Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:24, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Экономика".

Работа состоит из  1 файл

Международная экономика.docx

— 95.51 Кб (Скачать документ)

 

  1. Международная торговля, динамика и структура

Объем ВТ возрос в 18 раз (1950-2000) 
Двоякое значение показателей (различают номинальные и реальные величины)

  1. Резкое изменение структуры МТ на основе достижений НТР (доля наукоемких отраслей в структуре увеличилась в 3,5 раза за последние 15 лет (1985-2000). Увеличение доли машинотехнических товаров: 1950 – 21%, 2002 – 56% (на базе готовой наукоемкой продукции)
  2. Главенствующая роль ПРС (РС – 36%, ПРС – 63%)
  3. Возрастающая роль фактора транснационализации, представленной в основном внутрифирменной торговлей крупных ТНК, составляющих 35-40% объема МТ
  4. Усиление роли и значения интеграционных союзов. В общем ЕС – 25% МТ, АСЕАН – 12% МТ.
  5. Усиление факторов глобализации в направлении формирования единого мирового внешнеторгового пространства (во главе с ВТО, вырабатывающей правила и условия МТ)

Структура

Структура международной торговли, как географическая, так и товарная постоянно меняется, представляя собой в данный момент систему из двух элементов: развитые страны, торгующие в основном между  собой, и развивающиеся страны, поставляющие свою продукцию в развитые страны. 
2 плоскости: 
1) по отношению к участникам – какую долю в МТ занимают . Фактический нынешний лидер МТ – Китай – 8,5%) 
2) с точки зрения отраслевой направленности выделяют 5 товарных групп (послевоенный период развития): машинно-технические товары (МТП)топливо и сырье (Т и С) товары широкого потребления (ТШП) продовольствие и с/х сырье металлы, лесоматериалы и прочие материалы

 

  1. Сущность  и основные предпосылки развития интеграционных процессов.

В некоторых регионах мира отдельные  страны вступают друг с другом в  существенно более интенсивные  экономические отношения, чем с  другими странами. Между ними более  активно идет процесс либерализации  внешнеэкономических связей.

Результатом этого процесса является экономическое  сближение государств и постепенное  переплетение структур их экономик, что  выражается в формировании сначала  торговых, а затем и экономических  группировок и союзов. Процесс  такого рода интенсивного экономического сближения получил название международной экономической интеграции. Термин "интеграция" происходит от лат. integratio - восполнение или integer - целый. Поэтому когда мы говорим о международной экономической интеграции, то имеем в виду сближение, взаимодополнение экономик отдельных стран и постепенное "срастание" их в единое экономическое целое. 
Для такого более интенсивного экономического взаимодействия в отдельных регионах мира складываются особые условия и предпосылки, среди которых можно выделить следующие. 
1. Экономико-географические предпосылки: территориальная близость государств, ресурсная, производственная и научно-техническая взаимодополняемость и способность к взаимной адаптации.  
2. Культурно-этническая близость. Процессы экономического сближения идут значительно быстрее, если между населением участвующих в них стран нет существенных различий в языке, национальных культурах, традициях и обычаях. 
3. Общие исторические корни народов сближающихся стран. Если в прошлом народы этих стран жили в едином государстве или тесно связанных между собой государствах, то для экономического сближения появляются дополнительные предпосылки. 
4. Социально-политические предпосылки. Для осуществления процессов экономического сближения необходимо стремление к объединению со стороны подавляющей части населения этих стран, а также (что весьма существенно) политическая воля их руководства. Роль политического руководства в данном случае состоит в том, чтобы изначально выяснить и определить цели, которые могут быть достигнуты с помощью экономического сближения, его результаты и последствия, а также объемы необходимых затрат и сроки их окупаемости, т.е. решить все проблемы экономической целесообразности экономического сближения и объединения[

 

  1. Понятие протекционизма. Аргументы за и против протекционизма.

Протекционизм (от латинского "protectio"- защита, покровительство)- это экономическая политика государства, направленная на защиту отечественных  производителей товаров от конкуренции  со стороны иностранных фирм.

