Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:03, шпаргалка
1)Место и роль экономической теории в системе экономических наук
2)Предмет, методы и функции экономической теории. Экономические категории и экономические законы
3)Экономическая теория, прогнозы и политика. Основные экономические цели общества
4)Основные научные школы и современные направления развития экономической теории
5)Экономические потребности, формы реализации и классификация
К специализированным учреждениям относятся:
1)Сберегательные учреждения-
2)Страховые компании.Их денежные средства формируются за счет взносов.
3)Пенсионные фонды. Аккумулируют средства, предназначенные для пенсионного обеспечения.
4)Инвестиционные компании.
Специализируются на
5)Лизинговые компании.
BARIN™
65)Понятие финансов. Финансовая система и ее элементы.
Финансы-это экономические отношения, возникающин в процессе распределения, перераспределения в денежной форме части стоимости национального продукта, создания и использования на этой основе денежных фондов, необходимых для удовлетворения общественных потребностей.
Финансовая система - совокупность различных форм организации финансовых отношений.
Финансовая система включает в себя следующие основные финансовые институты: государственные финансы; финансы предприятий и организаций; финансовый рынок.
Финансы предприятий и организаций обеспечивают процесс формирования и использования доходов первичной производственной структуры, а также регулируют распределительные отношения на уровне микроэкономики.
Финансы государства
обеспечивают формирование и использование
государственных доходов и
Состав государственных финансов: государственный бюджет; государственное социальное страхование; пенсионный фонд и фонд социального обеспечения; имущественное и личное страхование через государственные организации; государственный кредит; фонды целевого назначения.
Финансовый рынок представляет собой сферу функционирования разнообразных ценных бумаг, выпускаемых государством и предприятиями с целью привлечения денежных средств.
Роль финансовой системы
заключается в том, чтобы с
помощью финансовых отношений влиять
на темпы и пропорции социально-
Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм двумя методами:
финансовое обеспечение (государственный бюджет);
финансовое регулирование (система налогов).
Функции финансов
1. распределительная (Заключается в первичном и вторичном распределении (перераспределении) чистого дохода. Первичное распределение обеспечивает процесс расширения воспроизводства, т. е. формирование амортизационного фонда, оплата труда наемных работников, расширение производства. Вторичное распределение обеспечивает образование и пополнение государственного бюджета. В результате формируются целевые денежные фонды государств, субъектов хозяйствования, и доходы от населения)
2. контрольная (Проявляется в осуществлении контроля за распределением и использованием финансовых ресурсов. Функция реализуется посредством финансовой информации, которая сосредоточена в экономических показателях предприятия: прибыли, выручка, рентабельность, фондоотдача и …)
Финансовая система – совокупность финансовых отношений и соответствующим им учреждений. В узком смысле к финансовым учреждениям относят: систему национальных и коммерческих банков, финансово-кредитные учреждения и финансовые небанковские посредники. В широком смысле к финансовым учреждениям относят: еще и финансовый аппарат страны (министерство финансов, отраслевые министерства, ведомства). Финансовая система включает следующие звенья:
66)Госбюджет.Бюджет РБ
Бюд устройство вкл б/сист и принцип ее построения, б/права и б/процесс. Централ звен БУ явл бюд сист. Б/сист - этосовокуп отдел вид и уровн бюд. Бюд права – совокупность юр норм реглам-их права участник бюд процесса. Бюд проц – проц составл, рассмотр, утверждения и испол бюджета (этапы бюд проц).
б/сист РБ строится на след принц: - единства – гласн – самост – реальн.
Принц единства означ, что все бюд имеет един законод базу, по которой формир дох и финанс расх, единую общ фин основу т.е поступл от отрасл нар хоз. Принц реальн означ что все показ по дох и расх бюд д/б обоснованы соответ расчетами. Принц самост означ что бюд любого ур-ня явл самост и не вкл в никакой вышестоящ бюд. Принц гласн треб чтоб принятые показ бюд был опубл. Показ по республ бюд публик в республ печат в вид зак о бюд на соответ год, местн - в местн печ.
Функционир б/системы регламентир зако-вом РБ: « О бюд системе и гос внебюд фондах». Уровни б/системы: - первичный, - базовый, - областной.
