Рынок земли в Республике Беларусь: особенности функционирования, проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание

Актуальность работы обусловлена, тем что научное обеспечение дальнейших земельных преобразований связано с необходимостью практической реализации мер, направленных на создание регулируемого рыночного оборота земли; расширение аренды земли и совершенствование механизма ее экономического и правового регулирования; совершенствование землеустройства с учетом форм собственности, требований рациональной организации территории и компактного землепользования: обеспечение условий для поддержания и восстановления плодородия почвы; создание механизма экономического стимулирования рационального использования земель; развитие механизма государственного управления по обеспечению целевого использования земли и предотвращению необоснованного аккумулирования земельных участков и долей в собственности физических и юридических лиц.

Содержание

Введение 3
1. Рынок земли: особенности структуры и ценообразования 5
1.1 Специфика рынка земли 5
1.2 Предложение и спрос на землю 6
1.3 Механизм ценообразования 10
1.4 Налогообложение земли 12
2. Проблема становления рынка земли в условиях перехода к рыночной экономике 15
3. Рынок земли в Республике Беларусь: особенности функционирования, проблемы и перспективы развития 22
3.1 Оценка распределения земельного фонда Республики Беларусь 22
3.2 Анализ типов и форм собственности на земельные ресурсы в Республике Беларусь 25
3.3 Пути совершенствования государственного управления собственностью на землю в Республики Беларусь 28
Заключение 36
Cписок использованных источников 38

Работа состоит из  1 файл

Макроэкономика.docx

— 176.98 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение 3

1. Рынок земли: особенности структуры и ценообразования 5

1.1 Специфика рынка земли 5

1.2 Предложение и спрос на землю 6

1.3  Механизм ценообразования 10

1.4  Налогообложение земли 12

2. Проблема становления рынка земли в условиях перехода к рыночной экономике 15

3. Рынок земли в Республике Беларусь: особенности функционирования, проблемы и перспективы развития 22

3.1 Оценка распределения земельного фонда Республики Беларусь 22

3.2 Анализ типов и форм собственности на земельные ресурсы  в Республике Беларусь 25

3.3  Пути совершенствования государственного управления собственностью на землю  в Республики Беларусь 28

Заключение 36

Cписок использованных источников 38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Составной частью проводимых в Беларуси коренных экономических  преобразований является аграрная реформа, важнейшим направлением которой стал переход отношений землевладения и землепользования на рыночную основу.  Земельная реформа на региональном уровне и в масштабах всей страны оказала существенное влияние на создание основ многоукладной экономики. Несовершенство экономического механизма государственного регулирования земельных отношений на государственном и региональном уровнях, отсутствие целенаправленности их реформирования обострили многие проблемы, связанные с ухудшением состояния почв: несоблюдение системы земледелия и технологических процессов; резкое сокращение применения органических и минеральных удобрений, породивших дефицит баланса питательных веществ; истощение почв и снижение продуктивности пашни; приостановка работ по осушению, орошению земли, реконструкции действующих мелиоративных систем, известкованию и гипсованию почв и т.д. Решение этих и других проблем во многих случаях тормозится недостаточным исследованием ряда вопросов, касающихся совершенствования экономического механизма государственного регулирования земельных отношений в аграрной сфере.

Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого  государства. Земля - важнейший ресурс, занимающий исключительное место в  жизни и деятельности любого общества.  Земельный рынок формирует условия, стимулирующие эффективное использование земли, и вынуждает отдельных субъектов отказаться от части земли или от всего участка, если он не функционирует эффективно. Однако рынок земли далек от совершенства и не является гарантом стабильности. Восполнение недостатков рынка - важнейшая задача государства. Государство обязано в первую очередь создать условия защиты прав собственности на землю, соблюдения субъектами своих договорных обязательств, целенаправленного и разумного использования земельного фонда страны, при этом политика государства должна базироваться на сочетании интересов всех хозяйствующих субъектов аграрного сектора. Любая государственная система управления должна базироваться на земельном кадастре - это официально составленный, систематизированный свод сведений, касающийся земельного фонда страны. Очевидно, что вне наличия у государства банка данных о земле невозможно разрешение проблем аграрного сектора. 

Таким образом, механизмы  государственного регулирования новой  системы земельных отношений, а также выбор оптимальных экономических и управленческих подходов к проведению земельной реформы на качественно новом уровне позволят рассматривать ее важнейшим фактором стабилизации и роста агропромышленного производства, повышения интенсивности и эффективности хозяйствования. Следовательно, углубленное рассмотрение научных проблем экономического механизма государственного регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами, в том числе и на региональном уровне, представляется весьма актуальным.