Сторонники  протекционизма выдвигают аргументы  в его пользу:  
1. Стимулирование производства и увеличение занятости. Сторонники протекционизма утверждают, что ограничение импорта необходимо, во-первых, для того, чтобы поддержать отечественных производителей, сохранить рабочие места и тем самым обеспечить социальную стабильность. Во-вторых, сокращение импорта увеличивает совокупный спрос в стране и тем самым стимулирует рост производства и занятости. 
2. Защита молодых отраслей. Часто приводится аргумент, что протекционизм необходим как временная мера для того, чтобы нарождающиеся перспективные отрасли промышленности, в которых пока высок уровень издержек, смогли сформироваться и укрепить свои позиции. По мере становления этих отраслей и повышения их эффективности уровень протекционистской защиты может снижаться. Особенно часто этот аргумент приводится применительно к развивающимся странам. 
3. Увеличение доходов государственного бюджета. Во многих случаях государство проводит протекционистскую политику, потому что нуждается в дополнительных доходах для покрытия дефицита государственного бюджета.  
4. Обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны. Аргумент в пользу протекционизма в отношении отраслей, выпускающих стратегическую и военную продукцию, носит не экономический, а скорее военно-политический характер. Утверждается, что чрезмерная зависимость страны от импорта может поставить страну в уязвимое положение в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств. 
Аргументы против протекционизма. 
1. Протекционизм уменьшает или сводит на нет выгоды от специализации. Если страны не могут свободно торговать, они должны перебросить ресурсы с эффективного (с низкими издержками) их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей.  
2. Протекционизм уничтожает дух конкуренции, развивает привилегии и порождает ренту по положению. Он вреден и с точки зрения потребителя, которого он заставляет переплачивать за необходимые ему товары и услуги.  
3. Обострение межгосударственных противоречий. Вряд ли можно ожидать, что политика протекционизма, проводимая одной страной, не вызовет ответных мер со стороны ее торговых партнеров. Другими словами, следствием сокращения импорта в результате введения страной тарифных или нетарифных ограничений внешней торговли скорее всего станет сокращение и ее экспорта, а значит, снижение занятости, уменьшение совокупного спроса и т.д. Экономические противоречия между странами могут обостриться до такой степени, что начнутся настоящие торговые войны, которые будут иметь очень серьезные отрицательные последствия для всех вовлеченных в них сторон.  
4. Сокращение экспорта и ухудшение платежного баланса. Протекционистская внешнеторговая политика, сокращая импорт и увеличивая чистый экспорт страны, неизбежно оказывает влияние на уровень обменного курса национальной валюты, способствуя его повышению. В свою очередь, повышение обменного курса стимулирует импорт и сдерживает экспорт. В результате происходит ухудшение состояния платежного баланса страны, что имеет серьезные отрицательные макроэкономическое последствия.

 

 

  1. Сущность международной  экономической деятельности. Препятствия  в МЭД Украины.

Международная экономическая деятельность Украины представляет неоднородный и многоаспектный предмет изучения. Ее можно рассматривать и в  контексте национальных интересов, и в региональном и глобальном масштабах. В первом аспекте такая  деятельность является средством достижения предпринимательских и общегосударственных  целей в процессе сотрудничества с зарубежными партнерами. Во второму  — весь хозяйственный механизм Украины  возникает неотъемлемой составляющей мировой экономики, элементом более  общей системной целостности, интернациональных  рыночных структур.

Главные препятствия:

несовершенство и нестабильность законодательной базы международной  экономической деятельности, отсутствие внутренне согласованной системы  таможенного, налогового регулирования, механизмов банкротства;

неразвитость или отсутствие многих важных учреждений регулирования международной  экономческой деятельности, содействие ей, прежде всего в банковской, страхувальній, кредитной, финансовой сферах;

административные и финансовые ограничения, неблагоприятные для  экспортно-импортных и инвестиционных операций условия таможенного и  налогового регулирования;

дефицит учреждений и организационных структур поддержки  и обслуживания международной экономической  деятельности, в частности информационных, маркетинговых, исследовательских, аналитических  центров, консалтинговых и инжиниринговых служб.

 

 

 

 

  1. Тарифные методы регулирования  международных торговых отношений.

Политика  защиты национального рынка от иностранной  конкуренции путем использования  таможенных тарифов и нетарифных методов регулирования именуется протекционизмом.

Таможенный  тариф – наиболее старый и важный вид торговых ограничений. Он представляет собой сбор, взимаемый с таможенной стоимости товаров при пересечении ими таможенной границы государства по заранее установленным ставкам.

Таможенный  тариф в зависимости от контекста может определяться как:

инструмент  торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка  страны при его взаимодействии с  мировым рынком;

свод  ставок таможенных пошлин, применяемых  к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в  соответствии с товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности;

конкретная  ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного  товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного  тарифа полностью совпадает с  понятием таможенной пошлины.

Таможенная  пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные  пошлины выполняют три основные функции:

фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

В прошлом  таможенный тариф был абсолютно  доминирующей формой государственного регулирования международной торговли и важной статьей доходов бюджета. Он взимался не только с импортируемых  товаров, но и с экспортируемых, а  также следующих транзитом через  территорию той или иной страны.

