Шпаргалка по "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:46, шпаргалка

Описание

Рыночная система — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а распределение ресурсов, производство, обмен и потребление товаров и услуг осуществляются на основе спроса и предложения
Рынок — в экономической теории, совокупность экономических отношений между субъ

Работа состоит из  1 файл

1 Рыночная система.docx

— 129.61 Кб (Скачать документ)

Взаимозаменяемые блага иначе  можно назвать благами-заменителями или субститутами (от английского  substitute - замена, заменитель, заместитель).

По аналогии с взаимодополняемостью взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной) или относительной.

При совершенной взаимозаменяемости одно благо целиком заменяется другим, а при относительной - может и  частично.

Производителям (фирмам) очень важно  иметь в виду и использовать свойства взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ, потому что они влияют на поведение потребителей при покупках и потреблении благ, на потребительский выбор.

 

 

 

12 Монополия.  Чистая монополия, естественная монополия. Ценовая дискриминация. Барьеры входа и выхода (в отрасли)

Монополия —крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей.

Монополия- исключительное  право на продажу какого-либо продукта или осуществление некоего вида деятельности

 

Естественная монополия когда один производитель выпускает продукцию, которая требует более низких затрат, чем продукция других производителей.

Чистая монополия рынок, на котором одна форма создает продукт, не имеющий заменителя, доступ на который закрыт

 

Ценовая дискриминация – продажа продукции одинакового качества различным покупателям по различным ценам

 

Барьеры входа — это препятствия, которые должна преодолеть компания, осуществляя вход на определенный рынок. Барьеры входа являются источником ценовой власти компании — возможности компании поднимать цену не теряя при этом потребителей.

Термин барьеры входа также  применяется к физическим лицам, которые намерены начать определенную профессиональную или предпринимательскую  деятельность. Барьеры входа препятствуют конкуренции в отрасли.

 

Барьеры выхода — это препятствия, которые должна преодолеть компания, осуществляя выход из определенного рынка

Преодоление таких препятствий  компаниям необходимо финансировать; величина такого финансирования иногда может заставить компанию оставаться на убыточном рынке, так как убытки в таком случае будут меньшими, чем при выходе с рынка. Стоимость  барьеров выхода должна учитываться  риск-менеджерами при входе на определенный рынок, и в некоторых случаях закладываться в цену производимых товаров или услуг.

Термин барьеры выхода также  применяется к физическим лицам, которые намерены прекратить определенную профессиональную или предпринимательскую  деятельность.

 

13 Антимонопольное законодательство. Показатели монопольной власти.

 

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО— законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий.

 

Вся власть над фирмой в одном  лице

14

Олигополия. Под олигополией (от греч. oligos — немногочисленный, незначительный и poleo — продаю, торгую) понимают такую ситуацию на рынке, когда несколько крупных конкурирующих фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции в отрасли. Например, олигополия наблюдается в алюминиевой промышленности, где три фирмы имеют тенденцию господствовать на всем национальном рынке. При олигополии 10 или 15 бензозаправочных станций могут иметь примерно равные доли рынка нефтепродуктов в городе среднего размера. Существует несколько причин, почему определенные отрасли обслуживаются небольшим количеством фирм.

 

1. Эффект масштаба (см. 10.1). Достаточно эффективное производство возможно только при небольшом числе производителей, другими словами, эффективность требует, чтобы производственная мощность каждой фирмы занимала большую долю рынка. Ситуация, при которой в отрасли имеется большое число фирм с высокими издержками, каждой из которых не удается реализовать эффект масштаба, является неустойчивой.

