Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:00, шпаргалка
Методы и принципы макроэкономического анализа-абстрагирование, (использование моделей для исследования и объяснения экономических процессов и явлений); сочетание методов дедукции и индукции; сочетание нормативного и позитивного анализа; использование принципа «при прочих равных условиях», предположение о рациональности поведения экономических агентов и др. Особенность макроэкон. анализа состоит в том, что его важнейшим принципом выступает агрегирование. Агрегирование представляет собой объединение отдельных элементов в одно целое, в агрегат, в совокупность. Агрегирование позволяет выделить четыре макроэкон. агента: домохозяйства, фирмы, государство, иностранный сектор.
1.Предмет макроэкономики. Методы и принципы макроэкономического анализа
2. Макроэкономическая модель кругооборота продуктов, ресурсов и доходов в экономической системе. Включение государства в модель кругооборота.
3. ВВП (ВНП) как основной показатель национального производства. Чистый национальный продукт, национальный доход, располагаемый доход.
4. Методы расчета ВВП
5.Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП. Инфлирвоание и дефлирование.
6. Совокупный спрос как экономическая модель потребляемого ВНП. Кривая совокупного спроса
7. Неценовые факторы совокупного спроса
8.Совокупное предложение как экономическая модель национального производства. Особенности кривой совокупного предложения
9. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Неценовые факторы совокупного предложения.
10.Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос – совокупное предложение». Равновесный объем национального производства.
11.Влияние изменения совокупного спроса и совокупного предложения на равновесие в экономике при полной и неполной занятости ресурсов. Эффект храповика.
12. Сущность экономического роста. Измерение экономического роста. Факторы экономического роста.
13. Типы экономического роста. Научный прогресс и экономический рост.
14. Циклический характер развития экономики. Теории экономического цикла.
15. Фазы экономического цикла, их характеристики.
16. Типы экономических циклов и их периодичность.
17. Безработица как форма макроэкономической нестабильности причины и измерение безработицы.
18. Социально-экономические последствия безработицы. Закон Оукена.
19. Типы безработицы. Естественный уровень безработицы.
20. Инфляция как проявление экономической нестабильности. Сущность, причины инфляции.
21. Измерение инфляции. Виды инфляции
22. Социально-экономические последствия инфляции. Влияние инфляции на перераспределительные процессы.
23. Типы инфляции: инфляция спроса и инфляция предложения. Роль инфляционных ожиданий на перераспределительные процессы.
24. Основные черты антиинфляционной политики государства.
25. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филиппса.
26. Потребление как главный компонент совокупных расходов. Функция потребления и функция сбережения.
27. Средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению.
28.Влияние на потребление и сбережения факторов, не связанных с доходом.
29. Инвестиции и факторы их определяющие. Структура инвестиций. Сбережения как источник инвестиций.
30. Нестабильность инвестиций. Мультипликатор инвестиций.
31. Классическая модель макроэкономического равновесия на товарном рынке.
32. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия на товарном рынке. Определение равновесного объема произ-ва методом сопоставления совокупных расходов и объема произ-ва.
33. определение равновесного объема производства в кейнсианской модели методом «изъятий и инъекций». Равенство инвестиций и сбережений как условие макроэкономического равновесия.
34. Кривая IS (инвестиции - сбережения) как модель макроэкономического равновесия на товарном рынке. Наклон и сдвиги кривой IS.
35. Государственный бюджет: сущность, функции. Формирование доходов государства. Баланс между доходами и расходами государственного бюджета.
36. Концепции балансирования госбюджета..
37. Дефицит государственного бюджета: понятие, виды и способы финансирования.
38. Государственные расходы как инструмент фискальной политики. Мультипликатор государственных расходов.
39. Сущность и принципы налогообложения. Функции налогов.
40. Виды налогов. Налоговая система. Кривая Лаффера.
41 Налоги как инструмент фискальной политики. Влияние налогов на совокупный спрос. Налоговый мультипликатор.
42. Государственный долг: причины образования и система управления. Внешний и внутренний долг, их влияние на экономическое развитие страны.
43. Фискальная политика в ходе экономического цикла. Цели и механизм реализации стимулирующей и сдерживающей фискальной политики.
44. Недискреционная (автоматическая) фискальная политика
45. Банковская система, ее структура и функции в рыночной экономике.
46. Функции Центрального банка в рыночной экономике.
47. Функции коммерческих банков. Банковская система и создание денег. Денежный мультипликатор.
48. Понятие спроса на деньги и факторы его определяющие.
49. Концепции спроса на деньги.
50. Предложение денег. Денежные агрегаты.
51. Денежный рынок. Равновесие денежного рынка. Последствия изменений в предложении денег на параметры равновесия денежного рынка.
52. Кривая LM – кривая равновесия денежного рынка. Наклон и сдвиги кривой.
