Северо-Западный федеральный округ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:07, курсовая работа

Описание

Огромная территория России еще в дореволюционные годы требовала изучения ее территориальных особенностей, природно – ресурсного потенциала, создания административных органов для сбора налогов и управления всеми социально – экономическими процессами. Поэтому на первых этапах становления Российского государства возникла необходимость деления России на отдельные административные единицы.

Содержание

Введение. 3
1. Состав и место Северо-Западного федерального округа
в обще¬российском территориальном разделении труда.
Особенности его экономико-географического
положения. 5

2. Промышленный комплекс региона. Развитие и
размещение отраслей рыночной специализации
промышленности. 12
2.1 Отрасли рыночной специализации. 14

3. Основные проблемы и инновационные
направления социально- экономического
развития региона. 24
3.1 Экологическая проблема. 28
3.2 Административное устройство Санкт-Петербурга. 31
Заключение. 34
Список использованной литературы 36
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курс_РЭУ.doc

— 235.00 Кб (Скачать документ)

в среднем 60—80% суммарных выбросов), добавляются  трансграничные

поступления различных  химических веществ, прежде всего на территорию

Новгородской  и Калининградской областей. Так, «импорт» соединений серы более чем  в 40 раз, а оксида азота — в 160 раз превосходит выбросы от собственных источников загрязнений Новгородской области.[8 с.80]

      Урон  экологии региона наносят сбросы загрязненных сточных вод

в поверхностные  водоемы, большинство из которых  принадлежит бассейну

Балтийского моря . Во всех областях региона также остро стоит проблема сбора, утилизации и захоронения твердых промышленных и бытовых отходов,

поскольку состояние действующих полигонов  и свалок не отвечает

требованиям экологической безопасности. Все  это создает потенциальную

опасность загрязнения токсичными веществами почв, поверх-

ностных и подземных вод.[8 с. 84]

      В настоящее время в районе большое  внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды, проводятся природоохранные  мероприятия.

      В настоящее время сельское хозяйство  региона осталось практически без государственной поддержки, в том числе без достаточной поддержки региональных органов государственной власти. Развитие товарного индивидуального хозяйства нереально при достигнутом уровне производительности сельскохозяйственного труда, если не будет оказана долгосрочная значительная государственная помощь, которая позволит создать в районе реальное фермерство. Развитие сельского хозяйства в Северо-Западном районе должно осуществляться на основе его всесторонней интенсификации учетом местных природных условий, сельского расселения, инженерной и транспортной инфраструктуры и др. Для района может оказаться эффективным товарное крестьянское хозяйство ( в т.ч. разнообразные товарищества, кооперативы).

      В связи с тем, что в настоящее  время район стал практически единственным выходом России в западную сферу мирового рынка, выяснилось что этот выход недостаточно обустроен для этой цели. Сформировать полноценный морской выход России в Европу – это задача не только для Ленинградской области и Санкт-Петербурга, но и для всей России.

      Для высвобождения ресурсов для создания и развития Северо-Западной контактной зоны необходимо решить задачи:

1. Целенаправленное  и последовательное ослабление  индустриального крена в экономике  не только Петербурга, но и Ленинградской и Новгородской областей.

2. Стимулирование  развития ряда относительно тех  отраслей хозяйства, которые являются  или могут стать конкурентоспособными  в условиях рыночной экономики. 

3. Обеспечение  на современном уровне и в  нужных масштабах развития всей региональной инфраструктуры.

4. Ускорение  развития ряда относительно новых  отраслей экономики региона, способных  играть роль «локомотива».

      Необходимо  всестороннее развитие непроизводственной сферы. При решении этой проблемы необходимо осмыслить социально-экономическую функцию этой сферы. Ряд отраслей непроизводственной сферы могут стать реальными отраслями региональной специализации, и кроме того, непроизводственная сфера является полем для развития малого и среднего бизнеса.

      В настоящее время на территории Европейского Севера происходят

серьезные структурные  изменения. Крупнейшие инвестиционные

проекты обеспечивают продвижение объектов нефтегазового  комплекса

на север —  в сторону основных запасов углеводородов, расположенных

на побережье Печорского моря, а также на шельфе Печорского

и Баренцева  морей.[8 с.90]

      Важнейшие направления экономического и социального  развития Северо-Западного экономического района в условиях перехода к рынку  в значительной мере определяются решением таких приоритетных задач, как конверсия предприятий оборонного комплекса, развитие отечественного и международного туризма, увеличение пропускной способности транспорта, в первую очередь морского, создание современной инфраструктуры связи.

      3.2 Административное устройство Санкт-Петербурга.

      Главой  С.-Петербурга является губернатор, имеющий  восемь вице-губернаторов. В их числе:

      Глава Администрации Губернатора Санкт-Петербурга.

      Вице-губернатор Санкт-Петербурга, отвечающий за решение вопросов социальной и демографической политики Санкт-Петербурга, социальной защиты, здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

      Вице-губернатор Санкт-Петербурга, отвечающий за решение вопросов городского хозяйства, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, энергетики, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности Санкт-Петербурга.

      Вице-губернатор Санкт-Петербурга, отвечающий за решение вопросов капитального строительства и реконструкции объектов недвижимости, дорожного строительства в части развития новых территорий, архитектуры и градостроительства, земельной политики Санкт-Петербурга в целях капитального строительства.

      Вице-губернатор Санкт-Петербурга, отвечающий за решение вопросов научной политики Санкт-Петербурга, высшего, общего, профессионального и дошкольного образования, культуры, средств массовой информации.

      Вице-губернатор Санкт-Петербурга, отвечающий за решение вопросов законности, правопорядка и безопасности, внешних связей Санкт-Петербурга, информатизации и связи, физической культуры и спорта.

