкий и жесткий рынки труда.
В общей численности населения выделяют две крупные группы: люди, способные и не способные работать по найму.
Сегодня в развитых странах 90-95% всех занятых - лица наемного труда. Западные исследователи условно разделяют всех работающих по найму на две основные группы:
1) традиционная (регулярная, стабильная,
постоянная, продолжительная) рабочая
сила, для которой характерна
постоянная занятость в
2) гибкая (нерегулярная, нестабильная, периферийная) рабочая сила. В настоящее время в развитых странах увеличение гибкой рабочей силы является долговременной устойчивой тенденцией, важным показателем изменения структуры наемного труда.
По критерию соотношения спроса и предложения труда - равновесный (сбалансированный), дефицитный (спрос превышает предложение) и избыточный (предложение превышает спрос) рынки труда. Эти виды рынка труда могут иметь отношение к региональному, профессиональному, интегрированному рынку труда.
По критерию этапности выделяют формирующийся рынок, рынок переходного периода, зрелый (или развитой) рынок труда.
По критерию социальной
группы различают рынки
Труд определенной специальности, профессии проходит различные стадии жизненного цикла: от зарождения до угасания, отмирания. На стадии зарождения и расширения сферы применения данной профессии спрос на нее растет, затем уменьшается. Длительность каждой стадии определяется жизненным циклом технологического процесса и техники, вызвавших появление данной профессии.
При всей схожести развития экономики и социальной сферы ведущих стран политика занятости в любой из них привела к формированию разных моделей рынка труда. Это разнообразие можно свести к двум основным типам - внешний, или иначе его называют профессиональный, и внутренний рынок труда.
Движение кадров внутри предприятия или по горизонтали, когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы прежнему, или по вертикали, на более высокие должности или разряды. Профессии и квалификации работников носят специфический характер, обусловленный работой на данной фирме.
Подготовка работников по профессиям, специфическим для данной фирмы. Удерживая работников на предприятии, фирма может в этих условиях ориентироваться на более длительный период профподготовки и повышения квалификации работников, вкладывая в эти мероприятия значительные средства (система «непрерывного образования»).
В целом западные специалисты считают, что профессиональный рынок труда отвечает потребностям циклического развития производства, а внутренний - структурным изменениям в экономике. При этом на практике деление рынка труда на два типа весьма условно, так как общие тенденции развития производства сближают данные модели.
Существует множество факторов, вследствие которых происходит непрерывное увольнение наемных работников с огромного числа предприятий в любой стране с развитой рыночной экономикой. Происходит массовое перемещение наемных работников с одних рабочих мест, предприятий, отраслей на другие. В ходе такого перемещения, а также при выходе из сферы потенциального рынка труда образуются перерывы в работе по найму разной продолжительности. Следовательно, в каждый данный момент времени какая-то часть наемных работников находится между выходом из одних и включением в другие части рынка труда. Здесь труд, как и любой другой товар, циркулирует в качестве объекта торговли. В сфере обращения продавец этого товара постоянно перемещается между предприятиями в поисках покупателей, как бы циркулируя между ними. Эта сфера и называется циркулирующим рынком труда, где начинается его купля-продажа.
1.3 Механизм функционирования рынка труда
Основными элементами механизма функционирования рынка труда являются спрос на труд, предложение труда и цена труда.
Спрос на рынке труда.
Спрос на труд определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг с учетом совокупного спроса. Рыночное предложение труда для определенного вида труда при данной заработной плате есть сумма объемов предложения всех работников. Общее предложение труда в экономике зависит от численности работников, готовых продавать рабочую силу работодателям. Численность таких работников зависит от уровней рождаемости, смертности и миграции населения, физической способности быть производительным работником, доступности других источников существования (кроме зарплаты), личного выбора между работой и досугом, альтернативной стоимости наемного труда. Другие источники существования включают в себя пенсии, пособия, субсидии, проценты с вложенного капитала, дивиденды и любые другие доходы, для получения которых нет необходимости непосредственно работать.