Ценрал звен бюд сист РБ выступ респ бюд. Он выполн особ рол в реализ эк и фин политики гос-ва. Его показат утвержд в зак о бюджете и счит обязат для выполн всеми участн б/проц. Республ бюд концентр в себ практич полов бюд ресурс гос. Его особ роль сост в том что:
1.он концентр в себе наиб значит дох источн. 2. обесп перерасп б/ресур между уровн б/системы, 3. финанс наиб значим общегос меропр: - гос целев прогр... 4. финанс участ республ в межд фин организациях, 5. респ бюд несет на себ ответств-ть за фин бюд деф. В респ бюд отраж источ покр бюд деф.
Бюдж РБ... Нач период формир рын отн в РБ относ к нач 90-х г. в эти услов бюдж приобр особ-ти, своиств перех экономике. Изменил его колич и кач показ не толк в сил указ ф-ра, но и в связ с приобр суверен-та РБ. До 1991 г б/проц РБ регламен закон СССР.
Корен измен в б/проц произ в 1991 в связ с провозгл суверенит РБ. Перв самост бюдж РБ был состав на 91 г и имел ряд особен: В дох стали планир-ся целевые поступления в связи с огран бюд ресурс и необх финанс гос прогр. Был введ чрез нал, образ республ и местн дорожн фонд. В расх част бюдж резк сниж расх на нар хоз (почт в 3 раз). В связи с заплан деф бюд впервые в 1991 опред-ны меропр по его сокращ. Более гл измен происх в 92 и связ с прин ряд закон акт РБ регламен бюд процесс. Это: - зак о бюд сист РБ – зак о местн самоупр – зак о нал и сбор взим в бюд РБ и множество зак по конкретн налогам.
С янв 92 перед в собст РБ п/п, организац бывш союз подчин, распол на тер РБ. В соотв с перечисл зак происх зам прям нал косвен, отменен налог с оборота, вкл сист-ма косв налогов. В связ с чем среди основ дох источн бюд стал фигурир НДС и акциз. Также предусм одинаков подх к налогооблаг прибыл п/п независ от форм собств и подчинен. Ввод нал за польз прир ресурс, платж за земл, нал на недв как элементы рын отнош. РБ самост регулир вопр внешне-эк д-ти. В бюд поступ : - нал на эксп и импр – нал пошл – др дох взим томож служб. Увелич поступ лесного дох, был отмен нал с прод и 11% на соц страх-ние. В расх част бюд знач част расх направ на соц-культ меропр и одновр сокращ на финанс нар хоз.
В 92 было полож начал формир нац сист-мы и самост бюдж РБ. Это вызв к жизни нов тенденц и особен разв бюдж 1. расш сфер бюд отношен, в их соств доп вовлек суб хоз различ форм собств, п/п малого бизнеса и предпр-тели, насел получающ соц помощ от гос-ва, а также иностр гос и междун организ. 2. рестуктуризация дох бюд в связ с неравном темпами их развития. В связи с измен бюд нал политики произошло знач сокращ нал пресса, что выраз в умен дол нал в ВВП с 37% в 93 до 24.5% в 96., но в послед эта тенден был наруш. 3. на увелич дох бюд повлиял вкл в сост бюд с 98 средств 5 внебюд фондов, к-ые получ назван гос целев бюд фондов. 4. резк увелич размеров бюд фонда гос 5. ускорен темп роста косвен налогов (НДС акцизов),
измененения в расх:
1. изменил-ся сост расх бюджета. В расх част сохран основ напр-я затрат и появл нов, к-ые отраж происх на дан этап изменен в эк-ке и соц сфере. Это расх по обслужив гос долга, индексация дох насел, по осуществ ВЭД, по финанс целев гос программ и др.
2. знач рост расх част бюджета, неравном темпы развит отдел расх и как следст реструктуриз расх бюджета.
3. Сократ темпы роста расх на отрасл эк-ки. Это позволило высвобод ресурс направ на фин-ие соц -культ мероприят. BARIN™
67)Налогообложение
В соответствии с законом РБ от 20 декабря 1991 г. «О налогах и сборах бюджета РБ» все предприятия независимо от форм собственности облагаются следующими налогами: 1.подоходный налог с юридических лиц (налог на доходы и прибыль): Субъекты – все предприятия. Нацеливает предприятие на выполнение стимулирующей функции системы налогообложения 2. НДС: на практике добавленная стоимость включает: з/п; амортизацию; прибыль; процент за кредит; расходы на электроэнергию. Это косвенный налог. Он включается в оптовую цену. Носитель налога – покупатель. 3. акциз (косвенный налог): им облагается продукция, имеющая по своей специфике монопольные цены и устойчивый спрос. Объект обложения – выручка от реализации продукции. Носитель – покупатель. Акцизные ставки дифференцируются в зависимости от вида товаров. 4.налог на недвижимость: не платят его бюджетные организации. Прямой налог и уплачивается за пользование производственными и непроизводственными фондами. Объекты – новое и незавершенное производство. 5.экологический налог: Взимается за объем добычи ресурсов и выбросы в окружающую среду загрязняющих веществ. В зависимости от превышения объемов выбросов данный налог может взиматься в трехкратном, пятикратном размере.
