Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:00, шпаргалка

Описание

Методы и принципы макроэкономического анализа-абстрагирование, (использование моделей для исследования и объяснения экономических процессов и явлений); сочетание методов дедукции и индукции; сочетание нормативного и позитивного анализа; использование принципа «при прочих равных условиях», предположение о рациональности поведения экономических агентов и др. Особенность макроэкон. анализа состоит в том, что его важнейшим принципом выступает агрегирование. Агрегирование представляет собой объединение отдельных элементов в одно целое, в агрегат, в совокупность. Агрегирование позволяет выделить четыре макроэкон. агента: домохозяйства, фирмы, государство, иностранный сектор.

Содержание

1.Предмет макроэкономики. Методы и принципы макроэкономического анализа
2. Макроэкономическая модель кругооборота продуктов, ресурсов и доходов в экономической системе. Включение государства в модель кругооборота.
3. ВВП (ВНП) как основной показатель национального производства. Чистый национальный продукт, национальный доход, располагаемый доход.
4. Методы расчета ВВП
5.Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП. Инфлирвоание и дефлирование.
6. Совокупный спрос как экономическая модель потребляемого ВНП. Кривая совокупного спроса
7. Неценовые факторы совокупного спроса
8.Совокупное предложение как экономическая модель национального производства. Особенности кривой совокупного предложения
9. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Неценовые факторы совокупного предложения.
10.Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос – совокупное предложение». Равновесный объем национального производства.
11.Влияние изменения совокупного спроса и совокупного предложения на равновесие в экономике при полной и неполной занятости ресурсов. Эффект храповика.
12. Сущность экономического роста. Измерение экономического роста. Факторы экономического роста.
13. Типы экономического роста. Научный прогресс и экономический рост.
14. Циклический характер развития экономики. Теории экономического цикла.
15. Фазы экономического цикла, их характеристики.
16. Типы экономических циклов и их периодичность.
17. Безработица как форма макроэкономической нестабильности причины и измерение безработицы.
18. Социально-экономические последствия безработицы. Закон Оукена.
19. Типы безработицы. Естественный уровень безработицы.
20. Инфляция как проявление экономической нестабильности. Сущность, причины инфляции.
21. Измерение инфляции. Виды инфляции
22. Социально-экономические последствия инфляции. Влияние инфляции на перераспределительные процессы.
23. Типы инфляции: инфляция спроса и инфляция предложения. Роль инфляционных ожиданий на перераспределительные процессы.
24. Основные черты антиинфляционной политики государства.
25. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филиппса.
26. Потребление как главный компонент совокупных расходов. Функция потребления и функция сбережения.
27. Средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению.
28.Влияние на потребление и сбережения факторов, не связанных с доходом.
29. Инвестиции и факторы их определяющие. Структура инвестиций. Сбережения как источник инвестиций.
30. Нестабильность инвестиций. Мультипликатор инвестиций.
31. Классическая модель макроэкономического равновесия на товарном рынке.
32. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия на товарном рынке. Определение равновесного объема произ-ва методом сопоставления совокупных расходов и объема произ-ва.
33. определение равновесного объема производства в кейнсианской модели методом «изъятий и инъекций». Равенство инвестиций и сбережений как условие макроэкономического равновесия.
34. Кривая IS (инвестиции - сбережения) как модель макроэкономического равновесия на товарном рынке. Наклон и сдвиги кривой IS.
35. Государственный бюджет: сущность, функции. Формирование доходов государства. Баланс между доходами и расходами государственного бюджета.
36. Концепции балансирования госбюджета..
37. Дефицит государственного бюджета: понятие, виды и способы финансирования.
38. Государственные расходы как инструмент фискальной политики. Мультипликатор государственных расходов.
39. Сущность и принципы налогообложения. Функции налогов.
40. Виды налогов. Налоговая система. Кривая Лаффера.
41 Налоги как инструмент фискальной политики. Влияние налогов на совокупный спрос. Налоговый мультипликатор.
42. Государственный долг: причины образования и система управления. Внешний и внутренний долг, их влияние на экономическое развитие страны.
43. Фискальная политика в ходе экономического цикла. Цели и механизм реализации стимулирующей и сдерживающей фискальной политики.
44. Недискреционная (автоматическая) фискальная политика
45. Банковская система, ее структура и функции в рыночной экономике.
46. Функции Центрального банка в рыночной экономике.
47. Функции коммерческих банков. Банковская система и создание денег. Денежный мультипликатор.
48. Понятие спроса на деньги и факторы его определяющие.
49. Концепции спроса на деньги.
50. Предложение денег. Денежные агрегаты.
51. Денежный рынок. Равновесие денежного рынка. Последствия изменений в предложении денег на параметры равновесия денежного рынка.
52. Кривая LM – кривая равновесия денежного рынка. Наклон и сдвиги кривой.
53. Равновесие товарного и денежного рынка. Модель IS-LM
54.Макроэкономический анализ фискальной политики в модели «IS-LM” . Эффект вытеснения
55. Денежно-кредитная политика: сущность, цели. Рестрикционная и экспансионистская денежно-кредитная политика.
56. Макроэкономический анализ денежно-кредитной политики в модели IS-LM, ликвидная и инвестиционная ловушки.
57. Передаточный механизм денежно-кредитной системы: кейнсианский и монетаристский подходы.
58.Основные инструменты денежно-кредитной политики.
59. Модель IS-LM с гибкими ценами.
60. Валютный курс. Факторы, влияющие на валютный курс. Фиксированные и гибкие валютные курсы.

