Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 02:17, курсовая работа

Описание

Объектом исследования является рынок труда России.

Предмет исследования – теоретические вопросы формирования рынка труда, его проблемы, а так же практические аспекты функционирования рынка труда в условиях мирового экономического кризиса, развернувшегося осенью прошлого года.

Теоретической и методологической основой написания работы послужили труды ведущих российских и зарубежных экономистов, журналы и интернет источники.

Одной из основных целей макроэкономической политики является достижение высокого уровня занятости населения. Проблемы рынка труда и безработицы в России являются наиболее актуальными на сегодняшний день.

Изменения на рынке труда касаются каждого человека. Это влияет на выбор профессии, на необходимость повышения квалификации или изменения специальности. Умение анализировать ситуацию на рынке труда позволяет понизить риск нетрудоустройства и повысить возможность обретения востребованной профессии.

Работа состоит из  1 файл

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место (Восстановлен).doc

— 294.50 Кб (Скачать документ)

    К основным негативным тенденциям, обусловленным обвалом мировой экономики, и оказывающим прямое влияние на рынок труда России, относятся:

    1. Рост численности безработных граждан. Уровень безработицы в РФ в I квартале 2009 года вырос на 33.9% до 7.107 млн. человек в годовом исчислении, по сравнению с предыдущим периодом - на 34.4%. Такие данные содержатся в докладе Росстата. В конце I квартала 9.5% экономически активного населения классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной организации труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных зарегистрированы 2.2 млн. человек, в том числе 1.9 млн. получают пособие по безработице. Численность экономически активного населения в I квартале составила 74.8 млн. человек, или более 53% от населения страны. В численности экономически активного населения 67,7 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 7,1 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ (приложение Б).

    Цифра безработицы в 9,5% от экономически активного населения РФ в целом по стране, как выяснилось, не мешает иметь безработицу выше 10% в пяти федеральных округах России. Она ниже лишь в Центральном (6,6%) и Северо-Западном (7,5%) округах. Более всего безработных в РФ, впрочем, не в традиционно лидирующем Южном округе, а в Приволжском - 1,68 млн. человек, 10,5% экономически активного населения. Среди промышленно развитых регионов уровень безработицы в 15% уже сейчас перешагнули два региона - Астраханская область и Коми. Татария, Башкирия и Челябинская область входят в десятку крупнейших по численности экономически активного населения регионов, в которых по состоянию на конец I квартала численность безработных превысила 10%. Напротив, большая часть десятки наиболее населенных регионов РФ - в нижней части списка, безработица в них, как правило, много ниже 7,5%. В  некоторых других субъектах РФ на конец I квартала 2009 года, суммируя официальные показатели безработицы и "предбезработицы", можно говорить о крайне серьезных проблемах на рынке труда. Прежде всего, это Саратовская, Самарская и Челябинская области, где число безработных и практически безработных составляет около 20% населения, а также Свердловская, Ярославская, Ульяновская области, где умеренная в общероссийском масштабе безработица сочетается с высокой "предбезработицей", Красноярский край с 14,48% официальной безработицы и 3,32% "предбезработицы" и Пермский край - 11,58% и 5,14% (близкая картина и в Кемеровской области). В этих регионах такое сочетание показателей уже не может объясняться "временными проблемами работодателей". Хотя в целом по стране численность безработных и уровень безработицы к концу I квартала 2009 года оказались в среднем на треть ниже, чем в феврале 1999 года, когда было отмечено их максимальное значение в 14,6% (приложение В).

    По  данным обследования населения по проблемам  занятости в апреле 2009 года, в численности безработных, по методологии МОТ, 725 тыс. человек (10%) составляли граждане, которым не может быть присвоен статус безработного в органах службы занятости населения. Среди них 315 тыс. человек (43%) - лица старше или моложе трудоспособного возраста, 281 тыс. человек (39%) - студенты и учащиеся в трудоспособном возрасте очных образовательных учреждений и 129 тыс. человек (18%) - пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях. Все эти категории в обследуемый период занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ.

     В апреле 2009 года общая численность безработных по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях, отнесенных к безработным) превышала численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, в 3,2 раза (в ноябре 2008 года - в 3,6 раза) (приложение Г).

    2. Активное введение режимов неполной занятости. Более 1000 российских предприятий  были вынуждены прибегнуть  к переводу значительной части своих сотрудников в режим неполного рабочего времени, предоставлять им неоплачиваемые отпуска, либо держать в простое, суммарная численность таких работником на сегодняшний день составляет 943 064 человека. В том числе:

    - численность работников, находившихся в простое по вине администрации, составила 279 891 человек;

    - численность работников, работавших неполное рабочее время, – 560 867 человек;

    - численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, – 102 327 человек.