53. Равновесие товарного и денежного рынка. Модель IS-LM
54.Макроэкономический анализ фискальной политики в модели «IS-LM” . Эффект вытеснения
55. Денежно-кредитная политика: сущность, цели. Рестрикционная и экспансионистская денежно-кредитная политика.
56. Макроэкономический анализ денежно-кредитной политики в модели IS-LM, ликвидная и инвестиционная ловушки.
57. Передаточный механизм денежно-кредитной системы: кейнсианский и монетаристский подходы.
58.Основные инструменты денежно-кредитной политики.
59. Модель IS-LM с гибкими ценами.
60. Валютный курс. Факторы, влияющие на валютный курс. Фиксированные и гибкие валютные курсы.
Во всех точках ниже IS, совокупный спрос больше совокупного предложения, рынок не в равновесии.
Сдвиги кривой IS происходят под влиянием следующих факторов:
- изменением автономного
- изменение гос закупок
- изменение чистых налогов
- изменение запланированных
- изменение чистого экспорта
Наклон кривой IS отрицательный.
Кривая IS более пологая в случае, если:
- инвестиции и чистый экспорт
высокочувствительны к
- если предельная склонность к потреблению МРС велика.
- если предельная ставка налогообложения не велика.
- если предельная склонность к импортированию не велика
35. Государственный бюджет: сущность, функции. Формирование доходов гос-ва. Баланс между доходами и расходами государственного бюджета.
Бюджет- это роспись государственных доходов и расходов на определённый срок, утверждённая в законодательном порядке.
Функции бюджета
Фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов.
Функция экономического регулирования - это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики.
Социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.
В бюджете находит своё отражение структура расходов и доходов государства. Расходы показывают направления и цели бюджетных ассигнований.
Расходы: затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование),Затраты на хозяйственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям), Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, Административно-управленческие расходы (содержание милиции, юстиции), Платежи по государственному долгу
Доходы:
Налоги, Неналоговые поступления (доходы от государственной собственности, государственной торговли), Взносы в государственные фонды
Сбалансированность
Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. Если расходы бюджета превосходят доходы, то налицо бюджетный дефицит .
Дефицит бюджета – это сумма,
на которую в данном году расходы
бюджета превосходят его
Государственный долг-это сумма накопленных в стране за определённый период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это же время положительных сальдо бюджета.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита.
Во-вторых, определить насколько опасен то или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. Госбюджет должен быть сбалансирован ежегодно, правительство должно стремиться к балансу м/доходами и расходами; но, на практике это может привести не к стабилизации эк-ки, а наоборот, к углублению экономического цикла.
36. КОНЦЕПЦИИ БАЛАНСИРОВАНИЯ ГОСБЮДЖЕТА.
Госбюджет должен быть сбалансирован ежегодно, правительство должно стремиться к балансу м/доходами и расходами; но, на практике это может привести не к стабилизации эк-ки, а наоборот, к углублению экономического цикла.
Г.б. должен быть сбалансирован не
каждый год , а за несколько лет, т.е.
за продолжительность
Концепция функциональных финансов; проблема сбалансированности г.б. является не главной, а второстепенной, первостепенное значение имеет стабилизация развития нац. эк-ки
.
37. Дефицит государственного бюджета: понятие, виды и способы финансирования.
Дефицит гос бюджета – сумма на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы.
Причины:спад общ-го произ-ва, рост предельных издержек, массовая эмиссия денег, неоправданные соц программы, огромные расходы на содержание госаппарата, налоговых органов, приписки, хищения.
Виды: структурный и циклический: структурные сдвиги в бюд происходят в результате изменений в системе налогообложения и гос расходов. Поэтому дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюдж, наз структурным. Однако при исполнении гос бюджета реальный дефицит оказывается больше структурного. причиной этого является характерный для рыночной экономики циклический характер развития. Спад произ-ва приводит к тому, что доход ы предпринимателей и населения сокращ-ся. Следовательно сокращ и налоговые поступления в госбюджет. В то же время растут расходы, т.к. растут выплаты по безработице и др соц программам. Разность между реальным и структурным дефицитом составляет циклический дефицит.
Способы покрытия гос дефицита: 1. увеличение налогов – однако это ведет к снижению деловой активности и стимулов к труду 2.гос займы. Выпуск ценных бумаг – однако ведет к увеличению гос долга. 3. эмиссия необходимого к-ва денег-однако это ведет к росту инфляции.
Уровень дефицита=дефицит гос бюдж/
38. Государственные расходы как инструмент фискальной политики. Мультипликатор государственных расходов.
К фискальной политике относится деятельность гос-ва по формированию и расходованию бюджетных средств. Госуд-ные расходы являются важным инструментом макроэкономической политики, т.к. они оказывают существенное влияние на распределение не только дохода, но и ресурсов. Крупными статьями явл расходы на оборону, образование, выплата пособий. Налогообложение также явл важным инструментом политики. Налоги играют значительную роль в распределении доходов между различными сферами экономики и социальными группами населения. Манипулируя гос расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию.