Исторически сложилось так, что  во многих отраслях научно-технический  прогресс сделал все более и более  достижимым эффект масштаба. Многие отрасли  начинали свое развитие на базе несложной  техники, в условиях небольшого эффекта  масштаба и значительного числа  конкурентов. Затем, по мере совершенствования  техники и все более резко  выраженного эффекта масштаба, менее  сметливые или менее энергичные фирмы оказывались на обочине, а вперед выходили наиболее сильные производители. Например, в начале XX в. в американской автомобильной промышленности в период ее становления существовало более 80 фирм. С годами развитие технологий массового производства, банкротства и слияния ослабили борьбу между производителями. Теперь на долю «большой тройки» — «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер» — приходится около 90% продаж произведенных в стране автомобилей. Новые фирмы не вступают в эту отрасль, поскольку, чтобы добиться низких издержек на единицу продукции, любые вновь вступающие фирмы должны быть крупными производителями. Для этого потребуется вложить в машины и оборудование несколько миллиардов долларов. Эффект масштаба становится труднопреодолимым барьером для вступления в данную отрасль промышленности.

2. Эффект слияния. Поводом для слияния могут служить разные обстоятельства. Объединение двух или более конкурировавших фирм может существенно увеличить их рыночную долю и дать возможность новой и более крупной производственной единице добиться большего эффекта.

Олигополии могут быть однородными  или дифференцированными, т.е. и олигополистической отрасли могут производить стандартизированные  или дифференцированные продукты. Так, сталь, цинк, медь, алюминий, свинец, цемент, технический спирт и т.д. являются стандартизированными продуктами в  физическом смысле и производятся в  условиях однородной олигополии. С  другой стороны, многие отрасли, производящие потребительские товары, такие как  автомобили, бытовые приборы, открытки и др., производят их в условиях дифференцированной олигополии.

Редко какая фирма в условиях олигополистической отрасли в состоянии  изменить свою ценовую политику, не попытавшись рассчитать наиболее вероятные  ответные действия своих конкурентов. При установлении цены для олигополиста наиболее важными являются данные об издержках и спросе, но к ним также нужно добавить и реакцию со стороны конкурентов.

Следует отметить, что такого рода взаимозависимость является уникальным свойством олигополии. Отсюда вытекает и наиболее подходящее определение  олигополии: считается, что олигополия существует, когда число фирм в  отрасли настолько мало, что каждая при формировании своей ценовой  политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Стратегии ценообразования при  олигополии. В условиях олигополистической конкуренции применяется множество  стратегий ценообразования. Одна из наиболее распространенных получила название стратегии следования за лидером. Абсолютным лидером считается фирма, которая имеет бесспорные преимущества перед конкурентами либо в объеме выпуска продукции, либо в уровне затрат. Все фирмы следуют за лидером, но превышая его уровень цен. На взаимозаменяемую продукцию (например, бензин) устанавливается единая цена. Если продукция близка по параметрам друг к другу (автомобили), то в ценах возможны некоторые различия.

 

Другая стратегия, используемая в  олигополии, заключается в координации  действий при установлении цен. Она  существует в виде принятия соглашения о ценах между участниками  рынка. В некоторых странах заключение соглашения о ценах запрещено  законом. Параллельная ценовая политика — это закамуфлированная координация  цен. Она состоит, например, в том, что все компании калькулируют издержки производства по унифицированным статьям, а затем, прибавляя определенную норму прибыли, получают цену. Параллельность проявляется, когда под действием  рыночных факторов цены всех компаний отрасли меняются в одной и  той же пропорции и в одном  направлении.

 

Совершенная (чистая) конкуренция. Такого рода конкуренция на практике довольно редка, но эта модель рынка имеет весомое аналитическое значение, так как представляет собой простейшую ситуацию, в которой следует использовать понятия «доход» и «издержки». Для данного вида конкуренции характерны следующие черты.

 

1. Большое число фирм. Основной  чертой рынка совершенной конкуренции  является наличие большого количества  независимо действующих продавцов.  Примером служат рынки сельскохозяйственных  товаров, фондовая биржа и рынок  иностранных валют. На таких  рынках в обороте находится  стандартизированная продукция.  Конкурирующие фирмы производят  однородную продукцию, и при  одинаковой цене потребителю  безразлично, у какого продавца  покупается продукт. Вследствие  стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, т.е. конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.

