Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:46, шпаргалка
Рыночная система — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а распределение ресурсов, производство, обмен и потребление товаров и услуг осуществляются на основе спроса и предложения
Рынок — в экономической теории, совокупность экономических отношений между субъ
Взаимозаменяемые блага иначе
можно назвать благами-
По аналогии с взаимодополняемостью взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной) или относительной.
При совершенной взаимозаменяемости одно благо целиком заменяется другим, а при относительной - может и частично.
Производителям (фирмам) очень важно иметь в виду и использовать свойства взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ, потому что они влияют на поведение потребителей при покупках и потреблении благ, на потребительский выбор.
12 Монополия. Чистая монополия, естественная монополия. Ценовая дискриминация. Барьеры входа и выхода (в отрасли)
Монополия —крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей.
Монополия- исключительное право на продажу какого-либо продукта или осуществление некоего вида деятельности
Естественная монополия когда один производитель выпускает продукцию, которая требует более низких затрат, чем продукция других производителей.
Чистая монополия рынок, на котором одна форма создает продукт, не имеющий заменителя, доступ на который закрыт
Ценовая дискриминация – продажа продукции одинакового качества различным покупателям по различным ценам
Барьеры входа — это препятствия, которые должна преодолеть компания, осуществляя вход на определенный рынок. Барьеры входа являются источником ценовой власти компании — возможности компании поднимать цену не теряя при этом потребителей.
Термин барьеры входа также применяется к физическим лицам, которые намерены начать определенную профессиональную или предпринимательскую деятельность. Барьеры входа препятствуют конкуренции в отрасли.
Барьеры выхода — это препятствия, которые должна преодолеть компания, осуществляя выход из определенного рынка
Преодоление таких препятствий компаниям необходимо финансировать; величина такого финансирования иногда может заставить компанию оставаться на убыточном рынке, так как убытки в таком случае будут меньшими, чем при выходе с рынка. Стоимость барьеров выхода должна учитываться риск-менеджерами при входе на определенный рынок, и в некоторых случаях закладываться в цену производимых товаров или услуг.
Термин барьеры выхода также применяется к физическим лицам, которые намерены прекратить определенную профессиональную или предпринимательскую деятельность.
13 Антимонопольное законодательство. Показатели монопольной власти.
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО— законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий.
Вся власть над фирмой в одном лице
14
Олигополия. Под олигополией (от греч. oligos — немногочисленный, незначительный и poleo — продаю, торгую) понимают такую ситуацию на рынке, когда несколько крупных конкурирующих фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции в отрасли. Например, олигополия наблюдается в алюминиевой промышленности, где три фирмы имеют тенденцию господствовать на всем национальном рынке. При олигополии 10 или 15 бензозаправочных станций могут иметь примерно равные доли рынка нефтепродуктов в городе среднего размера. Существует несколько причин, почему определенные отрасли обслуживаются небольшим количеством фирм.
1. Эффект масштаба (см. 10.1). Достаточно эффективное производство возможно только при небольшом числе производителей, другими словами, эффективность требует, чтобы производственная мощность каждой фирмы занимала большую долю рынка. Ситуация, при которой в отрасли имеется большое число фирм с высокими издержками, каждой из которых не удается реализовать эффект масштаба, является неустойчивой.
Исторически сложилось так, что во многих отраслях научно-технический прогресс сделал все более и более достижимым эффект масштаба. Многие отрасли начинали свое развитие на базе несложной техники, в условиях небольшого эффекта масштаба и значительного числа конкурентов. Затем, по мере совершенствования техники и все более резко выраженного эффекта масштаба, менее сметливые или менее энергичные фирмы оказывались на обочине, а вперед выходили наиболее сильные производители. Например, в начале XX в. в американской автомобильной промышленности в период ее становления существовало более 80 фирм. С годами развитие технологий массового производства, банкротства и слияния ослабили борьбу между производителями. Теперь на долю «большой тройки» — «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер» — приходится около 90% продаж произведенных в стране автомобилей. Новые фирмы не вступают в эту отрасль, поскольку, чтобы добиться низких издержек на единицу продукции, любые вновь вступающие фирмы должны быть крупными производителями. Для этого потребуется вложить в машины и оборудование несколько миллиардов долларов. Эффект масштаба становится труднопреодолимым барьером для вступления в данную отрасль промышленности.
2. Эффект слияния. Поводом для слияния могут служить разные обстоятельства. Объединение двух или более конкурировавших фирм может существенно увеличить их рыночную долю и дать возможность новой и более крупной производственной единице добиться большего эффекта.
Олигополии могут быть однородными
или дифференцированными, т.е. и олигополистической
отрасли могут производить
Редко какая фирма в условиях олигополистической отрасли в состоянии изменить свою ценовую политику, не попытавшись рассчитать наиболее вероятные ответные действия своих конкурентов. При установлении цены для олигополиста наиболее важными являются данные об издержках и спросе, но к ним также нужно добавить и реакцию со стороны конкурентов.
Следует отметить, что такого рода взаимозависимость является уникальным свойством олигополии. Отсюда вытекает и наиболее подходящее определение олигополии: считается, что олигополия существует, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.
Стратегии ценообразования при
олигополии. В условиях олигополистической
конкуренции применяется
Другая стратегия, используемая в
олигополии, заключается в координации
действий при установлении цен. Она
существует в виде принятия соглашения
о ценах между участниками
рынка. В некоторых странах заключение
соглашения о ценах запрещено
законом. Параллельная ценовая политика
— это закамуфлированная
Совершенная (чистая) конкуренция. Такого рода конкуренция на практике довольно редка, но эта модель рынка имеет весомое аналитическое значение, так как представляет собой простейшую ситуацию, в которой следует использовать понятия «доход» и «издержки». Для данного вида конкуренции характерны следующие черты.
1. Большое число фирм. Основной
чертой рынка совершенной
2. Отсутствие контроля над ценой
продукции. На чисто
3. Свободный переход из отрасли
в отрасль. Не существует
4. Равный доступ к информации.
Все продавцы имеют
5. Все фирмы, действуя
6. Кривая спроса на продукцию
фирмы является в то же время
кривой дохода. Цена за единицу
продукции пропорциональна
7. Валовой доход при любом
уровне продаж может быть
8. В условиях свободной
Монополистическая конкуренция. Она является самой распространенной в настоящее время моделью рынка. Монополистическая конкуренция предполагает смешение монополии и конкуренции. Для монополистической конкуренции характерны следующие черты.
1. Относительно большое число
фирм. Монополистическая конкуренция
подразумевает такую рыночную
ситуацию, при которой относительно
большое число небольших
2. Дифференциация продукции. В
противоположность рынку