    Все эти меры хоть и помогают предприятиям удержаться на плаву, сократив, таким образом, свои издержки, но все, же больше приводят к негативным последствиям в среднесрочной перспективе, искажая все экономические показатели.

    3. Рост задолженности по выплате заработной платы. Просроченная задолженность по заработной плате, по данным Росстата, на 1 мая 2009 года составила 9 млрд. 755 млн. руб., увеличившись на 8,3% по сравнению с 1 апреля 2009 года Данные получены от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства.

    Задолженность по состоянию на 1 мая 2009 года существовала перед 500 тыс. человек, из которых 51% – работники обрабатывающих производств, 12% - строительства, 10% - сельского хозяйства, 8% – транспорта, на долю работников, занятых в области культуры, образования, здравоохранения и социальных услуг приходилось 3%. Просроченная задолженность по зарплате из-за отсутствия у организаций собственных средств на 1 мая 2009 года составила 9 млрд. 269 млн. руб., или 94,5% общей суммы просроченной задолженности. По сравнению с 1 апреля она увеличилась на 718 млн. руб. (на 9,5%).

    Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней  составила 486 млн. руб. и снизилась по сравнению с 1 апреля 2009 года на 50 млн. руб. (на 9,3%), в том числе задолженность из федерального бюджета составила 219 млн. руб. (снижение на 11 млн. руб., или на 5,0%), бюджетов субъектов Российской

    Федерации - 152 млн. руб. (увеличение на 1 млн. руб., или на 0,8%), местных бюджетов - 115 млн. руб. (снижение на 40 млн. руб., или на 25,6%).

    3.2 Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год

    Кризис - время освобождения экономики от неэффективных предприятий. Поэтому будет применяться механизм банкротства для решения проблем, вызванных низким уровнем менеджмента, стратегическими ошибками в управлении, недостаточным вниманием собственников к эффективности их активов.  Смена собственников и менеджмента предприятий – объективный процесс и государство не будет ему препятствовать, оставляя за собой задачи защиты прав работников и сохранения стратегически важных производственных активов таких предприятий в ходе процедур банкротства.

    В то же время, предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам и временного снижения спроса на их продукцию, вправе рассчитывать на поддержку государства. Кроме того  государство собирается уделить особое внимание сохранению трудового потенциала, расширяя масштабы своей деятельности в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения.

    Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда.

    Субъектами   Российской      Федерации      приняты     82      региональные     программы,

    предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового  увольнения, создание временных рабочих  мест, организацию переезда увольняемых  на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные  мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

    Запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.

    Дополнительные  бюджетные средства выделяются в  виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации.

    Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета.

    Остальные средства будут перечисляться в регионы незамедлительно в зависимости от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы.

    Объем бюджетных ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание социальной поддержки безработных граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных граждан, будет увеличен на 33,95 млрд. рублей, в том числе 29,8 млрд. рублей на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными.

    Повышена  информированность работников и  работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области  занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных "горячих линий". Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения (проживающих во всех субъектах Российской Федерации), организована работа информационного портала "Работа в России". Обновление вакансий осуществляется еженедельно.

    Для обеспечения приоритетного права  российских граждан на трудоустройство  на вакантные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам Российской Федерации по сравнению с их предложениями.

    Правительство Российской Федерации совместно  с банками с государственным  участием и АИЖК проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу (в том числе в этих целях уставный капитал АИЖК увеличен на 60 млрд. рублей). Ведется работа по усилению адресности системы субсидий населению на компенсацию расходов по оплате услуг ЖКХ.

    В связи с кризисными процессами в  экономике в сложной ситуации окажутся студенты, в первую очередь  обучающиеся на платной основе, а  также студенты, воспользовавшиеся  или планировавшие воспользоваться  образовательными кредитами. Правительство предпримет ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением роли государственной поддержки. Будет также рассмотрена возможность фиксации платы за получение образования в рублях на весь период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат.

    3.3 Прогноз ситуации на рынке труда

    Рынок труда находится в постоянной динамике, развитие которой определяется рядом факторов, в том числе социально-экономическим положением, внесением изменений в законодательство РФ, структурными изменениями. С октября 2008 года в связи с ухудшением экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности в результате влияния мирового экономического кризиса, в сфере занятости и на рынке труда начались негативные процессы, главными из которых является рост безработицы. Но, несмотря на это, в скором будущем ожидается обратный процесс, а именно - дефицит трудовых ресурсов, что полностью искоренит безработицу и усилит иммиграцию иностранных специалистов из других стан. По прогнозам Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России, численность трудоспособного населения к 2016 году уменьшится на 9,8 млн. человек и будет составлять 58% в общей численности населения. Такая ситуация сохранится вплоть до 2030 года.

Информация о работе Рынок труда