Шпаргалка по "Экономической истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:03, шпаргалка

Описание

1)Место и роль экономической теории в системе экономических наук
2)Предмет, методы и функции экономической теории. Экономические категории и экономические законы
3)Экономическая теория, прогнозы и политика. Основные экономические цели общества
4)Основные научные школы и современные направления развития экономической теории
5)Экономические потребности, формы реализации и классификация

Работа состоит из  1 файл

Ekonomicheskaya_teoria_shpory.doc

— 470.50 Кб (Скачать документ)

    К специализированным учреждениям относятся:

1)Сберегательные учреждения-представлены  взаимно-сберегательными банками,  судно-сберегательными ассоциациями

2)Страховые компании.Их  денежные средства формируются  за счет взносов.

3)Пенсионные фонды.  Аккумулируют средства, предназначенные для пенсионного обеспечения.

4)Инвестиционные компании. Специализируются на привлечении  свободных денежных средств путем  выпуска собственных акций

5)Лизинговые компании.Предоставляют  в длительную аренду технические  средства.

BARIN™

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

65)Понятие финансов. Финансовая система и ее элементы.

Финансы-это экономические  отношения, возникающин в процессе распределения, перераспределения  в денежной форме части стоимости  национального продукта, создания и  использования на этой основе денежных фондов, необходимых для удовлетворения общественных потребностей.

Финансовая система - совокупность различных форм организации  финансовых отношений.

Финансовая система  включает в себя следующие основные финансовые институты: государственные  финансы; финансы предприятий и организаций; финансовый рынок.

Финансы предприятий  и организаций обеспечивают процесс  формирования и использования доходов  первичной производственной структуры, а также регулируют распределительные  отношения на уровне микроэкономики.

Финансы государства  обеспечивают формирование и использование  государственных доходов и функционируют  на основе создания различных централизованных фондов.

Состав государственных  финансов: государственный бюджет; государственное социальное страхование; пенсионный фонд и фонд социального обеспечения; имущественное и личное страхование через государственные организации; государственный кредит; фонды целевого назначения.

Финансовый рынок представляет собой сферу функционирования разнообразных  ценных бумаг, выпускаемых государством и предприятиями с целью привлечения денежных средств.

Роль финансовой системы  заключается в том, чтобы с  помощью финансовых отношений влиять на темпы и пропорции социально-экономического развития страны.

Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм двумя методами:

финансовое обеспечение (государственный бюджет);

финансовое регулирование (система налогов).

Функции финансов

1. распределительная (Заключается в первичном и вторичном распределении (перераспределении) чистого дохода. Первичное распределение обеспечивает процесс расширения воспроизводства, т. е. формирование амортизационного фонда, оплата труда наемных работников, расширение производства. Вторичное распределение обеспечивает образование и пополнение государственного бюджета. В результате формируются целевые денежные фонды государств, субъектов хозяйствования, и доходы от населения)

2. контрольная (Проявляется в осуществлении контроля за распределением и использованием финансовых ресурсов. Функция реализуется посредством финансовой информации, которая сосредоточена в экономических показателях предприятия: прибыли, выручка, рентабельность, фондоотдача и …)

Финансовая система  – совокупность финансовых отношений  и соответствующим им учреждений. В узком смысле к финансовым учреждениям относят: систему национальных и коммерческих банков, финансово-кредитные учреждения и финансовые небанковские посредники. В широком смысле к финансовым учреждениям относят: еще и финансовый аппарат страны (министерство финансов, отраслевые министерства, ведомства). Финансовая система включает следующие звенья:

 

 

 

 

 

 

 

66)Госбюджет.Бюджет  РБ

Бюд устройство вкл б/сист и принцип ее построения, б/права  и б/процесс. Централ звен БУ явл  бюд сист. Б/сист  - этосовокуп отдел  вид и уровн бюд. Бюд права – совокупность юр норм реглам-их права участник бюд процесса. Бюд проц – проц составл, рассмотр, утверждения и испол бюджета (этапы бюд проц).

б/сист РБ строится на след принц: - единства – гласн – самост – реальн.

Принц единства означ, что все бюд имеет един законод базу, по которой формир дох и финанс расх, единую общ фин основу т.е поступл от отрасл нар хоз. Принц реальн означ что все показ по дох и расх бюд д/б обоснованы соответ расчетами. Принц самост означ что бюд любого ур-ня явл самост и не вкл в никакой вышестоящ бюд. Принц гласн треб чтоб принятые показ бюд был опубл. Показ по республ бюд публик в республ печат в вид зак о бюд на соответ год, местн - в местн печ.

Функционир б/системы  регламентир зако-вом РБ: « О  бюд системе и гос внебюд фондах». Уровни б/системы: - первичный, - базовый,  - областной.

Ценрал звен бюд сист РБ выступ респ бюд. Он выполн особ рол  в реализ эк и фин политики гос-ва. Его показат утвержд в  зак  о бюджете  и счит обязат для  выполн всеми участн б/проц. Республ  бюд концентр в себ практич полов бюд ресурс гос. Его особ роль сост в том что:

1.он концентр в себе наиб значит дох источн. 2. обесп перерасп б/ресур между уровн б/системы, 3. финанс наиб значим общегос меропр: - гос целев прогр... 4. финанс участ республ в межд фин организациях, 5. респ бюд несет на себ ответств-ть за фин бюд деф. В респ бюд отраж источ покр бюд деф.

Бюдж РБ... Нач период формир рын отн в РБ относ к нач 90-х г. в эти услов бюдж приобр особ-ти, своиств перех экономике. Изменил его колич и кач показ не толк в сил указ ф-ра, но и в связ с приобр суверен-та РБ. До 1991 г  б/проц РБ регламен закон СССР.

Корен измен в б/проц произ в 1991 в связ с провозгл суверенит  РБ. Перв самост бюдж РБ был состав на 91 г и имел ряд особен: В дох  стали планир-ся целевые поступления в связи с огран бюд ресурс и необх финанс гос прогр. Был введ чрез нал, образ республ и местн дорожн фонд. В расх част бюдж резк сниж расх на нар хоз (почт в 3 раз). В связи  с заплан деф бюд впервые в 1991 опред-ны меропр по его сокращ. Более гл измен происх в 92 и связ с прин ряд закон акт РБ регламен бюд процесс. Это: - зак о бюд сист РБ – зак о местн самоупр – зак о нал и сбор взим в бюд РБ и множество зак по конкретн налогам.

С янв 92 перед в собст  РБ п/п, организац бывш союз подчин, распол на тер РБ. В соотв с перечисл  зак происх зам прям нал косвен, отменен налог с оборота, вкл сист-ма косв налогов. В связ с чем среди основ дох источн бюд стал фигурир НДС и акциз. Также предусм одинаков подх к налогооблаг прибыл п/п независ от форм собств и подчинен. Ввод нал за польз прир ресурс, платж за земл, нал на недв как элементы рын отнош. РБ самост регулир вопр внешне-эк д-ти. В бюд поступ : - нал на эксп и импр – нал пошл – др дох взим томож служб. Увелич поступ лесного дох, был отмен нал с прод и 11% на соц страх-ние. В расх част бюд знач част расх направ на соц-культ меропр и одновр сокращ на финанс нар хоз.

В 92 было полож начал  формир нац сист-мы и самост бюдж РБ. Это вызв к жизни нов тенденц  и особен разв бюдж       1. расш сфер бюд отношен, в их соств доп вовлек суб хоз различ форм собств, п/п малого бизнеса и предпр-тели, насел получающ соц помощ от гос-ва, а также иностр гос и междун организ. 2. рестуктуризация дох бюд в связ с неравном темпами их развития. В связи с измен бюд нал политики произошло знач сокращ нал пресса, что выраз в умен дол нал в ВВП с 37% в 93 до 24.5% в 96., но в послед эта тенден был наруш. 3. на увелич дох бюд повлиял вкл в сост бюд с 98 средств 5 внебюд фондов, к-ые получ назван гос целев бюд фондов. 4. резк увелич размеров бюд фонда гос 5. ускорен темп роста косвен налогов (НДС акцизов),

измененения в  расх:

1. изменил-ся сост расх  бюджета. В расх част сохран  основ напр-я затрат и появл  нов, к-ые отраж происх на  дан этап изменен  в эк-ке  и соц сфере. Это расх по обслужив гос долга, индексация дох насел, по осуществ ВЭД, по финанс целев гос программ и др.

2. знач рост расх  част бюджета, неравном темпы  развит отдел расх и как  следст реструктуриз расх бюджета.

3. Сократ темпы роста  расх на отрасл эк-ки. Это позволило высвобод ресурс направ на фин-ие соц -культ мероприят.  BARIN™

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

67)Налогообложение

В соответствии с законом  РБ от 20 декабря 1991 г. «О налогах и  сборах бюджета РБ» все предприятия  независимо от форм собственности облагаются следующими налогами: 1.подоходный налог с юридических лиц (налог на доходы и прибыль): Субъекты – все предприятия. Нацеливает предприятие на выполнение стимулирующей функции системы налогообложения   2. НДС: на практике добавленная стоимость включает: з/п; амортизацию; прибыль; процент за кредит; расходы на электроэнергию. Это косвенный налог. Он включается в оптовую цену. Носитель налога – покупатель.  3. акциз (косвенный налог): им облагается продукция, имеющая по своей специфике монопольные цены и устойчивый спрос. Объект обложения – выручка от реализации продукции. Носитель – покупатель. Акцизные ставки дифференцируются в зависимости от вида товаров.           4.налог на недвижимость: не платят его бюджетные организации. Прямой налог и уплачивается за пользование производственными и непроизводственными фондами. Объекты – новое и незавершенное производство. 5.экологический налог: Взимается за объем добычи ресурсов и выбросы в окружающую среду загрязняющих веществ. В зависимости от превышения объемов выбросов данный налог может взиматься в трехкратном, пятикратном размере. 

