Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:17, шпаргалка
1. Категория эконом и сфера её применения.
2. Возникновение эконом науки и основные этапы ее развития.
....
76. Рынок труда его элементы и виды. Безработица и её формы,
77. $ масса и её структура. Ликвидность денежных агрегатов.
78. Классическая модель микроэконом равновесия.
Инфляция – превышение $ ед., находящ. в обращении над суммой товарных цен и появление в рез-те этого $, не обеспечен-х товарами и услугами.
Причины И:
1)Дефицит госбюджета
2)Кризис и депрессия
3)Опережение роста з/пл
4) Высокий уровень монополизации
Классификация:
1)По формам проявления:
а открытую(явная) характерна для рыночной эк-ки. Она проявляется в повышении ур-ня тов. цен
б скрытую(подавленная). хар-на для командно-адм. системы, когда гос-во удерживает цены на определенном уровне, но это приводит к дефециту товаров, вызывает развитие спекуляции и функционирование черного рынка.
2)По темпам роста цен:
а)Ползучую(умеренную) И от 4 до 10% в год
б) Галонирующая И от 10 до 200%
в) ГиперИ. свыше 50% в месяц
3) по происхождению:
а) И спроса возникает в усл. Избыточного совокупного спроса . когда произ-во не может отреагировать на его возрастание, увеличение V ВНП
б) И предложения(издержек) означает рост цен в рез-те повышения номин. З/пл, увеличения цен на сырье, топливо, обор-ие. Результатом такого повышения яв-ся рост издержек на ед. продукции, что вызывает рост цен
Последствия И:
1Обесценивание сбережений
2 Сокращение текущего потребления
3 Уменьшение заинтересованности в произ. труде
4Усилив-ся бег от $ к товарам
6 Подавляются стимулы к денеж накоплению
Методы регулирования инфляций
1. Кейнсианский метод – метод в рамках теории кейнсианства. Это активная бюджетная политика, то есть маневрирование доходами и расходами, что мы имеем сейчас в нашей стране.
2. Денежно-кредитное
64. Финансы: сущность и структура финансовой системы страны. Гос бюджет и проблема его дефицита,
Финансы - это совокупность эконом отношений, связанных с созданием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе перераспределения национального дохода.
Функции финансов:
1) воспроизводственная (обеспечения кругооборота производственных и непроизводственных фондов предприятий, осуществление инвестиций, обновление и расширение материальной базы эконом).
2) распределительная (с их помощью происходит распределение и переопределение национального продукта (национального дохода)).
3) стимулирующие (создание финансовых условий для развития преоритетных сфер эконом)
4) контрольные функции (осуществление анализа и контроля важнейших финансовых показателей предприятий)
Своё конкретное воплощение (реализацию) финансы находят в финансовой системе страны.
Финансовая система страны - совокупность учреждений и механизмов, при помощи которых общество образует и использует фонды денежных средств.
Структура финансовой системы страны.
1) Централизованные
или гос финансы, которые
А) бюджетную систему
Б) бюджет соц страхования
В)бюджет имущественного и личного страхования
Г) внебюджетные фонды
2) децентрализованные финансы - финансы коммерческих и некоммерческих юр лиц, а так же общественных организаций (доходы).
Гос бюджет - это основной централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны.
К основным показателям гос бюджета РФ относят:
1) расходы
2) доходы
3) превышение расходов над доходами (дефицит гос бюджета)
4) профицит гос бюджета
Особенности:
Расходная часть бюджета показывает направление и цели бюджетных ассигнований, включая в себя все невозвратные платежи, независимо от того, являются ли они возмездными (заплаченными в обмен на что-то) или безвозмездными, и для каких целей осуществляются.
Налог - это устанавливаемая законом форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов государственной или местной власти, строящаяся на основе безвозмездности, безвозвратности, обязательности.
Налоговая система - закрепленная законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания
Принципы налоговой системы :
1)всеобщность (охват налогами всех субъектов хоз-вования);
2)обязательность (субъекты хоз-вования обязаны уплачивать налоги в строго установленные сроки, неуплата карается законом);
3)равнонапряженность (взимание налогов по единым ставкам независимо от субъекта хоз-вования).
Функции налогов:
1)фискальная -обеспечивает поступление средств в гос-ную казну
2)регулирующая- заключается в возможности влияния на процесс общ-ного воспроиз-ва: стимулировать развитие отдельных отраслей, расширять и сокращать платежеспособный спрос населения и т.д.
Классификация налогов:
По объектам:
1) на доходы
2) на имущество
3) налог на расходы
По способу взимания:
1) Прямые - это налоги, устанавливаемые непосредственно на доход или имущество,
2) Косвенные - это налоги на товары или услуги, оплачиваемые в цене товара, или включенные в тариф. Косвенные налоги называют еще налогами на потребление
По способу определения размеров налога:
1) пропорциональные -означает неизменность ставки (налог на прибыль)
2)прогрессивным, если его средняя ставка повышается по мере возрастания налоговой базы. (подоходный налог с физических лиц)
3) регрессивные (понижение ставки по мере роста дохода) косвенные налоги (например, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины) которые представляют собой надбавку к цене товара.
