Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:46, шпаргалка
Рыночная система — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а распределение ресурсов, производство, обмен и потребление товаров и услуг осуществляются на основе спроса и предложения
Рынок — в экономической теории, совокупность экономических отношений между субъ
1 Рыночная система. Понятие рынка, его функции. Виды рынков
Рыночная система — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а распределение ресурсов, производство, обмен и потребление товаров и услуг осуществляются на основе спроса и предложения
Рынок — в экономической теории, совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции:
информационная — рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
ценообразующая— цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции;
регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;
стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;
координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.
Рынок как механизм («большой» рынок) состоит из отдельных («малых») рынков — капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. «Малые» рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг).
2 Закон предложения, функция предложения. Закон спроса, функция спроса. Равновесная цена.
Закон Предложения - экономический закон, согласно которому с ростом цены товара увеличивается объем его предложения на рынке, а со снижением цены сокращается
Функция предложения (supplyfunction) определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов.
Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обусловливает возрастание спроса на него.
закон спроса
Отсюда функция спроса — это функция, определяющая величину спроса в зависимости от влияющих на него различных факторов.
Равновесная цена - цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. При равновесной цене:
- цена, при которой спрос и предложение равны;
- цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;
- цена, которая не обнаруживает
тенденцию к росту или
На графике спроса и
3 Рыночный механизм установления равновесия. Равновесие по Л. Вальрасу. Равновесие по А. Маршаллу.
Установление экономического равновесия представляет собой идеальную ситуацию, при которой объем спроса и объем предложения на рынке равны.
Равновесие по Л. Вальрасу
• во-первых, спрос и предложение факторов производства равны; на них устанавливается постоянная и устойчивая цена;
• во-вторых, спрос и предложение товаров (и услуг) также равны и реализуются на основе постоянных, устойчивых цен;
• в-третьих, цены товаров
соответствуют издержкам
Равновесие по А. Маршаллу
При цене предложения ниже или выше, чем равновесная цена спроса выгода продавца заставляет увеличивать или уменьшать предложение, что возвращает ситуацию в равновесное состояние. Т.е равновесие нарушается не за счет избытков спроса и предложения, а под влиянием отклонения цены спроса от цены предложения в любую сторону
4Устойчивость равновесия, виды. Излишки потребителя и производителя
Устойчивость равновесия — способность рынка приходить в состояние равновесия путём установления прежних равновесной цены и равновесного объёма.
Виды устойчивости
Абсолютная
Относительная
Локальная (колебания цен происходят, но в определённых пределах)
Глобальная (Устанавливается при любых колебаниях)
Излишек потребителя (consumersurplus) — разность между рыночной ценой, по которой потребитель приобрел товар, и максимальной ценой, которую он готов заплатить за данный товар.
Излишек производителя (producersurplus) — разность между текущей рыночной стоимостью товара и минимальной ценой, по которой производитель готов продать свой товар.
5
Совокупный спрос (AD) – это сумма спросов всех макроэкономических агентов (домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) на конечные товары и услуги. Компонентами совокупного спроса выступают: 1) спрос домохозяйств, т. е. потребительский спрос (С); 2) спрос фирм, т. е. инвестиционный спрос (I); 3) спрос со стороны государства, т. е. государственные закупки товаров и услуг (G); 4) спрос иностранного сектора, т. е. чистый экспорт (Xn). Поэтому формула совокупного спроса такова:
AD = C + I + G + Xn.
Величина совокупного спроса представляет собой то количество конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом данном уровне цен. Чем выше общий уровень цен, тем меньше будет величина совокупного спроса и тем меньше расходов будут намерены сделать все макроэкономические агенты на покупку конечных товаров и услуг.
Совокупное предложение (AS) представляет собой стоимость того количества конечных товаров и услуг, которое предлагают на рынок (к продаже) все производители (частные фирмы и государственные предприятия). Как и в случае совокупного спроса, речь идет не о фактическом объеме производства, а о той величине совокупного выпуска, которую все производители готовы (намерены) произвести и предложить к продаже на рынке при определенном уровне цен.
Зависимость величины совокупного
предложения (совокупного выпуска)
от уровня цен в краткосрочном
периоде прямая: чем выше уровень
цен, т. е. чем по более высоким
ценам производители могут
7 Перекрестная эластичность. Эластичность спроса по доходу
Перекрестная эластичность спроса - форма эластичность спроса, при которой изменение цены на один товар приводит к изменению спроса на другой (сходный по своим потребительским качествам) товар.
Положительное значение
Отрицательное значение
ЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО
ДОХОДУ(
8 Теории поведения потребителя и производителя. Полезность блага. Особенности потребительского спроса
ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ(producertheory) Раздел микроэкономического анализа (microeconomics), где исследуются различные виды предложения товаров и услуг рынку со стороны компаний или предпринимателей (entrepreneurs). Теория поведения производителей в сочетании с теорией потребления (consumertheory) объясняет взаимодействие рыночных спроса и предложения. Комбинация двух названных теорий позволяет прогнозировать поведение как отдельного рынка (cм.: анализ частичного равновесия (partialequilibriumanalysis), так и экономики в целом
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ - совокупность признаков и показателей, характеризующих действия потребителей, включая их потребительские предпочтения, спрос на товары и услуги, структуру потребления, способы использования доходов.