Работа состоит из  2 файла

Шпоры по макроэкономике.doc

— 394.50 Кб (Скачать документ)

Специфика внутр долга такова, что  страна должна сама себе (отношения  между гражданами страны), поэтому  его рост менее опасен чем внешнего. Однако сущ след последствия внутр долга.

1.выплата % по гос долгу приводит  к усилению неравенства в доходах  населения.

2.повышние ставок н-гов с целью  доп-го получения средств для  выплаты внутр долга значительно  подрывает экономические стимулы  развития проз-ва, роста производительности  труда, что замедляет развитие экономики.

3. усиливается неуверенность населения  в своем будущем, а инвесторы  неохотно вкладывают свои капиталы.

4.продавая новые облигации и  используя выручку для выплаты  держателям погашенных облигаций,  правительство тем самым увелич спрос на деньги, следствием этого является увеличение процентной ставки и уменьшение в связи с этим спроса на деньги со стороны частных инвесторов.

 

43. Фискальная политика в ходе экономического цикла. Цели и механизм реализации стимулирующей и сдерживающей фискальной политики.

Фискальная политика – совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения для достижения поставленных перед экономикой целей. Ее основными задачами являются обеспечение устойчивого экономического развития, увеличение занятости, снижение инфляции. Цели: сглаживание негативов экономического цикла, достижение высокой занятости, снижение темпов инфляции, стимулирование экономического роста. Различают: дискреционную и недискреционную ф.п. Основные инструменты ф.п.: изменение налоговых ставок, изменение величины гос. расходов. Изменение величины гос расходов включает: гос закупки товаров и услуг, гос трансферты, гос инвестиции, организация общественных работ. Типы ф.п.: стимулирующая и сдерживающая. Стимулирующая ф.п. проводится в период, когда эк-ка нах-ся в спаде  и имеет целью рост реального ВВП и уровня занятости: ↑ гос расходов, ↓ налогов, и то и другое. Повышение гос расходов вызывает изменение нац. дохода, а изменение доходов увеличивает совокупный спрос ⇒ рост объёма и результатов нац. пр-ва. Сдерживающая ф.п. проводится с целью ↓ инфляции и стабилизации уровня цен в эк-ке: ↓ гос расходов, ↑ налогов, и то и другое.

 

44. Недискреционная (автоматическая) фискальная политика

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика гос-ва осуществляется пассивно на основе автоматического изменения  уровня финанс-ния гос-х проектов и автоматического изменения  налогов и сборов. При этом стабилизаторами, работающими по принципу саморегулирования, являются:

1. Изменения налоговых поступлений.  Сумма налогов зависит от величины  доходов населения и предприятий.  В период спада производства  доходы начнут уменьшаться, что  автоматически сократит налоговые  поступления в казну. Следовательно, увеличатся доходы, остающиеся у населения, предприятий. Это позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного спроса, что положительно скажется на развитии экономики.