Актуальность работы обусловлена, тем что научное обеспечение дальнейших земельных преобразований связано с необходимостью практической реализации мер, направленных на создание регулируемого рыночного оборота земли; расширение аренды земли и совершенствование механизма ее экономического и правового регулирования; совершенствование землеустройства с учетом форм собственности, требований рациональной организации территории и компактного землепользования: обеспечение условий для поддержания и восстановления плодородия почвы; создание механизма экономического стимулирования рационального использования земель; развитие механизма государственного управления по обеспечению целевого использования земли и предотвращению необоснованного аккумулирования земельных участков и долей в собственности физических и юридических лиц.

Объектом  исследования является Республика Беларусь.

Предметом исследования является рынок земли.

Целью данной работы является изучение теоретических  и практических аспектов оценки рынка  земли в современном рыночном хозяйстве Республики Беларусь. В  соответствии с поставленной целью  в работе поставлены следующие задачи:

  • изучить сущность организации рынка земли;
  • рассмотреть проблемы становления рынка земли в условиях перехода к рыночной экономике;
  • проанализировать рынок земли в Республике Беларусь: особенности функционирования, проблемы и перспективы развития.

Для написания курсовой работы были использованы методы научного исследования, такие как диалектический, системный анализ, синтез и исторический метод, сравнительного анализа, графический и группировки данных.

При написании  работы использовались учебные пособия, нормативно-правовые документы, монографии и статьи по исследуемой проблеме.

1. РЫНОК ЗЕМЛИ: ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ  И                          ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

1.1 Специфика рынка земли 

 

Рынок земли - это элемент экономического пространства, область действия экономических  отношений, складывающихся в ходе купли-продажи, аренды, залога, дарения и наследования этих ресурсов. В силу чисто семантических  ассоциаций, а в ряде случаев в связи с большей очевидностью, рынок названных факторов производства суживается до акта их купли-продажи. Поэтому методологически важно рынок земли и иной недвижимости рассматривать во взаимосвязи всех его форм [15с. 151].

Рынок земли  обладает целым рядом специфических  особенностей. Во-первых, земля является бесплатным даром природы, что позволяет говорить об иррациональном характере ее стоимости. Тем не менее, земля является объектом купли-продажи; с ней связаны земельные арендные отношения.

Во-вторых, в зависимости от тех  или иных природно-климатических условий, а также от местонахождения участков земли подразделяются на лучшие, средние и худшие. В основе такого деления лежит естественное плодородие почвы, от которого зависит продуктивность земли. Но продуктивность земли может быть улучшена в результате дополнительных вложений в нее труда и капитала. Это улучшенное плодородие почвы называется экономическим. Повышение экономического плодородия почвы практически возможно на любых участках. Однако оно имеет определенные границы, связанные с известным законом убывающего плодородия почвы, когда при сложившейся технологии обработки земли каждая последующая единица затрат обеспечивает все меньшую и меньшую отдачу.

В-третьих, хозяйственная деятельность на земле  порождает два типа монополии на землю: монополию на землю как объект хозяйствования и монополию на землю как объект собственности. Первый вид монополии обеспечивает абсолютное право распоряжения землей и хозяйственного ее использования. Второй вид монополии связан с исключительным правом владения землей ее собственником. В первом случае речь идет о том, что человек, взявший земельный участок в аренду, не ограничен в правах и возможностях хозяйствования на ней. Он может заняться любым видом сельскохозяйственной деятельности, преследуя цель — получение наилучшего результата от своей хозяйственной деятельности. Это открывает ему путь к получению дополнительного дохода. Вторая форма монополии обеспечивает получение ренты за любую отдаваемую в аренду землю.

В-четвертых, предложение земли и других природных  ресурсов является строго фиксированным, что делает ее предложение абсолютно неэластичным. Однако с развитием научно-технического и социально-экономического прогресса предложение земли, равно как и других природных ресурсов, фиксировано относительно, ибо постоянно происходит их выбытие или вовлечение в хозяйственный оборот. Поэтому график предложения земли относительно условен. В этой связи сомнительно утверждение, что рента не выполняет никакой побудительной функции для предложения земли, так как высокие рентные платежи не могут не стимулировать передачу земли в аренду ее собственниками [6, с. 147].

1.2 Предложение и спрос на землю

 

Землей в экономической теории называют все естественные 
ресурсы (плодородную почву, запасы пресной воды, месторождения ископаемых). В данном разделе для простоты под «землей» мы будем подразумевать только поверхность почвы, которую можно использовать либо для земледелия, либо для строительства зданий и сооружений. 