Предложение на рынке труда.
Предложение труда также определяется потребностями людей трудоспособного возраста в нормальном воспроизводстве своих способностей и поддержании достаточного уровня благосостояния, а поэтому оно, так же как и спрос, зависит от величины заработной платы. Но зависимость здесь другая. Кривая предложения труда показывает, что при повышении реальной заработной платы возрастает предложение труда, а при ее снижении уменьшается. Индивидуальное предложение труда в рыночной экономике происходит на основе выбора между досугом (времяпрепровождение, не связанное с работой за плату) и работой с учетом двух ограничений: количества часов в сутках (которые нужно распределить между досугом и работой) и размера заработной платы.
При изменении последней на выбор работника оказывают влияние эффект дохода и эффект замещения.
До определенного момента рост заработной платы увеличивает предложение труда, которое достигает в точке максимального значения. После же достижения максимального уровня по мере дальнейшего роста заработной платы предложение труда (количество отработанного времени) начинает сокращаться. Одна и та же причина, а именно - увеличение заработной платы - приводит и к росту и к сокращению предложения труда.
Это происходит потому, что при найме на работу человек выбирает между трудом и свободным временем. При увеличении оплаты труда за каждый час отработанного времени работник воспринимает каждый час свободного времени как упущенную выгоду (недополученный доход). Эта выгода может быть реально получена при превращении свободного времени в рабочее время путем замещения свободного времени дополнительной работой. При повышении заработной платы есть стимул пожертвовать досугом в пользу высокооплачиваемой работы и получения более высокого дохода, на который можно приобрести дополнительные блага. В результате предложение труда растет. В данном случае имеет место эффект замещения.
Эффект дохода противоположен эффекту замещения и начинает проявляться тогда, когда работник достигает достаточно высокого уровня доходов и материального благополучия. Преобладание эффекта замещения или эффекта дохода при Данном уровне заработной платы зависит как от общей экономической ситуации, так и от самого работника, который принимает самостоятельное решение в соответствии со своими предпочтениями и интересами.
Равновесие на рынке труда.
Когда цена труда устраивает и работодателей, и продавцов рабочей силы, говорят, что рынок пришел в равновесие, находится в равновесии. Равновесие на рынке труда означает, что спрос на труд удовлетворяется полностью, а предприниматели готовы платить соответствующую заработную плату. Пересечение кривых спроса и предложения демонстрирует, что существует лишь одна цена, при которой интересы продавцов и покупателей совпадают, - это и есть равновесная цена труда, или заработная плата.
Любые отклонения от равновесной точки будут свидетельствовать о нарушении состояния полной занятости: т. А - превышение предложения над спросом, т. В - превышение спроса над предложением труда.
Поскольку превышение заработной платой ее равновесного уровня не может продолжаться долго (спрос на труд со стороны работодателя уменьшается), то происходит снижение заработной платы до равновесной и ниже в результате избыточного предложения труда. Затем начинается противоположный процесс, возвращающий заработную плату на уровень равновесной и выше. Колебательный характер достижения равновесия на рынке труда свидетельствует о том, что обе ситуации (безработица и наличие незанятых рабочих мест) не могут быть устойчивыми, они подвергаются коррекции со стороны рыночных механизмов в направлении восстановления положения полной занятости.
Наличие же устойчивой безработицы свидетельствует о действии на рынке труда неконкурентных факторов, способствующих устойчивости отклонения заработной платы вверх от ее равновесного уровня. К. таким факторам можно отнести государство, законодательно регулирующее рынок труда путем установления всех форм собственности, механизма индексации доходов, механизма социальной защиты населения, программ социальной политики и т.д.