При проведении фискальной политики важное место занимает совершенствование налогообложения, так как система налогов регулирует цикличность колебаний в экономике. Налоги влияют на совокупный спрос с помощью воздействия на располагаемый доход хозяйственных субъектов. При подъеме увеличиваются доходы и налоговые отчисления. Располагаемый доход уменьшается, приостанавливая экономический рост. При спаде налоговые поступления уменьшаются, а располагаемый доход увеличивается, что не дает резкого сокращения совокупного спроса. Основные функции налогообложения:
1)-фискальная (большую часть бюджета составляют налоговые поступления. Основным налогом является подоходный, который взимается с валового дохода за вычетом производственных, транспортных и некоторых других издержек);
2)экономическая (налогообложение перераспределяет доход с помощью социальных выплат и дотаций)
Ставка налога – размер налога на единицу обложения. Виды налоговых ставок:1)прогрессивные – увеличивающие процент налоговых отчислений с увеличением дохода 2)пропорциональные – процент н6алоговых отчислений не меняется от величины дохода 3)твердые (фиксированные) – устанавливаемые на объекты независимо от их стоимости.
Высокие ставки налогов снижают трудовые, сберегательные и инвестиционные стимулы. На этой основе была разработана теория предложения – рост налогов снижает выпуск и доходы, уменьшая тем самым налоговые поступления. Повышение налогов снижает предложение труда, капитала и уменьшает сбережения. Снижение налогов способствует экономическому росту в долгосрочной перспективе и снижению темпов инфляции. Инфляция уменьшается вследствие того, что стимуляция производства дает дополнительные товары, покрывающие денежную массу.
Оптимальная налоговая ставка – ставка такого уровня, которая обеспечивает максимальные поступления в бюджет и одновременно стимулирует, по крайней мере не сдерживает, предпринимательскую активность. Если налоговую ставку снизить ниже оптимальной, то она будет стимулировать предпринимательскую активность. В краткосрочном периоде сумму налоговых поступлений в государственный бюджет уменьшается, а в долгосрочном в результате деловой активности, расширения объема производства поступления в государственный бюджет увеличиваются. Если налоговую ставку повысить выше оптимальной, то в краткосрочном периоде поступления в государственный бюджет возрастут и можно будет решать социальные вопросы.
68)Бюджетный дефицит.
Бюд деф как бюд категория историч возн с появл бюд. Для больш стран бюд деф явл хар-ым явлением. Деф т.ж явл фин катег и выраж такое сост бюджета, при котором дох не покр расх, в связ с ростом предел общестн издер произ-ва, что приводи к отриц бюд сальдо.
Бюд деф предст собой сист эк отнош, по повод привлечения дополнит дох сверх имеющ у гос-ва и исполз их на финансир расх, необеспеч собств дох.
Бюд деф вызыв ряд причин:
- чрезм гос расх –
Выделяют два вида бюджетного дефицита: 1.структурный бюджетный дефицит (возникает в результате сознательного его планирования в связи с выполнением определенных социально-экономических программ)
2.циклический бюджетный
Покрывается бюджетный дефицит за счет как внутреннего, так и внешнего финансирования. К внутреннему финансированию относят: выпуск государственных облигаций; кредиты Национального банка.
Практ показыв, что в перид депрессии, когд ВВП низок, бюд как правило свойственен деф, а в периоды подъема наблюд положит сальд.
Это объяс тем, что в период спада резко сокращ поступ прям нал. В тож врем увелч гос расх, к-ые наход в противфаз с цикл. В это врем правит-во приним мер по увел расх на соц защ гражд, выплат пособ по безраб, трансфертов отдел отрасл на покрыт их издерж и др.
Последств БД м/б: - инфл – сокращ V пр-ва – сокращ эксп и увел импорт – умен инвесц активн –снижение жизн уровня – гос долг (как внешн так и внутрен).
В РБ б деф стал планир с 91 год - 11.6% к расх бюджета, однако фактически бюд был исполн с прафицитом
Источ финнан БД м/б внеш и внутр.