Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 02:17, курсовая работа
Объектом исследования является рынок труда России.
Предмет исследования – теоретические вопросы формирования рынка труда, его проблемы, а так же практические аспекты функционирования рынка труда в условиях мирового экономического кризиса, развернувшегося осенью прошлого года.
Теоретической и методологической основой написания работы послужили труды ведущих российских и зарубежных экономистов, журналы и интернет источники.
Одной из основных целей макроэкономической политики является достижение высокого уровня занятости населения. Проблемы рынка труда и безработицы в России являются наиболее актуальными на сегодняшний день.
Изменения на рынке труда касаются каждого человека. Это влияет на выбор профессии, на необходимость повышения квалификации или изменения специальности. Умение анализировать ситуацию на рынке труда позволяет понизить риск нетрудоустройства и повысить возможность обретения востребованной профессии.
Общий уровень квалификации трудовых ресурсов сегодня таков, что предпринимательством успешно занимаются представители практически всех профессий, причем рабочие в данном отношении держат пальму первенства.
Реальные
основания для участия в развитии
производства, независимо от профессионального
статуса, имеют, прежде всего, получившие
современное среднее специальное, высшее
и научное образование, которое во всех
своих звеньях обычно в первую очередь
направлено на выявление и развитие творческих
способностей учащихся. Указанное образование,
не считая подавляющего большинства специалистов
с высшим и средним специальным образованием
и административно-
Чрезвычайно благоприятно на рынке труда сказывается развитие другого важного процесса – увеличение предприятий с коллективной формой собственности. Практика показывает, что предприятия с коллективной формой собственности имеют высокие среднеотраслевые показатели качества продукции и производительности труда. Рабочие и служащие с большим воодушевлением участвуют в совершенствовании производства и, вместе с тем, в случае необходимости, легче соглашаются на компромиссы в области зарплаты и временного увеличения длительности рабочей недели. Подобные производственные коллективы успешнее участвуют в конкурентной борьбе и устойчивее в периоды конъюнктурных рыночных колебаний. Внимательнее и гуманнее решаются проблемы переквалификации, повышения профессионального уровня, сокращения штатов. С целью социальной защиты рабочих и служащих создаются дополнительные цеха, конкурентоспособные дочерние предприятия.
Для современного интеллектуального рынка труда не характерно авантюрно- эксплуатационное, минутно-потребительское отношение к человеку, его возможностям, как совершенно не оправдавшее себя на практике. В масштабе экономики господствует многократно проверенный международной практикой, поощряемый во всех странах передовыми процветающими корпорациями принцип: «прежде чем с человека спрашивать, ему многое нужно дать». И потому современный рынок труда имеет мощную корневую систему. Он опирается на гигантские организационные структуры, охватывающие не только экономику, но и многочисленные государственные, общественные и частные институты, включая национальную систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации, институт семьи.
Еще совсем недавно рабочая сила в нашей стране не рассматривалась в качестве товара. Несомненно, однако, что в реальной жизни, не очень сопряженной с политэкономическими представлениями, миллионы людей вступали и вступают в отношения найма. Но, несомненно, и то, что существовавший рынок труда был в нашей стране своего рода квазирынком, порождением административной экономики, отягощенным многочисленными диспропорциями.
Переход России к рыночной экономике вызвал превращение рабочей силы в товар и привел к формированию специфического рынка - рынка труда. Характерным признаком регулируемого рынка труда является развитая инфраструктура, которая позволяет использовать различные организационные формы и методы, создающие условия для его развития.
Хотя исследованию инфраструктуры труда в настоящее время уделяется большое внимание, тем не менее, отдельные вопросы требуют пристального изучения. Прежде всего, требует уточнения понятие инфраструктуры рынка труда, установление взаимосвязи и соподчиненности элементов инфраструктуры рынка труда, их классификация.
В экономической литературе понятие инфраструктура рынка труда трактуется следующим образом:
1.
совокупность учреждений и
2.
инфраструктура рынка труда
3.