 

 

  1. Цели внешнеэкономической  деятельности

Основные  цели внешнеэкономической деятельности государства, можно классифицировать таким образом:

Таможенный  контроль товаров, перемещаемых через  государственную границу;

Нетарифное  регулирование экспорта и импорта  отдельных товаров общегосударственного значения;

Меры  оперативного регулирования внешних  экономических связей, включая тарифное регулирование (налоги, пошлины и  сборы).

Эти цели существенно  влияют на определение стратегии  внешнеэкономической деятельности отраслевых министерств, ведомств, отдельных  предприятий и объединений.

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность государства складывается из совокупности предприятий, занимающихся внешнеэкономической  деятельностью. Основной целью ВЭД  государства является ее регулирование.

 

  1. Нетарифные методы регулирования  международных торговых отношений

Основные нетарифные ограничения: импортные квоты, "добровольные" ограничения экспорта и антидемпинговые меры. Из всех видов нетарифных ограничений внешней торговли наибольшее распространение получили импортные квоты — или количественные ограничения объемов иностранной продукции, разрешенной ежегодно к ввозу в страну. "Добровольные " ограничения экспорта (ДОЭ) означают ситуацию, когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страна-экспортер берет на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. Демпинг означает такую практику ведения внешней торговли, когда экспортер продает свой товар за границей по цене ниже той, по которой он продает на внутреннем рынке, или ниже себестоимости производства товара. Обычно к демпингу прибегают в периоды экономических спадов, когда отрасль не хочет сокращать производство, но продать весь товар на внутреннем рынке не имеет возможности. Тогда она обращается к рынкам зарубежных стран, подрывая тем самым их национальное производство, но стабилизирует при этом собственное. Практика международной торговли знает несколько видов демпинга: постоянный, спорадический, хищнический. Постоянный демпинг характеризует долговременную тенденцию фирм- монополистов максимизировать прибыль, продавая товары по более высокой цене на внутреннем рынке по сравнению с мировым рынком, где приходится сталкиваться с конкуренцией иностранных компаний. Спорадический демпинг представляет собой эпизодическую продажу продукции на мировом рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Чаще всего такой демпинг — следствие перепроизводства товаров и стремление не допустить снижения цен на внутреннем рынке. Хищнический демпинг означает временную продажу товара на зарубежных рынках ниже его себестоимости. Целью такого демпинга является, как правило, устранение конкурентов по бизнесу, после чего отмечается заметный рост цен, что дает фирмам возможность реализовать свою монопольную власть в форме монопольной сверхприбыли.

  1. Формы международной экономической деятельности

Важнейшие формы  мировых экономических отношений  следующие:

  1. международная торговля товарами и услугами;
  2. интернациональное перемещение предпринимательского и ссудного капиталов;
  3. международная миграция рабочей силы;
  4. создание совместных предприятий;
  5. развитие международных корпораций;
  6. международное научно-техническое сотрудничество.

Международная торговля представляет собой обмен товарами и услугами через государственные границы. Вывоз капитала представляет собой  вывоз денежных средств из одной  страны в другую для выгодного  их размещения. Вывоз ссудного капитала - это предоставление иностранным  компаниям, банкам, государственным  органам средне- и долгосрочных кредитов в денежной и товарной форме с  целью получения прибыли из-за выгодной нормы ссудного процента. Международная миграция рабочей  силы - это международное перемещение  работников, связанное с поиском  занятости в других странах. Создание совместных предприятий, позволяющее  объединять денежные средства, технологии, управленческий опыт, природные и  другие ресурсы из разных стран и  осуществлять общую производственно-экономическую  деятельность на территории какой-либо одной или всех стран.

Развитие международных  корпораций, деятельность которых осуществляется в основном через прямые зарубежные инвестиции из одной страны в другие страны. Различают транснациональные  и многонациональные корпорации.

Международное научно-техническое  сотрудничество представляет собой  обмен результатами научных исследований и разработок, техническими и технологическими новшествами. Данное сотрудничество может  осуществляться путем обмена научно-технической  информации, учеными и специалистами, проведением научно-исследовательских  работ и разработкой научно-технических  проектов и др.

 

  1. Виды международной миграции и ее причины

Международная миграция рабочей силы - это международное  перемещение работников, связанное  с поиском занятости в других странах. Этот процесс объясняется  возможностью получения более высоких  доходов, лучшими перспективами  социального, профессионального продвижения.

Внешняя миграция рабочей силы подразделяется на:

-   трудовую эмиграцию, то есть выезд трудоспособного населения из страны пребывания для долговременного или постоянного проживания в другой стране;

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"