      Вице-губернатор Санкт-Петербурга, отвечающий за решение вопросов в сфере инвестиционной политики Санкт-Петербурга и реализации стратегических инвестиционных проектов, государственно-частного партнерства, туризма, гостиничной инфраструктуры Санкт-Петербурга.

      Вице-губернатор Санкт-Петербурга, отвечающий за решение вопросов учета государственного имущества Санкт-Петербурга, управления и распоряжения им, выявления, учета, сохранения, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Санкт-Петербурге.

      Структура исполнительной власти Санкт-Петербурга включает в себя:

Архивный комитет Санкт-Петербурга 
Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга 
Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности 
Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга 
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры 
Комитет по градостроительству и архитектуре 
Жилищный комитет 
Комитет по здравоохранению 
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга 
Комитет по делам записи актов гражданского состояния 
Комитет по инвестициям и стратегическим проектам 
Комитет по культуре 
Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями 
Комитет по науке и высшей школе 
Комитет по образованию 
Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации 
Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности 
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга 
Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга 
Комитет по строительству 
Комитет по тарифам Санкт-Петербурга 
Комитет по транспорту 
Комитет по транспортно-транзитной политике 
Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга 
Комитет по информатизации и связи 
Комитет по управлению городским имуществом 
Комитет по физической культуре и спорту 
Комитет финансов Санкт-Петербурга 
Комитет финансового контроля Санкт-Петербурга 
Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли 
Комитет по энергетике и инженерному обеспечению 
Управление ветеринарии Санкт-Петербурга 
Управление социального питания 
Управление по развитию садоводства и огородничества Санкт-Петербурга 
Государственная административно-техническая инспекция 
Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга 
Государственная инспекция Санкт-Петербурга по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники 
Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

      К вышесказанному можно добавить то, что для реализации перспективных направлений в округе необходимо продолжить строительство магистральных железных дорог, т.е. завершить строительство коммерческой железной дороги из Карелии в Финляндию к незамерзающим морским портам, железной дороги от строящегося морского порта в районе Усть-Луги через г. Гдов на Псков, создание транспортного коридора Оулу — Архангельск — Республика Коми, в составе которого должна строиться железная дорога Архангельск — Сыктывкар — Пермь (проект «Белкомур»). Требуется развивать сеть автомобильных дорог и завершить обустройство пограничных транспортных переходов (строительство автомобильной дороги Сыктывкар — Нарьян-Мар с дальнейшим продолжение на бухту Индига, где предполагается строительство международной автомагистрали «Виа Балтика», которая свяжет Западную Европу через Калининградскую и Ленинградскую области с Северной Европой), совершенствовать трубопроводную сеть (увеличение добычи и переработки углеводородного сырья требует строительства новых и расширения пропускной способности действующих трубопроводов). Намечаются строительство нефтепровода Кириши — Приморск, который станет составной частью проекта новой Балтийской системы трубопроводов, начинающейся в Ненецком автономном округе, что обеспечит экспорт нефти и конденсата через новый морской порт, завершение строительства газопровода Котлас — Архангельск — Мурманск, проектирование и подготовка к строительству нового международного газопровода от Штокмановского месторождения в Баренцевом море через Мурманскую область, Скандинавские страны в Западную Европу.

      В российском масштабе Северо-Западный федеральный округ лидирует по продукции  лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (бумага, деловая древесина, картон), а также играет важную роль в металлургии и рыболовстве. Ряд продукции машиностроения Северо-Западного ФО является уникальным или ключевым в России (турбины, деревообрабатывающие станки, дизели). В Северо-Западном ФО производятся все российские запасы апатитового и нефелинового концентратов (химическая промышленность). Легкая промышленность СЗФО специализируется на производстве льняных тканей.

      Таким образом, можно сделать вывод, что  основная особенность развития промышленности Северо-Западного района в целом  – его природо-, ресурсо-, энерго-, материало- и трудосберегающий характер. Размещение промышленности этого округа отличается неравномерностью, обусловленной концентрацией промышленно-производственных фондов и экономически активного населения в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

      Северо-Западный район специализируется на производстве промышленной продукции, которая требует глубокой специализации в сочетании с многочисленными и многообразными связями по внутри- и межотраслевому производственному кооперированию и квалифицированного труда.

      На  мой взгляд, в Северо-Западном федеральном округе можно выделить две важные проблемы, которые тормозят развитие отраслей промышленности: первая – истощение природных ресурсов, вторая – экологическая проблема. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Гаврилов А. И. Региональная экономика и управление. —М., 2002.

2. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. — М.,2002.

3. Кистанов В. В., Копылов Н. В. Региональная экономика России. — М., 2004.

4. Кузнецова О. В. Экономическое развитие регионов: теоретические

и практические аспекты государственного регулирования.—  М., 2004.

5. Осипов А. К. Региональная экономика. — Ижевск, 2002.

6. Уткин Э. Государственное и региональное управление. —М., 2001.

7. Чагучиев М. Ч., Соколов М. М. Региональная экономика и управление. — М., 2001.

8. Экономическая география России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / Под ред. Т.Г. Морозовой. – 3-е изд. – М.; 2007.

9. Российский статистический ежегодник 2009. Статистический сборник. – М.: Росстат, 2009.

10. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации.   2009. Статистический сборник. – М.:Росстат, 2010.

11. Регионы России. Социально-экономические показатели 2009. Статистический сборник. – М.: Росстат, 2009.

Интернет ресурсы

http://www.szfo.ru - сайт Аппарата полномочного Представителя Президента РФ в СЗФО.

http://gov.spb.ru/ - официальный портал Администрации Санкт-Петербурга.

Информация о работе Северо-Западный федеральный округ