Мультипликатор гос расходов показывает умноженное приращение ВНП в результате увеличения гос расходов. Кмл=∆ВНП/∆ГР (приращение ВНП/приращение гос расходов)
Коэффициент мультипликации показывает, во сколько раз общий прирост ВНП превосходит прирост гос расходов. Таким образом, повышение гос расходов на определенную величину вызывает изменение нац дохода, а изменение доходов увеличивает совокупный спрос, что в свою очередь вызывает рост нац производства.
39. Сущность и принципы налогообложения. Функции налогов.
Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход гос-ва юридические и физические лица. Доходы от налогов поступают как в местные бюджеты так и в гос бюджет.
Принципы:
1.подданые гос-ва должны
2.налог должен быть четко опрделен(срок уплаты, способ и сумма платежа).
3.каждый налог должен
4.каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно сверх того, что он приносит казначейству гос-ва.
Ф-ции:
1.фискальная – она состоит
в формировании доходов гос-ва,
которые нужны ему для
2.перераспределительная – заключается в перераспределении доходов от богатых к бедным, из одних отраслей в другие и т.д.
3.экономическая-состоит в
40. Виды налогов. Налоговая система. Кривая Лаффера.
по форме взимания налоги делятся
на прямые- непосредственно взимаются
с доходов и имущества
Налоги: подоходный н-г на физ лиц, на прибыль, на добавленную ст-ть, акцизы, н-г на пользование природными ресурсами, н-г на недвижимость, н-г на экспорт и импорт, земельный н-г,н-г на топливо, транзитный, гос пошлина и сборы и др. Наибольший удельный вес приходится на 1.подоходный н-г, 2.НДС, 3.акцизы.
1.взимается по прогрессивной шкале. В облагаемый доход не включаются пособия по соц страхованию и соц обеспечению, алименты, пенсии, минимум зарплаты и т.д.
2.НДС – это разница между ценой реализованной продукции и ценой материалов и сырья, потребленных при произ-ве продукции. НДС относится к косвенным н-гам, его величина добавляется к ценен товара и оплачивается покупателем.
3.акцизы- косвенные н-ги, фиксируемые в определенном размере в виде надбавок к цене товаров и услуг.
Налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами. Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, форм и методов их установления и ввода в действие; система налоговых органов, форм и методов налогового контроля; права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства.
Зависимость между ставками н-га и
налоговыми поступлениями в бюджет
обосновал амер.эксперт А.
Осн.точки для анализа:
1.ставка н-га =0, поступлений в бюджет нет
2.ставка н-га =100% поступлений в бюджет нет, все уходят в теневую экономику.
3.в точке А достигается максимум поступлений в бюджет следов-но ставка Rа является оптимальной.
4.дальнейший рост нал-вой
Кривая Лаффера показывает, что более низкая ставка увелич число объектов налогообложения, привлекая к предпринимательской деят-ти большее число людей, чем при высоких н-вых ставках, и наоборот.
(Кривая не дает ответа на впрос, при какой ставке налогообложения поступления н-гов будут максимальны, ибо такая ставка н-гов различна для разных стран и зависит от многих факторов: от нал-вой политики, размеров и струк-ры гос сектора экономики и т.д.)
41 Налоги как инструмент фискальной политики. Влияние налогов на совокупный спрос. Налоговый мльтипликатор.
Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения.
Налоги являются одним из основных инструментов фискальной политики,так как государство с их помощью воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.
Увеличение налогов применяется в краткосрочном периоде в сдерживающей фискальной политике в целях снижения темпов инфляции, а также в целях сокращения совокупного спроса и тем самым помогает снизить инфляцию спроса.
Экономический смысл эффекта налогового мультипликатора следующий. При снижении ставки налога увеличивается уровень располагаемого дохода, что приводит к увеличению эффективного спроса во всех смежных сферах экономики по аналогии с механизмом инвестиционного мультипликатора. При понижении ставок налога уменьшается величина налоговых поступлений в госбюджет, что приводит к росту располагаемого дохода. В результате равновесный ВВП увеличивается.
42. Государственный долг: причины образования и система управления. Внешний и внутренний долг, их влияние на экономическое развитие страны.
гос долг – общая сумма задолж-ти страны другим странам, организациям и отдельным лица, а также своим юр и физ лицам.
Различают внутренний и внешний долг.
Внутренний – это
Внешний гос долг – это задолженность гос-ва гражданам, орг-циям и правительствам других стран.
При внешнем долге нация вынуждена отдавать странам-кредиторам часть своего реального богатства для погашения как самого долга, так и процентов по нему, что негативно сказывается на экономич развитии страны-заемщике. Рост внешнего долга способствует также снижению международного авторитета страны и негативно влияет на состояние торговли страны с другими странами. Вследствие сокращения экспорта нарушается внешнеторговый баланс, что приводит к новым внешним займам. Для регулирования внешнего долга устанавливается его лимит(его доля в ВНП или отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год- не должен этот показатель превышать 25%)