Другим фактором является деятельность профсоюзов, усилия которых направляются на противостояние снижению спроса на труд, на искусственное ограничение предложения труда. Через систему заключения генеральных соглашений и коллективных договоров профсоюзы вынуждают предпринимателей соглашаться на повышенные условия оплаты труда для членов профсоюза. Практикуется заключение Договоров по образцу, когда заключенный договор с одной фирмой используется как эталон на переговорах с другой.
Итак, рынок труда - это такая экономическая среда или пространство, на котором в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.
2 Анализ деятельности Nokia
2.1 Краткая характеристика фирмы
Корпорация Nokia начала работать в области производства современного телекоммуникационного оборудования с середины 1960-х. гг.. В конце 80-х гг. Nokia стала одним из основных разработчиков оборудования стандарта GSM и в 1987 г. выпустила на рынок первый сотовый телефон. C октября 2005 г. корпорацию Nokia возглавляет Олли-Пекка Калласвуо (Olli-Pekka Kallasvuo). Nokia - публичная компания, акции которой котируются на Хельсинкской, Стокгольмской, Франкфуртской и Нью-йоркской биржах.
Корпорация Nokia производит как мобильные терминалы (бизнес-группы Mobile Phones, Multimedia и Enterprise Solutions), так и оборудование для операторов сотовой и фиксированной связи (подразделение Networks). В июне 2006 было объявлено об объединении подразделения Nokia Networks с соответвующим телекоммуникационным подразделением компании Siemens. Совместное предприятие с равными долями участия Nokia и Siemens станет мировым лидером, занимающим прочные позиции в наиболее важных и растущих секторах рынка технологий и услуг для фиксированных и мобильных сетей связи.
Корпорация Nokia начала деятельность тогда еще в СССР в 60-е годы. С 1993 г. интересы Nokia в Петербурге представляло предприятие Nokia Switching Systems (NSS). В 1997 г. было создано ЗАО «Нокиа» с головным офисом в Москве. Офисы Nokia есть в ключевых регионах России, а также странах СНГ. Продукты Nokia классифицируются по трём основным подразделениям: Mobile Phones -- классичесикие мобильные телефоны; Multimedia - мультимедийные компьютеры Nseries; Enterprise Solutions -- устройства бизнес-класса Eseries и специальное программное обеспечение.
Cовместно с розничными сетями в России и СНГ Nokia активно развивает программу «Авторизованные точки продаж Nokia», в рамках которой открываются фирменные салоны (Concept Stores) и фирменные отделы (Shop-in-Shops) Nokia. Основная цель данной программы - защита потребителей от поддельного и несертифицированного товара. При покупке продуктов Nokia в фирменном салоне или магазине, как и во всех авторизованных точках продаж, потребителю гарантировано, что он приобретает оригинальный, официально поставленный продукт со всей необходимой сервисной поддержкой. Фирменные отделы и салоны Nokia открыты в большинстве крупных городов России и СНГ, и их количество постоянно увеличивается
В декабре 2006 года в России открылся первый в мире флагманский магазин Nokia (Nokia Flagship Store) - в центре Москвы, неподалеку от Пушкинской площади. Главная задача флагманского магазина Nokia -- это презентация всего ассортимента продуктов и услуг Nokia, а также предоставление потребителям возможности в комфортной обстановке и на самом передовом оборудовании оценить все преимущества новинок Nokia и актуальных мобильных технологий.
Свое название Nokia получила в честь небольшого финского городка, в котором в середине 1800-х годов начала свою деятельность как производитель целлюлозы и продукции деревообработки. До 1992 года бизнес, связанный с сотовой телефонией и средствами беспроводной связи, занимал заметное, но далеко не ведущее место в деятельности компании. Nokia производила кабели, бытовую радиоэлектронику, автомобильные шины и технические изделия. Продажа аппаратуры сотовой связи приносила всего 20% валового дохода. Nokia занимала на рынке мобильных средств телефонной связи третье место, сильно отставая от признанных лидеров: Motorola и Ericsson.