По субъектам налогообложения:
1) налоги на физ лиц
2) налоги на юр лиц
По субъектам получателя налога:
1) общенациональные
2) региональные
3) местные
Принципы налогообложения:
1) Обязательная уплата всеми
2) удобство и дешевизна взимания
3) налог должен быть
четко определён по сроку,
4) размер налога не должен приносить вреда
5) налоги берут с дохода, а не с капитал
Доходы.
Обязательные безвозвратные платежи физ л юр лиц, которые поступают в бюджет. Материальной основой доходов госбюджета является перераспределение национального дохода, при этом налоги, гос займы являются инструментами этого перераспределения. Через бюджет и формы соц страхования перераспределяется от 1/3, до 2/3 национального дохода.
В соответствии с принятой классификацией доходы ГБ в РФ подразделяются на 2 группы:
1) текущие доходы (налоговые и неналоговые доходы)
Налоговые доходы - безвозмездные и безвозвратные платежи физ и юр лиц, в том числе штрафы и пени, за нарушение налогового законодательства.
Неналоговые доходы - доходы от использования имущества, дивиденды по акциям и иным ценным бумагам + штрафы, не связанные с нарушениями налогового законодательства.
Доходы от продажи
излишнего имущества и
Капитальные доходы - доходы от продажи основных фондов, гос запасов и резервов земли и т.д.
Соц. политика – это деятельность гос-ва и др. субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда, смягчение неравенства в распределении доходов и создании условий для обеспечения относительной соц справедливости и равенства.
Совр-ая высокоразвитая рын. эк-ка харак-ся усилением взаимосвязи соц-ых и эк-их факторов. Социальная политика призвана обеспечить формирование и расширение соц базы реформ, регулирование отношений между предпринимателями и работниками, защиту интересов малообеспеченных слоев населения и других его групп, испытывающих объективные трудности в связи с рыночной перестройкой хоз-ва. Главным субъектом соц политики является гос в лице центральных институтов власти, но важную роль в придании реформам необходимой соц ориентации играют и другие общественные институты - партии и профсоюзы,
Очевидно, что успех реформ зависит от того, происходит ли в ходе их осуществления улучшение эконом положения основной массы населения. В связи с этим, деятельность всех субъектов соц политики должна быть направлена на расширение соц базы реформ, на постоянное увеличение числа людей, доходы, уровень и образ жизни которых растут и качественно совершенствуются по мере углубления реформационных преобразований. Особо важным компонентом соц политики в переходный период является регулирование-занятости, имеющее, помимо эконом, большое полит, идеологическое и психологическое значения. Необходимы как меры финансовой поддержки безработных с помощью пособий, так и, прежде со структурной перестройкой эконом.
Мировое хоз-во.
Мир. эк-ке (мировому хоз-ву, всемирному хоз-ву) можно дать широкое и узкое определение. По широкому опр., мир. эк-ка – это сумма всех нац. экономик мира. По узкому опр. – это совокупность только тех частей нац. экономик, кот. взаимодействуют с внешним миром. Однако различие м/у двумя опр. становится все менее заметным, так как в любой стране остается все меньше отраслей и подотраслей, которые не взаимодействуют с внешним миром прямо или косвенно, например, через те отрасли нац. эк-ки, кот. активно торгуют на внеш. рынке.
Хотя на протяжении большей части XX в. гос. регулир. эк-ки усиливалось, в последние 10-летия преобладает тенденция к дерегуляции (либерализации). Различают внутри- и внешнеэк. либерализацию. Последняя начала сменять внешнеэк. протекционизм как главное направление во внешнеэк. деят. развитых стран в 50-60 гг., а в остальных группах стран – позже. В рез-те, эконом большинства стран мира превращаются во все более открытые, хар-ующиеся более высокими темпами эк. роста по сравнению с закрытыми эк-ками.
70.Внешняя торговля: теоретические основы осуществления и способы государственного регулирования.
Развитие мировой торговли связано с тем, что участие в ней дает странам немалый эконом эффект. Сущность его заключается в следующем. Внешняя торговля состоит в обмене экспортируемых товаров на импортируемые (валюта служит лишь средством обмена товаров). Эффект возникает из различия национальных стоимостей товаров и их цен на мировом рынке
Какой бы отстающей по уровню развития производительных сил ни была страна, она может получить значительный эффект от участия в мировой торговле за счет того, что будет специализироваться на производстве и продаже товаров, для которых отношение мировой цены к внутренней цене (или к издержкам произ-ва) наиболее высоко; и сокращать произ-во и приобретать за рубежом те товары, для которых это отношение наиболее низко.
Возможность получения дополнительного эконом эффекта ведет к развитию специализации произ-ва в мировой эконом и увеличению масштабов мировой торговли.
На состояние внешней торговли страны влияют прежде всего следующие факторы:
- Состояние национального произ-ва (фаза промышленного цикла), конкурентоспособность его продукции на мировом рынке.
- Курс национальной валюты и его динамика. Заниженный курс валюты благоприятствует росту экспорта и сдерживает рост импорта. Завышенный курс действует в противоположном направлении.