Особенности потребительского спроса Существование закона спроса не означает, что он всегда и при любых условиях проявляет свою сущность. Следует напомнить о некоторых возможных "исключениях" из него: во-первых, о случаях, когда товары рассчитаны на богатых людей; во-вторых, когда покупатели судят о качестве товара по его цене; в-третьих, о явлениях, которые получили в экономической теории название эффекта Гиффена.
Спрос на потребительские товары может быть классифицирован в соответствии с мотивами, его вызывающими. Так американский экономист X. Лейбенстайн выделяет два вида спроса на товар: функциональный и нефункциональный. Функциональный спрос означает, что часть спроса на товар обусловлена качествами, присущими самому товару. Нефункциональный спрос означает, что часть спроса на товар обусловлена какими-то другими факторами, а не присущими ему качествами. Наиболее значительная часть нефункционального спроса обусловлена внешними воздействиями на полезность. Имеется в виду, что полезность, извлеченная из данного товара, увеличивается или уменьшается.
Полезность блага или товара — есть способность его удовлетворять какой-нибудь человеческой потребности. П. блага тем выше, чем большему числу потребителей оно служит, чем настоятельнее и распространеннее эти потребности и чем лучше и полнее оно их удовлетворяет. П. является необходимым условием для того, чтобы какой-нибудь предмет приобрел меновую ценность.
9 Кривая безразличия. Бюджетное ограничение
Кривая безразличия — кривая, изображающая все комбинации из двух благ, имеющих для экономического субъекта одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен
Кривая безразличия показывает различные комбинации 2-х экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.
Кривые безразличия отражают предпочтения потребителя, то есть его потребности. Помимо этого при анализе потребительского выбора следует принимать во внимание его возможности, т.е. бюджетное ограничение.
Бюджетное ограничение характеризует реальную покупательную способность потребителя (I) с учетом величины и соотношения цен покупаемых товаров. Графически бюджетное ограничение выражается в виде бюджетной линии – отрезка прямой, все точки на которой показывают комбинации благ, которые потребитель в состоянии приобрести при данных ценах при полном расходовании его дохода.
10Эффект дохода и эффект замещения
Реакция потребителя на изменение цен тех или иных товаров неоднозначна и, согласно теории полезности, получила название «эффекта дохода» и «эффекта замещения».
В ответ на изменение реального дохода потребитель изменяет объем потребления различных видов благ в зависимости от их оценки как нормального или низшего качества. Следует помнить, что рост дохода стимулирует спрос на нормальные товары и уменьшает спрос на товары низшего качества. Однако потребитель, если не хочет увеличения потребления подешевевших товаров, может перейти на потребление аналогичных, но более качественных и дорогих товаров. Эффект дохода вызывает в этом случае эффект замещения (субституции).
Эффект дохода - это изменение спроса на товар только как результат колебания покупательной способности денежного дохода, вызванного в свою очередь изменением цен.
Эффект замещения будет иметь место тогда, когда потребитель начнет покупать больше товаров, на которые снизились цены, или заменять их товаром, на который цены постоянны или даже выросли.
Теория полезности помогает установить зависимость между ценой товара и его количеством. При падении цен на товары при неизменной величине номинального дохода потребителя происходит увеличение покупательной способности данной суммы денег. По существу снижение цен приводит к увеличению реального дохода. В данном случае увеличение доходов столь же реально, как и в случае повышения заработной платы.
Как мы знаем, предельная полезность
на один рубль продукции при
Итак, излишек потребителя - это разница между той суммой, которую потребитель был бы согласен уплатить, и той суммой, которую он реально уплатил.
11Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ. Парадокс Гиффена.
Взаимодополняемые благаВзаимодополняемыми называются товары или услуги, которые удовлетворяют потребности (используются) только в комплексе друг с другом.
Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские блага (готовые), но и производственные - то есть ресурсы: капитал и труд, печь и топливо, швейная машина и ткань и т.д.
Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой) и относительной.
При относительной взаимодополняемости нет четкого заданного количества
При абсолютнойвзаимодополняемости одному благу в дополнение требуется определенное количество другого, а при относительной - нет.
«парадокс Гиффена»: при повышении цен на определённые виды товара (в основном товары первой необходимости) их потребление повышается за счёт экономии на других товарах
Взаимозаменяемыми благами называются такие товары или услуги, которые удовлетворяют потребности (используются) только за счет друг друга. Взаимозаменяемыми (как и взаимодополняемыми) могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы. Например, в качестве топлива можно использовать уголь или нефть или газ, а вместо металлических деталей можно использовать пластмассовые и т.д.