Особенностью земли как экономического ресурса является ее ограниченность. В отличие от капитала земля неподвижна. На уровне народного хозяйства в большинстве стран Западной Европы и Северной Америки предложение земли более или менее стабильно. Возможности расширения сельскохозяйственных площадей весьма незначительны. Одно из немногих исключений составляют Нидерланды, где в последние десятилетия удалось расширить сельскохозяйственные угодья за счет осушения прибрежных районов моря. Очевидно, что такое дорогое удовольствие могут себе позволить отнюдь не все страны. В большинстве же развитых стран наблюдается тенденция к сокращению сельскохозяйственных площадей как следствие развития городского хозяйства и инфраструктуры (строительства дорог, различных зданий, сооружений и т.п.).

Предложение земли ограничено не только на макро-, но и на микроуровне. Для большинства ферм расширение не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде наталкивается на определенные трудности. Остановимся на этом подробнее [13, с. 117].

Факторами, влияющими на предложение  земли; являются плодородие и положение. Поэтому когда мы говорим об ограниченности земли, мы имеем в виду землю определенного качества, расположенную в определенном месте. Естественно, что количество хорошей земли вокруг конкретного крупного города или даже отдельной фермы ограничено вдвойне: и по качеству, и по количеству.

Плодородие, например, зависит от качества почвы, климата, характера применяемой техники, трудовых навыков и производственного опыта тех, кто работает на земле, и т. д. Хотя некоторые факторы, несомненно, являются переменными, однако в силу особенностей применяемого в сельском хозяйстве труда и капитала их изменение происходит лишь по истечении более или менее значительного периода времени. В большинстве развитых стран в сельском хозяйстве доминируют семейные фермы. Основную часть занятых составляют члены фермерских семей. Их род занятий, жилье, собственность на землю «привязывают» их к определенной местности, значительно ограничивая мобильность. Многие нередко стремятся найти иные формы дохода (работа по совместительству, сдача комнат или части территории в аренду и т. д.), однако эти источники являются лишь дополнением к их основному заработку, связанному с сельским хозяйством. Даже мобильность наемных работников (там, где они используются) ограничена. Дело в том, что заработки сельскохозяйственных рабочих, как правило, ниже, чем промышленных рабочих. К тому же многие из них получают различные формы «неденежного вознаграждения» в виде жилья (которое нередко предоставляется вместе с работой), сельскохозяйственной продукции и т. д.

В условиях мелкого (семейного) производства возможности  
быстрой замены применяемого капитала так же ограничены в силу 
недостатка имеющихся средств. Правда, как правило, имеются определенные резервы в повышении качества и улучшении продуктивности земли, которые зависят от форм хозяйствования. В силу традиционности этого вида производства в одночасье они коренным образом не могут быть изменены. Более того, при нерациональном ведении хозяйства качество земли может быть не улучшено, а ухудшено.

Фиксированный характер предложения земли означает, что кривая предложения абсолютно неэластична. Если на оси абсцисс отложить количество акров земли, а на оси ординат — цену акра земли, то кривая предложения земли будет представлять линию параллельную оси ординат (рис.1.1).

 

 

 

 

Рисунок 1.1 – Предложение на землю

П р и м е  ч а н и е -  Источник: [6, с. 149]   

Это означает, что предложение земли не может быть увеличено даже в условиях значительного роста цен на землю. Для того чтобы определить, какая цена реально установится, необходимо проанализировать спрос, который в данном случае играет активную роль, ведь только от него будет зависеть уровень цен на землю.

Спрос на землю неоднороден. Он включает два основных элемента — сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос:

 

                                                                                          (1.1)

 

где  — совокупный спрос;

           — сельскохозяйственный спрос;

       — несельскохозяйственный спрос [6, с. 149].

Если на оси абсцисс мы отложим  количество акров земли, а на оси ординат — цену за акр земли, то кривая сельскохозяйственного спроса на землю D будет иметь отрицательный наклон. Это связано c тем, что по мере вовлечения земли в хозяйственный оборот (при данном уровне развития техники и технологии) мы должны будем переходить от лучших по плодородию земель к средним и даже худшим.

Рисунок 1.2 – Спрос на землю

П р и м е  ч а н и е -  Источник: [18, с. 127]   

Кривая  несельскохозяйственного спроса также  имеет отрицательный наклон, так как связана главным образом с местоположением, и здесь также есть свои ограничения, так как приходится использовать не только земли в центре города (например, для жилищного строительства и офисов), но и на окраинах. Совокупный спрос D на землю определяется путем сложения по горизонтали кривых сельскохозяйственного и несельскохозяйственного спроса (рис.1.2).

Информация о работе Рынок земли в Республике Беларусь: особенности функционирования, проблемы и перспективы развития