совокупность институтов
С точки зрения И. Бушмарина, инфраструктура рынка труда включает в себя, по сути, всю экономику, многочисленные государственные, общественные и частные институты, а также систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации и, что очень важно, институт семьи.
Такой подход дает основание рассматривать инфраструктуру рынка труда в широком и узком смысле. В широком смысле инфраструктуру рынка труда можно рассматривать как совокупность отраслей экономики и правовых институтов, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы. В узком смысле инфраструктуру рынка труда следует рассматривать как совокупность учреждений и организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих полную и рациональную занятость населения, а также достижение интересов, как работников, так и работодателей.
Обычно
отмечают, что главной социально-
Следует иметь в виду, что в условиях рыночной экономики под полной занятостью понимают такую занятость, когда работой обеспечивается то население, которое может и хочет работать. Под рациональной занятостью следует понимать такую занятость населения, которая создает условия для динамичного развития экономики и обеспечивает ее эффективное участие в международном разделении труда. Для реализации этой задачи, то есть обеспечения эффективной занятости населения, инфраструктура выполняет ряд функций:
-
содействие населению в
- обеспечение социальной защиты работников, выходящих на рынок труда;
- осуществление профессиональной подготовки и переподготовки;
- устанавливает контакты между работодателями и работниками;
- координирует деятельность различных органов, в той или иной степени связанных с осуществлением политики занятости и деятельности на рынке труда.
Таким образом, инфраструктура рынка труда представлена как составная часть этого рынка, включающая государственные и негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации, нормативно-правовую и финансовую среду, обеспечивающие нормальное функционирование рынка труда, наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением рабочей силы.
В настоящее время можно выделить следующие элементы инфраструктуры рынка труда, которые можно классифицировать по ряду признаков. Прежде всего, элементы инфраструктуры рынка труда делятся на государственные и негосударственные.
Пожалуй, особое место в системе элементов инфраструктуры рынка труда занимают государственные структуры. Как показал опыт стран с развитой рыночной экономикой, проблемы занятости не могут быть успешно решены без поддержки государства. Дефицит финансовых ресурсов в этом случае может привести к существенному росту безработицы
Европейская модель занятости, прежде всего, связывает создание новых рабочих мест в частном секторе экономики, но при этом государство берет на себя выплаты пособий по безработице. Другими словами, создание социально-ориентированной экономики, которая в том числе предполагает занятость населения и высокий уровень доходов, невозможно без государственной поддержки.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда и занятости является Федеральная служба по труду и занятости, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Необходимо особо отметить, что в России, где территория достаточно велика, определяющее значение в реализации государственной политики занятости принадлежит региональным и местным органам службы занятости, которые непосредственно предоставляют услуги населению по содействию в трудоустройстве. Именно способность местных отделений службы занятости удовлетворять самые разнообразные потребности населения в сфере занятости свидетельствует об эффективности всей организационной работы с экономически активным населением.
Территориальные органы и государственные учреждения службы занятости - это специальные организации, существующие за счет бюджета и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации, но в основном, в государственные структуры. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости – человек должен быть безработным.
Органы службы занятости совместно с органами власти Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.
Работу Федеральной государственной службы занятости возглавляет и организует федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами в области занятости населения. Территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
На
территориях субъектов
Существующая конкуренция на рынке труда приводит к тому, что на рынке, наряду с государственными структурами, все возрастающую роль начинает играть негосударственная система занятости, которая также занимается трудовым посредничеством. Она имеет ряд направлений своей деятельности.
Проблемой занятости населения на государственном уровне занимается биржа труда. Биржа труда - это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочим и предпринимателем при совершении сделки купли-продажи рабочей силы.
Биржа труда, как рыночная структура, выполняет следующие функции:
- сбор и анализ информации о рынке труда, его состоянии и перспективах;
- профориентация, переподготовка и трудоустройство населения;
- содействие территориальной и профессиональной мобильности;
-
участие в подготовке и
- контроль над соблюдением трудового законодательства;
-
постановка на учет