 

2. Отсутствие контроля над ценой  продукции. На чисто конкурентном  рынке отдельные фирмы осуществляют  незначительный контроль над  ценой продукции. Это свойство  вытекает из следующего обстоятельства: в условиях чистой конкуренции  каждая фирма производит настолько  небольшую часть от общего  объема производства, что увеличение  или уменьшение ее выпуска  не будет оказывать ощутимого  влияния на общее предложение  или цену продукта.

 

3. Свободный переход из отрасли  в отрасль. Не существует никаких  серьезных препятствий — законодательных,  технологических, финансовых и  других, которые могли бы помешать  возникновению новых фирм и  сбыту их продукции на конкурентных  рынках. Ограничителем выступает  размер получаемой прибыли. Каждый  предприниматель будет производить  товары до того уровня, когда  цена и издержки производства  станут равными.

 

4. Равный доступ к информации. Все продавцы имеют представление  о ценах и возможной прибыли,  так как по условиям свободной  конкуренции спрос товара полностью  зависит от цены. На рынке фигурирует  множество фирм, и ни одна из  них не контролирует достаточно  заметного сегмента рынка, поэтому  при расширении объема производства  фирма, как правило, цену не  меняет.

 

5. Все фирмы, действуя независимо, но одновременно, могут повлиять  — и действительно влияют —  на общий объем предложения  и, следовательно, на рыночную  цену. Если один производитель  увеличивает или уменьшает выпуск  при неизменных объемах производства  у всех других конкурирующих  фирм, это не оказывает существенного  влияния на общий объем предложения  и рыночную цену.

 

6. Кривая спроса на продукцию  фирмы является в то же время  кривой дохода. Цена за единицу  продукции пропорциональна доходу  от этой единицы продукции  (среднему доходу продавца).

 

7. Валовой доход при любом  уровне продаж может быть легко  определен путем умножения цены  на соответствующее количество  продукции, которое фирма может  продать. И так как цена остается  неизменной, то валовой доход  будет всегда увеличиваться на  постоянную величину с каждой  дополнительной единицей продаж. Предельный доход (т.е. добавочный  доход, получаемый с каждой  дополнительной единицы продукции)  будет постоянным.

 

8. В условиях свободной конкуренции  ни одна фирма на рынке не  играет заметной роли, а цены  складываются под воздействием  только спроса и предложения.  Фирмам приходится ориентироваться  на сложившийся уровень цен.  Однако известны случаи кратковременного  воздействия на конъюнктуру рынка.  Для этих целей используют  стратегию «случайного» снижения  цен, которая заключается в установлении сначала максимально высокого уровня цен, а затем их медленного снижения до уровня средних рыночных показателей. За период, когда цены были максимально высокими, фирме все же удается продать какое-то количество товаров и тем самым увеличить свой доход.

 

Монополистическая конкуренция. Она является самой распространенной в настоящее время моделью рынка. Монополистическая конкуренция предполагает смешение монополии и конкуренции. Для монополистической конкуренции характерны следующие черты.

 

1. Относительно большое число  фирм. Монополистическая конкуренция  подразумевает такую рыночную  ситуацию, при которой относительно  большое число небольших производителей  выпускает дифференцированную продукцию.  Каждая фирма обладает относительно  небольшой долей рынка, поэтому  она имеет очень ограниченный  контроль над рыночной ценой.  Кроме того, наличие сравнительно  большого числа фирм гарантирует,  что сговор фирм с целью  ограничения объема производства  и искусственного повышения цен  почти невозможен. Наконец, при  многочисленности фирм в отрасли нет ощущения взаимной зависимости между ними; каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны фирм-конкурентов.

 

2. Дифференциация продукции. В  противоположность рынку чистой  конкуренции при монополистической  конкуренции этот признак является  одним из основных. В условиях  чистой конкуренции фирмы производят  стандартизированную продукцию,  в то время как при монополистической  конкуренции производители выпускают  разновидности данного продукта.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика"