Рынок зерна Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:12, курсовая работа

Описание

Агропромышленный комплекс страны в настоящее время является одним из важнейших секторов экономики Казахстана. Его нынешнее состояние и фактические темпы развития остаются гарантом продовольственной безопасности государства и основным фактором стабильности внутреннего продовольственного рынка страны. Благодаря правильно выбранной аграрной политике государства на сегодняшний день аграрный сектор экономики развивается стабильно.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Рынок зерна Республики Казахстан.
1.1. Проблемы казахстанского рынка…………………………………...3
1.2. Ограничения, связанные с ценовым регулированием…………….5
1.3. Сбытовая стратегия производителей………………………………6
1.4. Ограничения, связанные с формированием спроса……………….6
1.5. Итоги экспорта зерновых из Республики Казахстан
за сентябрь 2007г.-июнь2008г……………………….……………………....8
2. Оценка зерновых в мире.
2.1. Рынок зерна стран СНГ…………………………………………….12
2.2. Рынок зерна стран вне СНГ………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………....30
Список использованных источников………………………………….….32

Работа состоит из  1 файл

рынок зерна.doc

— 377.00 Кб (Скачать документ)


 

План.

  

   Введение…………………………………………………………………….2

   1. Рынок зерна Республики Казахстан.

      1.1. Проблемы казахстанского рынка…………………………………...3

      1.2. Ограничения, связанные с ценовым регулированием…………….5

      1.3. Сбытовая стратегия производителей………………………………6

      1.4. Ограничения, связанные с формированием спроса……………….6

      1.5. Итоги экспорта зерновых из Республики Казахстан

за сентябрь 2007г.-июнь2008г……………………….……………………....8

  2. Оценка зерновых в мире.

      2.1. Рынок зерна стран СНГ…………………………………………….12

      2.2. Рынок зерна стран вне СНГ………………………………………..22

  Заключение………………………………………………………………....30

  Список использованных источников………………………………….….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

   Агропромышленный комплекс страны в настоящее время является одним из важнейших секторов экономики Казахстана. Его нынешнее состояние и фактические темпы развития остаются гарантом продовольственной безопасности государства и основным фактором стабильности внутреннего продовольственного рынка страны. Благодаря правильно выбранной аграрной политике государства на сегодняшний день аграрный сектор экономики развивается стабильно. Казахстан является одним из ведущих регионов в области сельского хозяйства, обладающим огромным аграрным потенциалом. В 2005 году доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте страны составляла 6,4% и валовая продукция сельского хозяйства достигла уровня 764,8 млрд. тенге, что по сравнению с 2004 годом выше на 9,4%. Во внешней торговле сельхозпродукцией и продуктами ее переработки в последние годы сохраняется положительное сальдо. Превышение экспорта сельхозпродукции и продуктов ее переработки над импортом в 2003-2005 годах составило 8%.

   Ведущая роль в сельском хозяйстве принадлежит зерновой отрасли. Производство зерна является самой приоритетной отраслью в развитии сельского хозяйства Казахстана. Оно занимает одно из ведущих мест как в агропромышленном комплексе, так и в целом в экономике республики. В республике порядка 90% всех посевных площадей приходится на долю зерновых культур. В пространстве СНГ Казахстан занимает третье место по объему производства зерна после России и Украины.

  За последние пять лет среднегодовые объемы производства зерновых культур составили 15,5 миллиона тонн. А в прошлом году был собран рекордный урожай в объеме 20,1 миллиона тонн зерна в весе после доработки. Из года в год растут объемы производства и других видов сельскохозяйственных культур.

   Глава МСХ отметил, что в Казахстане Наблюдается стабильный рост экспортного потенциала отрасли. Так, за последние пять лет объем экспорта вырос в два раза и в прошлом году достиг показателя 717,6 миллиона долларов США. Самой крупной экспортной позицией было и остается зерно. За последние пять лет по словам         А. Куришбаева Казахстан в среднем экспортировал по 6 миллионов тонн зерна в год. А в прошлом маркетинговом году был достигнут самый высокий показатель экспорта зерна за годы независимости – на внешние рынки было поставлено 9,1 миллиона тонн зерна.

    По сведениям А. Куришбаева, около 92% казахстанского зерна, поступающего сегодня на элеваторы, соответствует первому, второму и третьему классам. "Для сравнения скажу, что в России и Украине, где ожидается рекордный валовой сбор зерна в этом году, удельный вес зерна третьего класса и выше составляет соответственно 19% и 11%", - отметил министр.

  "Таким образом, наше зерно и в этом году продолжает оставаться достаточно высоко востребованным на мировых рынках", - сказал глава МСХ.

 

Рынок зерна Республики Казахстан.

1.1. Проблемы казахстанского рынка.

   Казахстанский зерновой рынок еще находится в стадии формирования, его экономические характеристики существенно отличаются от характери­стик рынков зерна в странах с развитой рыночной экономикой. Характерны­ми признаками казахстанского зернового рынка являются: неравномерное и нестабильное удовлетворение спроса на пшеницу по регионам. Нерегули­руемые поставки партий зерна из зернопроизводящих регионов, при отсутст­вии информации, позволяющей прогнозировать органам исполнительной власти объемы предложения и транспортную логистику на региональном рынке, порождают ажиотаж и провоцируют неадекватные административные решения. Оптовый рынок первого уровня (рынок, на котором основными продавцами пшеницы выступают сельхозтоваропроизводители) складывается из достаточно большого числа относительно мелких товаропроизводителей и характеризуется высококонкурентными отношениями между ними и оптово­посредническими структурами. Географические границы таких рынков, как правило, совпадают с ад­министративными границами региона. Оптовый рынок первого уровня низко концентрированный, доли его субъектов сбалансированы. Оптовый рынок второго уровня (рынок оптовых посредников) охватывает территорию Казах­стана, покупателями на рынке являются перерабатывающие предприятия и иные оптовые потребители, а продавцами - оптово-посреднические структу­ры. Рынок умеренно концентрированный, доли его субъектов сбалансирова­ны. Основными производителями пшеницы являются сельскохозяйствен­ные предприятия. Среди зернопроизводителей преобладают предприятия, основанные на разделенной (долевой) собственности (товарищества, акцио­нерные общества закрытого типа, сельскохозяйственные кооперативы, кол­лективно- долевые хозяйства).

   Таких предприятий насчитывается около 44%. Мелкотоварные предприятия,

основанные на частной собственности, представлены на рынке зер­на крестьянским (фермерскими) хозяйствами. Выбор тех или иных форм собственности и хозяйст- вования во многом обусловлен региональными усло­виями. Если ранее уделялось большое внимание развитию фермерских хо­зяйств, то в настоящее время процесс организации фермерских хозяйств за­медлился из-за слабой финансовой поддержки и материально-технической базы, и часть фермеров отказалась от выделенных участков. Существенное значение имеет анализ качественных показателей со­стояния конкурентной среды: наличие барьеров входа на рынок, открытость для межрегиональной торговли.

   Особенностью законодательного регулирования рынка зерна в Казах­стане является наличие институтов государственных закупочных и товарных интервенций, порядок проведения которых установлен в соответствующих постановлениях Правительства РК, а также законодательное закрепление го­сударственной поддержки производства и переработки зерна в форме ком­пенсаций производителям зерна понесенных ими расходов. Наиболее значи­мыми условиями воздействия государства на рассматриваемый рынок явля­ется поддержка сельскохозяйственных производителей, закупки зерна для государственных нужд, формирование рыночных земельных отношений.  Степень государственного воздействия на рынок через систему закупок такова, что снижает положительные эффекты от гарантированных объемов и цен закупок, которые являются основными стимулами для поставщиков в рыночной системе.

   Зависимость закупок для государственных нужд от исполнения обяза­тельств по кредиту, а не от стимулов товарного рынка, обусловливает неэф­фективное расходование ресурсов на контролирующие функции и ограниче­ние хозяйственной самостоятельности субъектов рынка, в том числе и госу­дарственного заказчика, за счет усиления административного вмешательства. Для развития конкурентных отношений принципиальное значение имеет со­блюдение сущности преобразования земельных отношений, прежде всего соблюдение прав собственников земельных долей и имущественных паев. На­метившиеся процессы объединения дольщиков столкнулось с преградами, которые чинят им руководители предприятий при выделении земельных па­ев. При выделении в самостоятельное хозяйствование дольщика наделяют, как правило, залежными или неорошаемым землями, кото­рые требуют значительных материальных затрат для включения их в сево­оборот. Этот административный барьер для кооперации дольщиков препят­ствует интеграции собственников и эффективному хозяйствованию.

32

 



1.2. Ограничения, связанные с ценовым регулированием.

   Казахстанский зерновой рынок представляет собой симбиоз гарантиро­ванного сбыта зерна государству по установленной цене, полностью исклю­чающий ценовую конкуренцию, и свободную продажу зерна по коммерче­ским каналам сбыта с использованием гибкой системы цен. Существующая методология формирования закупочной цены для поставки в государствен­ные фонды учитывает прежде всего затраты, которые хотело бы и может оп­латить государство, а не те затраты, которые фактически складываются у сельхозпроизводителей и которые готовы оплатить иные потребители при конкурентном выборе. Единая цена на закупку продукции в региональные фонды не отражает всех затрат на производство, транспортировку, послеубо­рочную доработку, погрузочно-разгрузочные работы товаропроизводителей. Различия в уровнях затрат товаропроизводителей вносят не только особенно­сти возделывания зерна в том или ином районе области, но и не дифферен­цированная государственная поддержка. Устойчивое снижение качества зер­на, наблюдаемое за последние годы, говорит о том, что закупочная цена не стимулирует производство зерна высоких потребительских свойств. Необхо­дима система скидок и надбавок за качество зерна. Предложение у зернопро­изводителей смещено в сторону реализации зерна не в региональный фонд, а по иным торговым каналам. В сопоставимых величинах цены государствен­ных закупок ниже рыночных. Рыночный механизм цен сегодня не влияет на предложение в региональные фонды, потому что уровень закупочной цены не корректируется сопоставимо с рыночным уровнем. Развитию конкуренции на рынке услуг по хранению зерна препятствуют барьеры, связанные с не­развитостью рыночной (в том числе транспортной) инфраструктуры, а также: ценовое регулирование услуг по хранению зерна для продовольственного фонда. Эти цены за услуги по приему, хранению и переработке зерна элева­торам и хлебоприемными предприятиями не покрывают издержек за оказы­ваемые услуги. Финансовое и хозяйственное положение элеваторов в большей степени зависит от действий государственного заказчика. В условиях монопсонии государственного заказчика и регулирования цен на услуги ад­министрации элеваторов и хлебоприемных предприятий обречены на подав­ление предпринимательской активности. Они не влияют на размеры дохода,

32

 



не могут решать вопросы реконструкции и строительства новых емкостей; устранение элеваторов от заготовительной деятельности на рынке зерна. Элеваторы, имея лицензии, осуществляют закупки зерна по поручению заго­товителя, осуществляющего государственные закупки, то есть, имея потен­циал для самостоятельной заготовительной деятельности, реализуют в ос­новном организационно-производственные функции.

 

 

 

 

1.3. Сбытовая стратегия производителей.

     В развитии конкуренции на рассматриваемом рынке важную роль иг­рает упорядочение производственных связей сельхозпроизводителей с пере­рабатывающими предприятиями, налаживание справедливых (паритетных) экономических отношений. Монопольное воздействие переработчиков на поставщиков сырья проявляется в первую очередь в установлении низких за­купочных цен, которое нарушает эффективность и ценовые пропорции в тех­нoлoгичecкoй цепи «производство-переработка-торговля». Сельхозпроизво­дители в условиях неплатежеспособности перерабатывающих предприятий, воздействия государства на экономические факторы (цену, объемы, адреса поставок), «векселизации» и натурализации расчетов между контрагентами вынуждены строить собственные мощности по переработке или пользоваться услугами по переработке на условиях так называемого «давальческого» сы­рья. Такие отношения между производителями и перерабатывающими пред­приятиями при водят к недоиспользованию мощностей перерабатывающей промышленности, увеличению себестоимости переработки, приводящей впо­следствии к увеличению цены продукции.

 

 

 

 

1.4. Ограничения, связанные с формированием спроса

 

   Предложение зерна наиболее зависит от спроса на пшеничную муку.

Тенденции развития рынка пшеничной муки в настоящее время характери­зуются установлением стабильных среднеказахстанских цен и незначитель­ными сезонными колебаниями. Не способствует стабилизации спроса на зер­но (из-за его низкого качества) даже спрос на макаронные изделия. Потреб­ление макарон в Казахстане сократилось, а импортеры выигрывают в конку­рентной борьбе из-за более высокого качества макарон. Производственные мощности используются лишь наполовину, а в некоторых регионах едва ли на треть. Средний возраст износа оборудования по стране превышает 1О лет. Падение производства продолжается, и за последние два года составило 25%. В то же время объем ввозимой продукции за тот же период увеличился почти вдвое, а география поставок расширилась и насчитывает более чем 60 стран мира. Тенденция понижения спроса на зерно для переработки на муку, из ко­торой изготавливаются макароны, сказывается на зерновом рынке. Для эф­фективного функционирования зернового рынка следует решить следующие задачи:

1.  Обеспечить многоканальную систему реализации зерна.

2.  Особое значение должно быть уделено развитию биржевой торговли.

3.  Требуется помощь в материально-техническом оснащении бирж.

4.                Необходимы существенные изменения в системе учета, статистиче­ской отчетности по продовольственной пшенице и продуктам ее переработ­ки.

Информация о работе Рынок зерна Республики Казахстан