2. Системы пособий по безработице  и социальные выплаты. Они также  оказывают автоматическое антициклическое воздействие. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса.

В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат. Существуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.

Главное достоинство недискреционной  фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить.

 

45. Банковская система, ее структура и функции в рыночной экономике.

 Банковская система – это совокупность кредитно-финансовых учреждений страны, которые аккумулируют денежные средства и представляют их в пользование субъектам рынка на условиях срочности, платности и возвратности. Кредитная система гос-ва состоит из банковской системы и небанковских кредитно-финансовых институтов. Банковская система включает всю совокупность банков в национальной экономике страны. Сущ два уровня банк. системы.

1й уровень образует централь  банк и совокупность банковских  учреждений, выполняющих функции централь. банка. За ними закреплена монополия на эмиссию нац денежных знаков, операции с ценными бумагами на открытом рынке, установление нормы резервов для коммерческих банков и др сберегательных учреждений, установление учетной ставки, изъятие из обращения денег, хранение золотовалютных резервов страны, выполнение кредитно-расчетных операций для правительства , хранение резервов коммерч банков и других депозитных учреждений страны и контроль за их деятельностью, поддержание нац валюты и т.д.

2й уровень образуют коммерческие  банки (частные и гос-ные). –  это финансовые институты страны, получившие спец лицензию от  централь банка на право принимать  вклады от населения и фирм  и предоставлять им кредиты.

 

46. Функции Центрального банка в рыночной экономике.

 Центральный банк – это эмиссионный банк, т.е. банк, наделенный правом эмиссии денежных знаков в обращение. Главная задача Центрального банка – управление эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью банковской системы. Центральный банк располагает крупными средствами, так как его пассивы – это средства бюджета и наличные деньги в обращении. Это обстоятельство дает ему возможность оказывать поддержку другим банкам и руководить их деятельностью.

ЦБ становится центром по организации  банковского дела в стране, вокруг которого группируются все прочие банки и кредитно-финансовые институты.

ФУНКЦИИ ЦБ:

-   эмиссионная;

-   контроль денежного обращения;

-   аккумуляция и хранение  кассовых резервов коммерческих  банков;

-   кредитование КБ, ЦБ  является кредитором последней инстанции;

-   проведение денежно-кредитной  политики;

-   регулирование кредитной  системы, надзор за деятельностью  кредитных организаций;

-   управление государственным  долгом;

-   государственная регистрация  кредитных организаций, выдача лицензий им и организациям, занимающихся их аудитом;

-   валютное регулирование  и валютный контроль.

Важнейшим источником ресурсов ЦБ является эмиссия денежных знаков. Все кассовые резервы концентрируются в ЦБ и их поступление в хозяйственный оборот происходит посредством пополнения кассы коммерческих банков через учреждения ЦБ. Все банки осуществляют безналичные расчеты через посредство ЦБ, а в случае необходимости – получают кредиты ЦБ. В итоге и наличный, и безналичный обороты денежных средств концентрируются в ЦБ и его учреждениях.

 

47. Функции коммерческих банков. Банковская система и создание денег. Денежный мультипликатор.

Функции коммерческих банков

Сегодня коммерческий  банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных  банковских продуктов  и  услуг. Не все банковские операции повседневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения (например, выполнение международных расчетов или трастовые  операции).Но есть определенный базовый набор, без которого банк не может существовать и нормально функционировать. К таким конструирующим операциям банка относят:

·      прием депозитов;

·      осуществление денежных платежей и расчетов;

·      выдача кредитов.

Кроме этих основных существует еще  ряд операций(лизинг, факторинг и т.д..)

Счета и депозиты

Свыше 90%   всей потребности в  денежных средствах для осуществления  активных операций банк покрывает за счет привлеченных средств. Основную часть этих средств составляют депозиты, т.е.  деньги,  внесенные в банк клиентами - частными лицами и компаниями.

В большинстве стран классификация  депозитных счетов основана на  учете  двух моментов: срока депозита до момента  изъятия и категории вкладчика.

