Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:11, курсовая работа
Актуальность изучения земельного рынка обусловлена тем фактором, что Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне не эффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца, не создана система земельного законодательства. Земельный ранок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей, ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективным хозяйствующим субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов.
Содержание
Введение………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Характеристика рынка земли………………………………….……5
1.1 Сущность, функции, особенности рынка земли……….………….……..5
1.2 Земельные и рентные отношения………….………….…………………..8
1.3 Виды земельной ренты…………………….………………………………9
1.4 Цена земли………………….…………………………….……………..…11
Глава 2. Современное состояние земельного рынка России и перспективы его развития…………………………………………………………………..….15
2.1 Анализ земельного рынка России…..……………………………..……..15
2.2 Перспективы развития рынка земли в России…………………………..22
Глава 3. Основные направления и перспективы совершенствования земельного рынка………………………………………………………………..27
3.1. Перспективы развития земельного законодательства субъектов РФ……27
3.2. Основные цели и направления анализа земельного рынка……………....29
Заключение……………………………….……………………………..….…31
Список литературы……
В 35 субъектах РФ приватизированные предприятия выкупили 473 участка общей площадью 1 125,6 гектара, в том числе в городах и поселках 415 участков площадью 1 006,7 гектара, что почти в два раза ниже показателей 2005 года и близко к значениям 2006 года.
По 2007 год включительно неизменным лидером по числу предприятий, выкупивших землю, являлся Санкт-Петербург. На его долю в указанном году пришлось 118 участков общей площадью 22 гектара (25 процентов от всех участков данной категории по России в целом).
Цены
на продаваемые земли
Из-за неразвитости земельного рынка России нормативная цена земли определяется на основе рыночных цен и экспертных оценок только в четверти субъектов РФ. Почти в трети субъектов РФ нормативная цена земли рассчитывается кратно ставкам земельного налога. В Республике Коми, Брянской, Челябинской, Омской, Тюменской, Архангельской областях, Ненецком и Таймырском автономных округах она имеет гибкую шкалу — от 10 до 800-кратной ставки. В других субъектах Федерации, например в Республике Татарстан, Орловской, Тамбовской, Пензенской, Ульяновской, Сахалинской, Амурской областях, Приморском крае, Чукотском автономном округе, она продолжает исчисляться как 200-кратная ставка земельного налога.
Не
принимали постановления о
В табл. 2 приведены показатели нормативной цены земли без учета тех субъектов РФ, где она определяется как кратная ставкам земельного налога.
Таблица2
Приведенные крайние значения
нормативных цен можно сопоставить с реальными
продажными ценами в их средних значениях
по стране (табл. 3).
Таблица 3
Обращают на себя внимание цены земельных участков, предназначенных для предпринимательской деятельности. Они многократно превышают цены участков других категорий. В 2006 году зафиксировано почти трехкратное повышение, после чего они немного снизились в 2007 году.
Посредством
земельных аукционов и
Вместе
с тем в Саратовской, Самарской
и Ростовской областях довольно активно
раскупались земли
В структуре сделок с земельными участками второй по величине объем занимают операции купли-продажи гражданами и юридическими лицами. В 2007 году в 75 субъектах РФ было зарегистрировано более 305 тысяч договоров купли-продажи. Всего же за период с 1993 по 2007 год количество таких сделок выросло в 31 раз, для дачных участков — в 93 раза. Однако площади реализуемых гражданами участков весьма скромны.
Большинство
заключенных сделок относилось к
участкам, предназначенным для личного
подсобного хозяйства—42,6 процента, для
индивидуального жилищного
В среднем по России цена на незастроенные земельные участки, предоставленные для жилищного строительства в городах и поселках, в 2007 году колебалась от 3 до 130 рублей; соответственно для личного подсобного хозяйства в сельских населенных пунктах—от 0,01 до 24 рублей за квадратный метр; для садоводства вне населенных пунктов — от 0,05 до 30 рублей за квадратный метр. Распределение земельных ресурсов приведено в приложении.
В
нашей стране площадь неиспользуемых
сельскохозяйственных угодий составила
6033,75 тыс. га, из них пашни - 82 % (4948,25 тыс.
га), а это упущенные возможности
пополнить бюджет, используя эти
земли. В ежегодный оборот земель
сельскохозяйственного
В
заключение необходимо отметить ничтожность
количества операций по залогу земель.
В 2005–2007 годах на их долю приходилось
от 0,02 до 0,04 процента от числа всех сделок.
Развитие земельной ипотеки сдерживалось
российским законодательством, в первую
очередь Федеральным законом
от 16 июля 1998 года «Об ипотеке (залоге
недвижимости)», которым земли
Госдума 23 января 2004 года приняла новый закон по этому поводу, вносящий поправки в предшествующий; 28 января принятый закон одобрен Советом Федерации, а с 5 февраля вступил в действие. Наиболее существенная поправка снимает прежнее ограничение в отношении земель сельскохозяйственного назначения, которые теперь также стали предметом залоговых операций с недвижимостью. Однако данная поправка не распространяется на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Другая поправка разрешает арендатору земельного участка передавать арендные права на него в залог с согласия собственника участка и в пределах срока договора аренды.
Согласно
еще одной поправке, ипотека находящихся
на землях сельскохозяйственного
Можно
надеяться, что указанные поправки
расширят сферу действия рыночного
механизма применительно к
Глубокие
трансформации, которые в настоящее
время происходят с земельными отношениями,
включая появление официального
рынка земли, ее перераспределение
и нерешенность еще многих научных
и практических задач в этой области,
требуют серьезных и
• необходимо дать новую трактовку понятия абсолютной земельной ренты с объяснением этого феномена с современных теоретических позиций, основывающихся на ограниченности земельных ресурсов и низкой эластичности предложения земли как фактора производства.
•
в отличие от традиционно сложившихся
взглядов о необходимости существования
перераспределенческого механизма
дифференциальной ренты и создания
равных условий производства может
быть сформулирован принцип
•
обоснование необходимости
•выявить,
что современную частную
-
возможность покупки земли
-
ограничение максимальных
-
запрещение или максимальное
ограничение вывода
- как правило недопущение иностранных собственников сельскохозяйственных угодий;
-
запрещение приобретения
-
ограничения экологического
•
обосновать необходимость
• доказать необходимость введения государственного регулирования рынка земли и создание институциональных основ для его функционирования в России,
- установить нормы максимальных владений и аренды, с целью недопущения латифундистских форм собственности.
• определить возможности и ограничения ипотечного кредита в современных условиях, а именно
-
высокорентабельное ведение
- наличие ценных земель;
- наличие ликвидного имущества (скот, техника и др.);
-
возможности
Несмотря на принятие Земельного Кодекса и других нормативных актов, в первую очередь Закона об обороте сельскохозяйственных земель, наличие значительного числа прежде всего эмпирических исследований, многое еще в этой области остается непроработанным, о чем говорит и нынешняя практика земельных отношений, ситуация с земельным рынком, а также наметившаяся тенденция к созданию в ряде случаев хозяйств латифундистского типа. Отсутствие, по существу, концепции аграрной политики (во всяком случае в ясной и четкой определенной форме), Закона о сельском хозяйстве, который разрабатывается в течение многих лет, но до сих пор еще не определены его основные важнейшие юридические и экономические принципы и установки, все это оставляет большую сферу неопределенности, служащую для всякого рода импровизаций.
Острота
этой проблемы, как одной из важнейших
в как научном, так и в законотворческом
плане, хорошо осознается в органах
законодательной и