       При проведении фискальной политики важное место занимает совершенствование налогообложения, так как система налогов регулирует цикличность колебаний в экономике. Налоги влияют на совокупный спрос с помощью воздействия на располагаемый доход хозяйственных субъектов. При подъеме увеличиваются доходы и налоговые отчисления. Располагаемый доход уменьшается, приостанавливая экономический рост. При спаде налоговые поступления уменьшаются, а располагаемый доход увеличивается, что не дает резкого сокращения совокупного спроса. Основные функции налогообложения: 

1)-фискальная (большую часть бюджета составляют налоговые поступления. Основным налогом является подоходный, который взимается с валового дохода за вычетом производственных, транспортных и некоторых других издержек);

2)экономическая (налогообложение перераспределяет доход с помощью социальных выплат и дотаций)

Ставка налога – размер налога на единицу обложения. Виды налоговых ставок:1)прогрессивные – увеличивающие процент налоговых отчислений с увеличением дохода  2)пропорциональные – процент н6алоговых отчислений не меняется от величины дохода  3)твердые (фиксированные) – устанавливаемые на объекты независимо от их стоимости.

Высокие ставки налогов  снижают трудовые, сберегательные и  инвестиционные стимулы. На этой основе была разработана теория предложения – рост налогов снижает выпуск и доходы, уменьшая тем самым налоговые поступления. Повышение налогов снижает предложение труда, капитала и уменьшает сбережения. Снижение налогов способствует экономическому росту в долгосрочной перспективе и снижению темпов инфляции. Инфляция уменьшается вследствие того, что стимуляция производства дает дополнительные товары, покрывающие денежную массу.

Оптимальная налоговая  ставка – ставка такого уровня, которая обеспечивает максимальные поступления в бюджет и одновременно стимулирует, по крайней мере не сдерживает, предпринимательскую активность. Если налоговую ставку снизить ниже оптимальной, то она будет стимулировать предпринимательскую активность. В краткосрочном периоде сумму налоговых поступлений в государственный бюджет уменьшается, а в долгосрочном в результате деловой активности, расширения объема производства поступления в государственный бюджет увеличиваются. Если налоговую ставку повысить выше оптимальной, то в краткосрочном периоде поступления в государственный бюджет возрастут и можно будет решать социальные вопросы.

 

 

 

 

 

68)Бюджетный  дефицит.

        Бюд деф как бюд категория  историч возн с появл бюд.  Для больш стран  бюд деф  явл хар-ым явлением. Деф т.ж  явл фин катег и выраж такое сост бюджета, при котором  дох не покр  расх, в связ с ростом предел общестн издер произ-ва, что приводи к отриц бюд сальдо.

Бюд деф предст собой сист эк отнош, по повод привлечения дополнит дох  сверх имеющ у гос-ва и исполз их на финансир расх, необеспеч собств дох.

              Бюд деф вызыв ряд причин:

- чрезм гос расх – недополучение  дох – сознат сокращ дох  в связ гос регулированием  воспроизврд-го процесса: сокращ  налог, предост льгт  для стимул  д-ти; – циклич стад в эк-ке.

             Выделяют два вида бюджетного дефицита: 1.структурный бюджетный дефицит (возникает в результате сознательного его планирования в связи с выполнением определенных социально-экономических программ)

2.циклический бюджетный дефицит  (дефицит, связанный с падением  деловой активности в экономике, и как следствие, сокращение налоговых поступлений)

Покрывается бюджетный дефицит  за счет как внутреннего, так и  внешнего финансирования. К внутреннему финансированию относят: выпуск государственных облигаций; кредиты Национального банка.

         Практ показыв,  что в перид депрессии, когд  ВВП низок, бюд как правило  свойственен деф, а в периоды  подъема наблюд положит сальд.

Это объяс тем, что в период спада  резко сокращ поступ прям нал. В тож  врем увелч гос расх, к-ые наход  в противфаз с цикл. В это врем правит-во приним мер по увел расх на соц защ гражд, выплат пособ по безраб, трансфертов отдел отрасл на покрыт их издерж и др.

Последств БД м/б: - инфл – сокращ V пр-ва – сокращ эксп и увел импорт – умен инвесц активн –снижение жизн уровня – гос долг (как внешн так и внутрен).

В РБ б деф стал планир с 91 год - 11.6% к расх бюджета, однако фактически бюд  был исполн с прафицитом

Источ финнан БД м/б внеш и внутр.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической истории"