 Депозиты до востребования  - дают возможность владельцам  получать наличные деньги по первому требованию и   осуществлять платежи с  помощью выписки чека. Главным достоинством этих счетов является   их  высокая  ликвидность,   возможность  их   непосредственного использования   в   качестве   средства  платежа. Основной недостаток - отсутствие уплаты процентов  по  счету. Взнос и  изъятие  денег  осуществляется как частями,  так и полностью в любое время без ограничений. Владелец счета уплачивает банку   комиссию  за  пользование  счетом   в  виде твердой месячной ставки или за каждый выписанный чек.

Денежный мультипликатор - числовой коэффициент, показывающий во сколько  раз возрастет либо сократится денежное предложение в результате увеличения либо сокращения вкладов в кредитно-денежную систему на одну денежную единицу. Денежный мультипликатор рассчитывается как отношение денежной массы к денежной базе.

 

48. Понятие спроса на деньги и факторы его определяющие.

В отличие от обычного спроса на товарных рынках, который формируется как  поток купленных товаров за определенный период, спрос на деньги выступает как запас денег, который стремятся иметь в своем распоряжении экономические субъекты на определенный момент. Спрос на деньги – это то количество денег (наличность + бессрочные депозиты), которые люди желают иметь. Кейнсианская теория предпочтения ликвидности объясняет, почему люди предпочитают хранить деньги и выделил три мотива, побуждающие хранить деньги:

1. хранение денег для сделок, то есть для ежедневного финансирования текущих расходов (Трансакционный мотив).

2. сбережение денег на случай будущих непредвиденных расходов (Мотив предосторожности).

3. сохранение денег в ожидании падения цен активов (Спекулятивный мотив).

Величина спроса на деньги, сберегаемых  для этих целей, зависит от двух основных факторов (при неизменном уровне цен): процентной ставки и уровня дохода. Эту зависимость можно выразить в виде функции:    QDm = f(i,Y).

· Люди, храня деньги, отказываются от возможного дохода в виде процента, процентная ставка, следовательно, является альтернативными издержками хранения денег, это ценовой фактор спроса на деньги: чем выше процентная ставка, тем меньше величина спроса на деньги;

· Чем больше доход, тем больше величина спроса на деньги при любом уровне процентной ставки. Это неценовой  фактор спроса на деньги.

 

49. Концепции спроса на деньги.

Факторы спроса на деньги:

1) уровень дохода;

2) скорость обращения денег;

3) ставка процента.

Количественная теория денег определяет спрос на деньги с помощью уравнения  обмена МV = РY.

Предполагается, что скорость обращения V – величина постоянная. При условии постоянства V изменение количества денег в обращении М должно вызвать пропорциональное изменение номинального ВНП (РY). Но, согласно классической теории реальный ВНП (Y) изменяется медленно и только при изменении величины факторов производства и технологии можно предположить, что Y меняется с постоянной скоростью, а на коротких отрезках времени - постоянен. Поэтому колебания номинального ВНП будут отражать изменения уровня цен. Таким образом, изменение количества денег в обращении не окажет влияния на реальные величины, а отразится на колебаниях номинальных переменных. Это явление получило название «нейтральности денег».

Классическая теория связывает  спрос на деньги главным образом  с реальным доходом. Кейнсианская –  считает основным фактором – ставку процента. Хранение денег в виде наличности связано с определенными издержками. Они равны проценту, который можно было бы получить, положив их в банк или использовав на покупку других финансовых активов, приносящих доход. Чем выше ставка процента, тем больше мы теряем потенциального дохода, тем выше альтернативная стоимость хранения денег в виде наличности, а значит тем ниже спрос на деньги.

 

50. Предложение денег. Денежные агрегаты.

Под предложением денег понимают денежную массу в обращение т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.

Предложение денег в экономике  осуществляет государство посредством  банковской системы, включающей Центральный  банк (ЦБ) и коммерческие банки (КБ).

В целом предложение денег включает в себя наличность и депозиты. Наличность, поступившая в экономику от ЦБ, распределяется по следующим направлениям: одна часть оседает в кассе домашних хозяйств и фирм, другая поступает в КБ в виде депозитов.

Для поддержания ликвидности КБ из имеющихся у них депозитов формируют на специальном счете в ЦБ обязательные резервы, представляющие собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным показателям пассивных (депозитов) или активных (кредитных вложений) операций. Оставшаяся у КБ часть денежных средств, называемая избыточными резервами, может выдаваться в виде ссуд населению и фирмам.

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"